Система гарантий защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в теоретическом обосновании концепции обеспечения международных стандартов прав человека и их значении в развитии правовой системы Украины через формирование национальной системы и механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:
- осуществить ретроспективный анализ развития доктрины прав и свобод человека с целью установления истоков появления правовой конструкции «международные права человека».
- установить идейные предпосылки и практическое значение внедрения международных стандартов прав человека в правовую систему Украины

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....9
1. Философско-правовые основы становления и развития идеи прав человека……..13
1.1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека……………………………….....18
1.2 . Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины………………………………………………………………….......22
2. Система гарантий защиты прав человека……………………………………………29
2.1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………...39
2.2. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека……………………………………………..…………………………....45
3. Социально-правовой механизм обеспечения прав человека…………………..……54
3.1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека…………………….60
3.2. Механизмы региональных международных сообществ по защите прав человека. Европейская защита прав человека…………………………………………………..69
3.3 . Внутригосударственные механизмы защиты прав человека…………………..….74
Заключение………………………………………………………………….…………81
Список использованных источников……..……………………………...………......89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Международная защита прав приобретает, особенно в  последнее время, большое значение.

Организационная структура европейской системы  защиты прав человека:

1. Европейская  комиссия по правам человека (состоит  из 43 человек, избираемых сроком  на три года);

2. Европейский  суд по правам человека - единый  юрисдикционный орган, работающий на постоянной основе - всего 39 судей (в его составе действует Большая палата - 17 судей, которая занимается вопросами внутрисудебной апелляции);

3. Комитет министров  Совета Европы - функции ограничиваются  только надзором за исполнением  окончательных постановлений Европейского суда.

Все они являются субъектами формирования европейского права как органичного «сплава» англо - американского и континентального типа правовых систем. Их уставная форма (европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Уставы Комиссии и Суда, Процедурные правила работы Комиссии и Суда) имеет прецедентное содержание.

Европейская система  защиты прав человека включает две  возможности (два права):

• Возможность (право) личности подавать индивидуальные петиции;

• Право государств - участников Европейской системы защиты прав человека инициировать производство по делам о нарушении прав любых людей, включая иностранцев.

Прежде чем  подавать петицию, необходимо предварительно исчерпать все внутренние средства защиты, соответствующие общепризнанным нормам международного права, а также соблюдение сроков давности - со дня вынесения окончательного решения национальными властями должно пройти не более 6 месяцев.

Петиция должна быть приемлемой, то есть:

1. Не может быть анонимной;

2. Не может повторять петицию, ранее уже рассматриваемую судом или являющуюся предметом другой процедуры международного разбирательства;

3. Не должна противоречить по содержанию положениям Конвенции или протокола к ней;

4. Должна быть обоснованной и правомерной.

На современном  этапе развития правовое государство  не может существовать, игнорируя  социально-правовой механизм реализации принципов правового государства, поскольку именно через него формируются  взаимоотношения государства и  личности. Именно таким путем государство осуществляет функцию социальной защиты прав человека, регулирует распределительные отношения, финансирует социальные программы, занимается «выравниванием» социального неравенства.

 

    1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека.

 

Международный механизм защиты прав и свобод человека весьма многообразен. Координирующим центром этого механизма являются система ООН и Верховный комиссар ООН по правам человека. Отдельные контрольные функции выполняют ООН и ее специализированные учреждения (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.), комитеты и комиссии (например, комитеты по правам человека, против пыток, по ликвидации расовой дискриминации в отношении женщин, по правам ребенка; комиссии по положению женщин, социального развития, Комиссия ООН по правам человека, Европейская комиссия по правам человека и др.), Международный суд ООН, Европейский суд по правам человека, Международный Комитет Красного Креста и др. 48-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН с учетом Венской декларации и программы действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 14-25 июня 1993 г.), Резолюцией 48/141 от 20 декабря 1993 г. учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека - должность, соответствующую уровню заместителя Генерального секретаря ООН, с размещением в Женеве и отделением связи в Нью-Йорке.

Международная защита прав человека – это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и  свободы человека, обязательства  государств по практическому претворению  в жизнь этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и, непосредственной защиты попранных прав отдельного человека.

Пакты о правах человека и другие международные  акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и свобод, причем, с одной стороны, фиксируют обязательства государств по внедрению национальных средств защиты, а с другой — вводят и прямо регламентируют международные средства защиты.

Исходное положение  о национальном (внутригосударственном) механизме было впервые сформулировано в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».1

Следующим шагом  стало признание того, что «право на правовую защиту» (термин Пакта о гражданских и политических правах), принадлежащее человеку, реально лишь при соответствующих обязанностях государства и его органов.

Одновременно  — и это подчеркивает нормативное  значение пактов — было установлено, что правовой защите подлежат права  и свободы, признаваемые в пактах. Следовательно, на национальные суды и  другие компетентные государственные  органы возлагалась обязанность защищать не только конституционные, но и международные договорные права.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Пакта о гражданских  и политиче¬ских правах каждое государство  обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты; установление права на правовую защиту для любого лица через судебные, административные или законодательные органы; применение компетентными властями средств правовой защиты.

Государства —  участники СБСЕ в Итоговом документе Венской встречи от 15 января 1989 г. выразили намерение обеспечивать эффективные средства правовой защиты и определили их конкретное содержание применительно к взаимоотношениям компетентных органов государства с теми, кто заявляет, что их права нарушены.

Высшей формой правового регулирования в этой области являлось установление специальных  международных средств правовой защиты.

Международные средства защиты прав и свобод представляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наделяются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

На региональном уровне подобная процедура намечена и в рамках СНГ. Статья 33 Устава СНГ  СНОСКА предусмотрела создание Комиссии по правам человека как консультативного органа, призванного наблюдать за выполнением обязательств государств-членов в области прав человека. Согласно Положению об этой Комиссии от 24 сентября 1993 г. и в контексте норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. она компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так к индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. На основе представленной информации Комиссия готовит заключение.

Наиболее эффективная  система рассмотрения индивидуальных обращений (жалоб) и юридического реагирования на нарушения органами и (или) должностными лицами государств прав человека сложилась в рамках Совета Европы в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и протоколами к ней.

В ст. 13 Конвенции  провозглашено «право на эффективное  средство правовой защиты». Здесь речь идет о праве каждого, чьи права  и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, на правовую защиту в государственном органе. И хотя в тексте Конвенции нет специальных положений о праве на правовую защиту в межгосударственном органе, по существу, такое право предполагается в формулировке ст. 34 о компетенции Европейского Суда по правам человека принимать индивидуальные жалобы от лиц или групп лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств — участников Конвенции их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней. Согласно формулировке этой же статьи Конвенции договаривающиеся государства обязались «никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права». Очевидно, под «этим правом» здесь понимается прежде всего не право Суда принимать жалобы, а право индивида направлять жалобы в Суд. Правилами процедуры (Регламентом) Суда четко определено содержание индивидуальной жалобы, ее компо-ненты. Секретариатом Суда разработана форма жалобы, обусловленная потребностями изложения фактов и предполагаемых нарушений Конвенции или протоколов к ней, а также изложения предмета жалобы и требований по справедливому возмещению.

Суд может принимать  дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Жалоба подается заявителем непосредственно или через представителя.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека после  второй мировой войны стала ООН. Она содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и других проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии (ст.55 Устава ООН). Ответственность за практическое выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Верховный комиссар ООН по правам человека действует  в рамках Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, других международных  документов в области прав человека и международного права, включая  обязательства уважать в этих рамках суверенитет, территориальную целостность и национальную юрисдикцию государств, признавая при этом, что в структуре целей и принципов Устава поощрение и защита всех прав человека являются вопросом, законно волнующим международное сообщество, а также руководствуется признанием того, что все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными и что при всей необходимости учитывать значимость национальных и региональных особенностей и различного исторического, культурного и религиозного опыта государств независимо от их политических, экономических и культурных систем обязаны поощрять и защищать все права человека и основные свободы; признает важность содействия сбалансированному и устойчивому развитию в интересах всех людей и обеспечения реализации права на развитие.

Верховный комиссар ООН является должностным лицом  ООН, несущим под руководством и  эгидой Генерального секретаря ООН  основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.

В рамках общей  компетенции, полномочий и решений  Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и Комиссии ООН по правам человека обязанности Верховного комиссара  ООН по правам человека заключаются  в следующем:

- поощрять и защищать эффективное осуществление всеми людьми всех гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав;

- выполнять задачи, порученные ему компетентными органами системы ООН в области прав человека, и представлять им рекомендации в целях содействия эффективному поощрению и защите всех прав человека;

- оказывать через Центр по правам человека, Секретариат ООН и другие соответствующие учреждения консультативные услуги и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государства и региональных организаций по правам человека с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека;

- расширять международное сотрудничество в целях поощрения и защиты всех прав человека;

- координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы ООН в области прав человека;

- играть активную роль в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации прав человека во всем мире;

- поддерживать при осуществлении своего мандата диалог с правительствами всех стран;

- координировать деятельность в области поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН;

- осуществлять рационализацию, адаптацию, укрепление и оптимизацию механизмов ООН в области прав человека в целях повышения их действенности и эффективности;

- осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека;

- предоставлять ежегодный доклад о своей деятельности Комиссии ООН по правам человека, а через ЭКОСОС - Генеральной Ассамблее ООН, и другие права и обязанности.

Комитет по правам человека, образованный в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 28-45), состоит из 18 человек, избираемых на 4 года тайным голосованием из списка лиц, который ведет Генеральный секретарь ООН. Комитет изучает доклады, представляемые ему государствами, и направляет их со своими замечаниями и предложениями в ЭКОСОС, рассматривает вопросы и заявления, касающиеся нарушения прав и свобод человека, в соответствии    со ст. 41  и 42 Пакта и положениями факультативного протокола I к Пакту.

Комитет по правам человека принимает и рассматривает сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте, при соблюдении следующих условий: государство, чей гражданин подал жалобу в Комитет по правам человека, является участником Пакта и Протокола I; лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается); этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования (анонимные жалобы не принимаются).

Информация о работе Система гарантий защиты прав человека