Система гарантий защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в теоретическом обосновании концепции обеспечения международных стандартов прав человека и их значении в развитии правовой системы Украины через формирование национальной системы и механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:
- осуществить ретроспективный анализ развития доктрины прав и свобод человека с целью установления истоков появления правовой конструкции «международные права человека».
- установить идейные предпосылки и практическое значение внедрения международных стандартов прав человека в правовую систему Украины

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....9
1. Философско-правовые основы становления и развития идеи прав человека……..13
1.1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека……………………………….....18
1.2 . Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины………………………………………………………………….......22
2. Система гарантий защиты прав человека……………………………………………29
2.1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………...39
2.2. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека……………………………………………..…………………………....45
3. Социально-правовой механизм обеспечения прав человека…………………..……54
3.1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека…………………….60
3.2. Механизмы региональных международных сообществ по защите прав человека. Европейская защита прав человека…………………………………………………..69
3.3 . Внутригосударственные механизмы защиты прав человека…………………..….74
Заключение………………………………………………………………….…………81
Список использованных источников……..……………………………...………......89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Иван Александрович  Ильин (1883 - 1954), сторонник концепции  естественного права, последователь  П.И. Новгородцева, полагал, что естественное право лежит в основе положительного права (тех норм, которые устанавливаются правовой властью и подлежат применению), присутствует в нем. А правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью, т.е. право, соответствующее самому "естеству" человека как духовно-нравственного существа, не что иное, как естественное право. Ильин вводит понятие правосознания, считая, что чем более развито правосознание, тем совершеннее будет и "положительное право", и руководимая им внешняя жизнь людей [5, c. 26]. Распространение идей о правах человека , изучение этого процесса с точки зрения историко-правового опыта, позволяют сделать несколько важных, на мой взгляд, выводов. 

 Эволюция  идей о правах человека показала, что для их восприятия, а тем  более использования в законодательной  практике необходимы серьезные культурные предпосылки, прежде всего, наличие образованных слоев в обществе, способных сначала понять эти идеи, а затем в доступной форме разъяснить как власти, так и населению страны. К сожалению, в Украине идеи естественного права не стали частью массового правового сознания. Эволюция идей о правах человека, как показало ее изучение, тесно связана с уровнем экономического развития страны.Если в европейских странах эти идеи были лозунгом, политическом кредо буржуазии, уже в XVIII в., то в Украине социальная база для их распространения была, в основном, создана лишь к концу XIX в. Распространение идей естественного права в экономически отсталой стране, с неразвитой социальной структурой, где даже правовое оформление дворянства, опоры престола произошло в конце XVIII в., а основная масса населения находилась в крепостной зависимости, сопровождалось значительными трудностями. Отражение идей о правах человека в российском законодательстве, несмотря на его более чем скромные формы и объемы, не только имело место, но и способствовало, не всегда прямо, развитию экономики, культуры, правовой мысли.

 

    1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека.

 

Система прав и  свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В историческом контексте современные исследователи в последнее время все чаще  говорят о так называемых трех поколениях прав человека.

Права человека  являются базовым, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в   котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Мы не будем останавливаться здесь на определение категории «права человека» и «права гражданина», а также различий «прав и свобод»  так как подробнее об этом говорилось уже. Для нашего рассмотрения существенно то, что основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия «поколения прав человека». 

Первым поколением прав человека принято считать гражданские  и политические права. Они были завоеваны  в ходе буржуазно-демократических  революций в Европе, а также  в результате борьбы США за свою независимость. Политические права были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо, от их социального положения. Авторы французской Декларации прав и свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных бедствий и испорченности правительства является невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими [6, c. 86].

Второе поколение  прав человека формировалось под  действием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце XIX – начале XX столетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно развитых стран. Демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т. д. [7, c. 41].

Социально-экономические  права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН.   

В период после  второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека, так называемые права солидарности, имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.

Права третьего поколения – коллективные права, а не какие-либо «новые» права  индивида. Разумеется, отдельный человек  принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано  не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности [8, c. 49].

По мнению И. А. Алебастровой: «На третьем этапе  эволюции прав и свобод, в связи  с резким ухудшением состояния окружающей среды он пополнился экологическими правами и свободами. Развитие научно-технического прогресса обусловило появление в конституциях информационных прав и свобод (например, современные конституции провозглашают не только тайну переписки, но и тайну коммуникаций в целом, подразумевая также тайну телефонных и телеграфных сообщений)».

Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь  времен, общий  прогресс в этой области.

Сегодня пришло время говорить о «четвертом» поколении прав человека, соединяющем в себе как разработку новых приоритетных тем в этой области (например, проблем биоэтики, прав национальных меньшинств, борьбы с расизмом и ксенофобией, противодействия терроризму и организованной преступности, положение детей и т.д.), так и их реализацию с помощью международного контроля, мониторинга за соблюдением прав и свобод. [9, c. 37].

Сегодня мы сталкиваемся с человеком нового поколения. Современный  мир оказался в веке биотехнологий. Под влиянием глобализации, научно-технического прогресса, особенно в области информатики, медицины, генетики, клонирования, трансплантации, перечень прав все более распространяется. С развитием цивилизации человек подчинила себе почти все сферы жизни общества. В современных условиях научные исследования все больше концентрируются в области генно-инженерной деятельности. Высокий уровень развития таких вопросов позволяет решать многие социально-важные проблемы, возникающие в различных сферах жизни человека. Вместе с тем, масштабные исследования в области генетики, биологии и медицины влекут за собой неограниченную власть над человеком, порождают целый ряд проблем, прежде всего - правового характера.

Еще П. И. Новгородцев  замечал, что «время от времени понятия  должны переворачиваться, чтобы могла начаться новая жизнь». Это хорошо демонстрирует сфера прав человека. Можно сказать, что сегодня научные исследования в области прав человека вновь открываются благодаря развитию науки, техники, производства. Однако научно-технический прогресс имеет свои положительные и отрицательные черты. С одной стороны, развитие науки и техники принесли улучшение уровня жизни, новые рабочие места, но с другой стороны, достижения медицины, генетики, биологии и химии поставили общество в качественно иной состояние. То есть, человечество оказалось на новой стадии развития, в связи с чем уже давно возникла необходимость проработки нового - четвертого - поколения прав, которые станут вызовом XXI в., когда речь пойдет «о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о космической социализации человечества» [10, c. 172]. Еще в 1996 г. А.П. Семитко предположил, что необходимо выделить четвертое поколение прав, к которым он отнес права человека, связанные с осуществлением абортов, эвтаназии, другие такие же правомочности. М.П. Авдеенкова обосновывает такую категорию как «право на физическую свободу». Некоторые, например, Г. Б. Романовский перечень прав четвертого поколения ограничивает правом на самоубийство, на эвтаназию. При этом, эвтаназию и самоубийство рассматривает как элементы права на смерть.

По взглядам Ф.М. Рудинского, права четвертого поколения  должны защищать человека от угроз, связанных  с экспериментами в области генетической наследственности человека, то есть это  такие права человека, которые связанные с клонированием и другими открытиями в области биологии.

Сегодня мы должны определить научную основу четвертого поколения прав человека: принять  указанные возможности личности и признать их правомерным поведением; установить ограничение этих человеческих возможностей; признать эти возможности, опираясь на принципы морали, справедливости. После этого можно будет преступить к правовому закреплению данных возможностей.

 

    1. Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины.

 

В Уставе Организации  Объединенных Наций, принятом после  Второй мировой войны и свержения  тоталитарных фашистских режимов, которые  свели на нет права человека и  даже само его существование, было провозглашено, что одной из целей деятельности ООН является международное сотрудничество для содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Еще тогда Украина как одно из государств — учредителей ООН согласно ст. 55 Устава ООН взяла на себя эти обязательства [11, c. 14].

Для обеспечения  провозглашенной цели Генеральная  Ассамблея ООН приняла 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, где впервые в истории был установлен перечень основных прав и свобод человека, которые подлежат соблюдению во всем мире, а также было согласовано юридическое содержание этих прав и свобод и определены легальные случаи допустимых их ограничений. Всеобщая декларация была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и поэтому носила в то время рекомендательный характер. На ее основе ООН подготовила и в 1966 г. открыла для подписания и ратификации Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые были ратифицированы Украиной в 1973 г. Свыше ста стран мира ратифицировали каждый из этих пактов. Благодаря международному признанию норм Всеобщей декларации в конституциях более 120 стран мира перечень, содержание и допустимые ограничения прав и свобод, которые содержатся в декларации, стали общепризнанными обычными нормами международного права, то есть международными стандартами прав человека, которых должны придерживаться все страны мира. На Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.) представители 171 государства, в том числе и Украины, подтвердили универсальность и общеобязательность международных стандартов прав человека и подчеркнули, что их выполнение является важным фактором существования демократического общества в любой стране.

Общее признание  международных стандартов обусловливает обязательство всех государств мира согласиться на международный контроль над соблюдением этих стандартов в национальной правовой системе. Кроме того, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах и Факультативному протоколу к нему 1966 г., Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Украина, ратифицировав их, взяла на себя обязательства предоставлять конвенционным органам доклады о соблюдении прав и свобод, предусмотренных этими конвенциями, и выполнять замечания этих органов, а также принимать участие в других формах международного контроля [12, c. 78].

Кроме того, присоединившись  к Конвенции о защите прав и  основных свобод человека 1950 г., Украина взяла на себя обязательства относительно имплементации этого документа в национальное законодательство. Особенностью этой конвенции выступает установление механизма международного контроля, важнейшим элементом которого является деятельность Европейского суда по правам человека, рассматривающего заявления любых лиц, неправительственных организаций или групп лиц о нарушении положений конвенции или протоколов к ней. Государства — участники конвенции обязались никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Особые формы  международного контроля предусмотрены  Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987г.,  которую Украина ратифицировала 5 мая 1997 г. В соответствии с этой конвенцией действует Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. В нем работают представители всех государств-участников, в том числе и Украины. Комитет проводит инспекции на местах на предмет соблюдения конвенции всеми государствами-участниками и по результатам инспекций готовит доклад о состоянии соблюдения конвенции, который в конфиденциальном порядке предоставляет правительству государства, где проводилась инспекция. Правительство должно принять необходимые меры по устранению указанных нарушений и доложить комитету. В случае отказа государства сотрудничать с комитетом последний может сделать достоянием гласности факты нарушений и обязательно докладывает Комитету министров Совета Европы о результатах своей работы. Таким образом, сегодня Украина взяла на себя обязательства принимать участие в международных средствах имплементации универсальных и европейских конвенций в области прав человека.

Информация о работе Система гарантий защиты прав человека