Право человека в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:44, лекция

Краткое описание

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10—11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Право на образование.docx

— 94.25 Кб (Скачать файл)

 

    Помимо перечисленных  основных принципов, опосредованное  влияние на образовательно-правовой  статус граждан оказывают принципы, определяющие характер и структуру  российской системы образования  в целом:

1) единство федерального  культурного и образовательного  пространства;

2) защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства;

3) демократический государственно-общественный  характер управления образованием;

4) широкая автономия образовательных  учреждений, наличие академических  свобод;

5) гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

6) научный характер образования, его постоянное развитие и  совершенствование;

7) светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

8) совместное обучение  лиц мужского и женского пола. 

 

      Определение таких  принципов имеет важное общетеоретическое  и практическое значение. В то  же время, как подчеркивает Л. Д. Воеводин, следует учитывать, что, с одной стороны, принципы представляют  собой «императивные нормы, в  соответствии с которыми должны  быть приведены все остальные  нормы», но, с другой стороны, они  являются своего рода «идеальной  установкой, которая не всегда  претворяется в жизнь». [5]

 

    При условии  наполнения данных принципов  конкретным правовым содержанием  они являются надежной основой, позволяющей обеспечить соответствующий  правовой статус российских граждан  и как субъектов образовательного  права, и как субъектов образовательных  правоотношений.

 

     Таким образом, можно констатировать, что основополагающие  федеральные нормативно-правовые  акты России устанавливают базовые  государственные гарантии права  на образование, которые направлены  на создание условий и средств, обеспечивающих реализацию и  всестороннюю охрану указанного  права.

 

    

 

      16. Виды государственных  гарантий конституционного права на образование в РФ.

 

 Что касается законодательства субъектов РФ, то оно, наряду с подтверждением норм, содержащихся в федеральном законодательстве, может устанавливать дополнительные гарантии права на образование в конкретном субъекте, например с учётом местных национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона.

 

     По нашему мнению, в силу особенностей государственного  устройства России, многонационального  состава её населения одной  из важнейших гарантий права  на образование в условиях  нашей страны является возможность  обучения на родном языке. В  связи с чем, необходимо более  подробно остановиться на данном  вопросе.

 

     Как известно, Конституция РФ [6] относит право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При том, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст. 68), Конституция РФ гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68).

 

      С учетом особенностей  конституционно-правового статуса  республик в составе России  Конституция РФ признает за  ними право устанавливать свои  государственные языки и использовать  их в органах государственной  власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик  наряду с государственным языком  Российской Федерации (ч. 2 ст. 68). Языковая  политика, в том числе обеспечение  права российских граждан на  получение образования на родном  языке, а также свободы выбора  языка обучения, является предметом  совместного ведения Российской  Федерации и ее субъектов. В  соответствии с Конституцией  РФ (п.п. «б», «е» ч. 1 ст. 72) и Законом  Российской Федерации «О языках  народов Российской Федерации» [7] субъекты РФ вправе принимать  законы и иные нормативные  правовые акты о защите прав  граждан на свободный выбор  языка общения, воспитания, обучения  и творчества. Кроме того, указанным  законом устанавливается принцип  государственных гарантий равноправия  языков: Российская Федерация гарантирует  всем ее народам независимо  от их численности равные права  на сохранение и всестороннее  развитие родного языка, свободу  выбора и использования языка  общения. [8]

 

      Аналогичные положения  содержатся в Законе Российской  Федерации «Об образовании» [9], который, кроме того, закрепляет, что субъекты  Российской Федерации в соответствии  с их статусом и компетенцией  вправе принимать в области  образования законы и иные  нормативные правовые акты, не  противоречащие федеральным законам  в области образования (п.3 ст.3).

 

       Право на получение  основного общего образования  на национальном (родном) языке и  на выбор языка воспитания  и обучения зафиксировано также  в Федеральном законе «О национально-культурной  автономии». [10] При этом установлено, что органы государственной власти  РФ и субъектов РФ обеспечивают  проведение государственной политики, направленной на сохранение и  развитие национальных (родных) языков.

 

      Необходимо отметить, что в целом в системе образования  изучается 76 родных языков народов  России. Около 20% российских образовательных  учреждений обучает на родном (нерусском) языке моноэтничный контингент  учащихся. [11] В структуре российской  образовательной системы эти  школы, традиционно называемые «национальными», выступают как особый и самостоятельный  тип учебных заведений.

 

     В соответствии  с Законом РФ «Об образовании» [12] изучение русского языка во  всех имеющих государственную  аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, регламентируется  государственными образовательными  стандартами. При этом устанавливаются  государственные образовательные  стандарты, включающие федеральный  и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент  образовательного учреждения.

 

     На основании  сказанного, можно констатировать, что федеральное законодательство  в сфере прав граждан на  свободный выбор языка обучения  в целом соответствует взятым  Российской Федерацией международным  обязательствам и создает надлежащую  правовую основу для реализации  конституционного права на образование.

 

     Таким образом, подводя краткий итог необходимо  отметить, что право человека  и гражданина на образование  обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем  законодательстве Российской Федерации  в сфере образования. Главным  требованием, предъявляемым к таким  гарантиям, является их действенность  и эффективность: они должны обеспечить  человеку и гражданину реальное  пользование предоставленными Конституцией  и законом благами.

 

     Юридические гарантии  права на образование служат  тем надежным мостиком, который  обеспечивает необходимый в основах  правового статуса личности переход  от общего к частному, от прокламируемой  в законе возможности к действительности.

 

     Можно также  отметить, что важнейшей гарантией  права на образование является  его доступность. Доступность образования  определяется двумя факторами: политикой  государства в этой сфере и  уровнем материального благосостояния  его граждан.

 

      Ввиду того, что  в соответствии с Конституцией  РФ [13] наряду с Федерацией правом  законодательного регулирования  отношений в сфере образования  наделены и субъекты Российской  Федерации, их подходы могут оказывать  значительное влияние на возможности  реализации права на образование., в связи с чем проблемы с  реализацией права на образование  в субъектах РФ могут возникать  даже при наличии государственных  гарантий в федеральном законодательстве.

 

17. Проблемы в российском  образовании: общий анализ ситуации.

 

 Как известно, современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.

 

     В этой ситуации главным условием инновационного устойчивого развития является способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан.

 

     Всё это обуславливает первостепенную значимость образования в современной России.

 

     Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует о том, что в системе прав и обязанностей участников образовательной деятельности имеют место несоответствия, что в свою очередь является доказательством того, что законодательство в данной сфере не в полной мере обеспечивает реализацию гражданами права на образование. Поэтому оно требует дальнейшего совершенствования. Для того чтобы работа по законодательному обеспечению права на образования носила целенаправленный характер, необходимо выявить те звенья в системе образования, в которых нарушения носят наиболее существенный характер.

 

     Одной из важнейших  проблем российского образования, создающей препятствия полноценной  реализации гражданами конституционного  права на образование является  его хроническое недофинансирование. И это несмотря на то, что  в последнее время удалось  добиться опережающего по сравнению  с общеэкономическими показателями  роста расходов на данную сферу. Так, Н. В. Васильева считает, что  государство не вкладывает в  образование средств, необходимых  для обеспечения его должного  качества. [1] В результате уже  сейчас остро проявляются проблемы  дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности, не всегда высокой квалификации  преподавателей. В сложившейся ситуации  преподаватели имеют совершенно  неадекватный уровень гарантированной  оплаты труда, что противоречит  ратифицированным нашей страной  международным актам. По всей  видимости, при сохранении прежних  параметров, отток преподавательских  кадров продолжится, а процесс  их обновления замедлится еще  больше. Следствием этого будет  дальнейшее снижение качества  получаемого образования.

 

      В настоящий  момент средний возраст работников  системы образования составляет 40,1 года, хотя российские педагогические  вузы ежегодно готовят достаточное  количество выпускников-педагогов. [2] Молодые специалисты крайне  неохотно идут работать в учебные  учреждения из-за очень низкого  уровня заработной платы. В вузах  ситуация еще более сложная. Как  отмечает Н. В. Васильева, структура  профессорско-преподавательского состава  значительно сдвинута в сторону  старшего, а нередко и преклонного  возраста. [3]

 

      В связи с  этим в ближайшее время необходимо  не только воссоздать, но и  повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию  преподавателей и учителей, в  первую очередь, к педагогическому  труду, а также к плодотворному  участию в модернизации отечественной  системы образования в целом.

 

      Не смотря на  предпринимаемые государством в  последнее время усилия, сложной  остаётся ситуация с износом  основных фондов учебных учреждений, который превышает 37 процентов, коэффициент  их обновления (в сопоставимых  ценах) составляет лишь 1,2 процента  в год. [4]

 

     Очевидно, что до  сих пор государство не определилось  в вопросе о степени своего  участия в развитии системы  образования. С одной стороны, государство  стремится расширить свои контрольные  функции в образовательной сфере, с другой - не готово к наращиванию  затрат в образовательной среде  в необходимых объемах, что ведет  к снижению участия государства  в обеспечении образовательных  прав граждан. Назревает реальная  проблема вытеснения бесплатного  обучения, гарантированного Конституцией  России и законодательством об  образовании. Эта тенденция вступает  во все более заметное противоречие  как с Конституцией Российской  Федерации, так и с фундаментальными  интересами российского общества.

 

    

 

    18. Проблема корруупции  в российском образовании.

 

 Ещё одной важной проблемой, создающей определённые трудности в реализации права на образование в РФ, является коррупция. Поборы и злоупотребления утвердились на всех уровнях российской образовательной иерархии, являясь уродливой изнанкой базового недофинансирования системы образования. Нередко они носят латентный характер. Родителей школьников и студентов настойчиво призывают к оказанию посильной материальной помощи учебному заведению. Широко практикуются также и переэкзаменовки на коммерческой основе. Подобного рода практика не только подрывает доверие к отечественному образовательному сообществу, но и выступает непреодолимым препятствием для соглашения с ведущими европейскими странами о взаимной конвертации дипломов государственного образца. В настоящее время за рубежом котируются дипломы лишь около десяти российских высших учебных заведений.

Информация о работе Право человека в сфере образования