Помимо перечисленных
основных принципов, опосредованное
влияние на образовательно-правовой
статус граждан оказывают принципы,
определяющие характер и структуру
российской системы образования
в целом:
1) единство федерального
культурного и образовательного
пространства;
2) защита и развитие
системой образования национальных
культур, региональных культурных
традиций и особенностей в
условиях многонационального государства;
3) демократический государственно-общественный
характер управления образованием;
4) широкая автономия образовательных
учреждений, наличие академических
свобод;
5) гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности;
6) научный характер образования,
его постоянное развитие и
совершенствование;
7) светский характер образования
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
8) совместное обучение
лиц мужского и женского пола.
Определение таких
принципов имеет важное общетеоретическое
и практическое значение. В то
же время, как подчеркивает Л.
Д. Воеводин, следует учитывать, что,
с одной стороны, принципы представляют
собой «императивные нормы, в
соответствии с которыми должны
быть приведены все остальные
нормы», но, с другой стороны, они
являются своего рода «идеальной
установкой, которая не всегда
претворяется в жизнь». [5]
При условии
наполнения данных принципов
конкретным правовым содержанием
они являются надежной основой,
позволяющей обеспечить соответствующий
правовой статус российских граждан
и как субъектов образовательного
права, и как субъектов образовательных
правоотношений.
Таким образом,
можно констатировать, что основополагающие
федеральные нормативно-правовые
акты России устанавливают базовые
государственные гарантии права
на образование, которые направлены
на создание условий и средств,
обеспечивающих реализацию и
всестороннюю охрану указанного
права.
16. Виды государственных
гарантий конституционного права на образование
в РФ.
Что касается законодательства
субъектов РФ, то оно, наряду с подтверждением
норм, содержащихся в федеральном законодательстве,
может устанавливать дополнительные гарантии
права на образование в конкретном субъекте,
например с учётом местных национальных,
социально-экономических, географических,
демографических и других конкретно-исторических
особенностей региона.
По нашему мнению,
в силу особенностей государственного
устройства России, многонационального
состава её населения одной
из важнейших гарантий права
на образование в условиях
нашей страны является возможность
обучения на родном языке. В
связи с чем, необходимо более
подробно остановиться на данном
вопросе.
Как известно, Конституция
РФ [6] относит право на пользование родным
языком, на свободный выбор языка общения,
воспитания, обучения и творчества к числу
основных прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации. При том, что государственным
языком Российской Федерации на всей ее
территории является русский язык (ч. 1
ст. 68), Конституция РФ гарантирует всем
народам России право на сохранение родного
языка, создание условий для его изучения
и развития (ч. 3 ст. 68).
С учетом особенностей
конституционно-правового статуса
республик в составе России
Конституция РФ признает за
ними право устанавливать свои
государственные языки и использовать
их в органах государственной
власти, органах местного самоуправления,
государственных учреждениях республик
наряду с государственным языком
Российской Федерации (ч. 2 ст. 68). Языковая
политика, в том числе обеспечение
права российских граждан на
получение образования на родном
языке, а также свободы выбора
языка обучения, является предметом
совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. В
соответствии с Конституцией
РФ (п.п. «б», «е» ч. 1 ст. 72) и Законом
Российской Федерации «О языках
народов Российской Федерации» [7]
субъекты РФ вправе принимать
законы и иные нормативные
правовые акты о защите прав
граждан на свободный выбор
языка общения, воспитания, обучения
и творчества. Кроме того, указанным
законом устанавливается принцип
государственных гарантий равноправия
языков: Российская Федерация гарантирует
всем ее народам независимо
от их численности равные права
на сохранение и всестороннее
развитие родного языка, свободу
выбора и использования языка
общения. [8]
Аналогичные положения
содержатся в Законе Российской
Федерации «Об образовании» [9], который,
кроме того, закрепляет, что субъекты
Российской Федерации в соответствии
с их статусом и компетенцией
вправе принимать в области
образования законы и иные
нормативные правовые акты, не
противоречащие федеральным законам
в области образования (п.3 ст.3).
Право на получение
основного общего образования
на национальном (родном) языке и
на выбор языка воспитания
и обучения зафиксировано также
в Федеральном законе «О национально-культурной
автономии». [10] При этом установлено,
что органы государственной власти
РФ и субъектов РФ обеспечивают
проведение государственной политики,
направленной на сохранение и
развитие национальных (родных) языков.
Необходимо отметить,
что в целом в системе образования
изучается 76 родных языков народов
России. Около 20% российских образовательных
учреждений обучает на родном
(нерусском) языке моноэтничный контингент
учащихся. [11] В структуре российской
образовательной системы эти
школы, традиционно называемые «национальными»,
выступают как особый и самостоятельный
тип учебных заведений.
В соответствии
с Законом РФ «Об образовании»
[12] изучение русского языка во
всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных учреждениях,
за исключением дошкольных, регламентируется
государственными образовательными
стандартами. При этом устанавливаются
государственные образовательные
стандарты, включающие федеральный
и региональный (национально-региональный)
компоненты, а также компонент
образовательного учреждения.
На основании
сказанного, можно констатировать,
что федеральное законодательство
в сфере прав граждан на
свободный выбор языка обучения
в целом соответствует взятым
Российской Федерацией международным
обязательствам и создает надлежащую
правовую основу для реализации
конституционного права на образование.
Таким образом,
подводя краткий итог необходимо
отметить, что право человека
и гражданина на образование
обеспечивается посредством гарантий,
предусмотренных в действующем
законодательстве Российской Федерации
в сфере образования. Главным
требованием, предъявляемым к таким
гарантиям, является их действенность
и эффективность: они должны обеспечить
человеку и гражданину реальное
пользование предоставленными Конституцией
и законом благами.
Юридические гарантии
права на образование служат
тем надежным мостиком, который
обеспечивает необходимый в основах
правового статуса личности переход
от общего к частному, от прокламируемой
в законе возможности к действительности.
Можно также
отметить, что важнейшей гарантией
права на образование является
его доступность. Доступность образования
определяется двумя факторами: политикой
государства в этой сфере и
уровнем материального благосостояния
его граждан.
Ввиду того, что
в соответствии с Конституцией
РФ [13] наряду с Федерацией правом
законодательного регулирования
отношений в сфере образования
наделены и субъекты Российской
Федерации, их подходы могут оказывать
значительное влияние на возможности
реализации права на образование.,
в связи с чем проблемы с
реализацией права на образование
в субъектах РФ могут возникать
даже при наличии государственных
гарантий в федеральном законодательстве.
17. Проблемы в российском
образовании: общий анализ ситуации.
Как известно, современный
мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху,
когда большая часть экономического богатства
создается вне среды материального производства.
Многократно увеличивается значимость
и стоимость интеллектуального труда,
возрастает роль информации и информационных
технологий, а экономика знаний становится
важнейшей отраслью народного хозяйства.
В этой ситуации главным
условием инновационного устойчивого
развития является способность оставаться
на острие научно-технического прогресса,
задавать тон в новейших технологиях,
влиять на мир силой идей, культуры, надежно
обеспечивать безопасность государства
и граждан.
Всё это обуславливает
первостепенную значимость образования
в современной России.
Однако, к сожалению, что
до настоящего времени все еще имеются
многочисленные факты, когда конституционное
право на образование гражданами не может
быть реализовано в полной мере. Это свидетельствует
о том, что в системе прав и обязанностей
участников образовательной деятельности
имеют место несоответствия, что в свою
очередь является доказательством того,
что законодательство в данной сфере не
в полной мере обеспечивает реализацию
гражданами права на образование. Поэтому
оно требует дальнейшего совершенствования.
Для того чтобы работа по законодательному
обеспечению права на образования носила
целенаправленный характер, необходимо
выявить те звенья в системе образования,
в которых нарушения носят наиболее существенный
характер.
Одной из важнейших
проблем российского образования,
создающей препятствия полноценной
реализации гражданами конституционного
права на образование является
его хроническое недофинансирование.
И это несмотря на то, что
в последнее время удалось
добиться опережающего по сравнению
с общеэкономическими показателями
роста расходов на данную сферу.
Так, Н. В. Васильева считает, что
государство не вкладывает в
образование средств, необходимых
для обеспечения его должного
качества. [1] В результате уже
сейчас остро проявляются проблемы
дефицита педагогических кадров,
особенно в сельской местности,
не всегда высокой квалификации
преподавателей. В сложившейся ситуации
преподаватели имеют совершенно
неадекватный уровень гарантированной
оплаты труда, что противоречит
ратифицированным нашей страной
международным актам. По всей
видимости, при сохранении прежних
параметров, отток преподавательских
кадров продолжится, а процесс
их обновления замедлится еще
больше. Следствием этого будет
дальнейшее снижение качества
получаемого образования.
В настоящий
момент средний возраст работников
системы образования составляет
40,1 года, хотя российские педагогические
вузы ежегодно готовят достаточное
количество выпускников-педагогов.
[2] Молодые специалисты крайне
неохотно идут работать в учебные
учреждения из-за очень низкого
уровня заработной платы. В вузах
ситуация еще более сложная. Как
отмечает Н. В. Васильева, структура
профессорско-преподавательского состава
значительно сдвинута в сторону
старшего, а нередко и преклонного
возраста. [3]
В связи с
этим в ближайшее время необходимо
не только воссоздать, но и
повысить престиж профессии педагога,
позитивно изменить мотивацию
преподавателей и учителей, в
первую очередь, к педагогическому
труду, а также к плодотворному
участию в модернизации отечественной
системы образования в целом.
Не смотря на
предпринимаемые государством в
последнее время усилия, сложной
остаётся ситуация с износом
основных фондов учебных учреждений,
который превышает 37 процентов, коэффициент
их обновления (в сопоставимых
ценах) составляет лишь 1,2 процента
в год. [4]
Очевидно, что до
сих пор государство не определилось
в вопросе о степени своего
участия в развитии системы
образования. С одной стороны, государство
стремится расширить свои контрольные
функции в образовательной сфере,
с другой - не готово к наращиванию
затрат в образовательной среде
в необходимых объемах, что ведет
к снижению участия государства
в обеспечении образовательных
прав граждан. Назревает реальная
проблема вытеснения бесплатного
обучения, гарантированного Конституцией
России и законодательством об
образовании. Эта тенденция вступает
во все более заметное противоречие
как с Конституцией Российской
Федерации, так и с фундаментальными
интересами российского общества.
18. Проблема корруупции
в российском образовании.
Ещё одной важной проблемой,
создающей определённые трудности в реализации
права на образование в РФ, является коррупция.
Поборы и злоупотребления утвердились
на всех уровнях российской образовательной
иерархии, являясь уродливой изнанкой
базового недофинансирования системы
образования. Нередко они носят латентный
характер. Родителей школьников и студентов
настойчиво призывают к оказанию посильной
материальной помощи учебному заведению.
Широко практикуются также и переэкзаменовки
на коммерческой основе. Подобного рода
практика не только подрывает доверие
к отечественному образовательному сообществу,
но и выступает непреодолимым препятствием
для соглашения с ведущими европейскими
странами о взаимной конвертации дипломов
государственного образца. В настоящее
время за рубежом котируются дипломы лишь
около десяти российских высших учебных
заведений.