Система гарантий защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в теоретическом обосновании концепции обеспечения международных стандартов прав человека и их значении в развитии правовой системы Украины через формирование национальной системы и механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:
- осуществить ретроспективный анализ развития доктрины прав и свобод человека с целью установления истоков появления правовой конструкции «международные права человека».
- установить идейные предпосылки и практическое значение внедрения международных стандартов прав человека в правовую систему Украины

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....9
1. Философско-правовые основы становления и развития идеи прав человека……..13
1.1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека……………………………….....18
1.2 . Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины………………………………………………………………….......22
2. Система гарантий защиты прав человека……………………………………………29
2.1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………...39
2.2. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека……………………………………………..…………………………....45
3. Социально-правовой механизм обеспечения прав человека…………………..……54
3.1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека…………………….60
3.2. Механизмы региональных международных сообществ по защите прав человека. Европейская защита прав человека…………………………………………………..69
3.3 . Внутригосударственные механизмы защиты прав человека…………………..….74
Заключение………………………………………………………………….…………81
Список использованных источников……..……………………………...………......89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Конституцией  Украины гражданам предоставлено  право на свободу объединения  в политические партии (ст.36), принимать  участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными (ст.38).

Социально-экономические  права и свободы – возможности  личности в сфере производства и  распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. Наиболее широкий перечень данных прав и свобод содержат Конституции Италии, Испании, Португалии, где включены специальная глава или раздел (в Португалии – «Права и обязанности в экономической, социальной и культурной сфере»). Также подобные положения содержатся в конституциях Болгарии, Марокко, Дании, Индии, Гватемалы, Бангладеш, Габона.

Подавляющее большинство  конституций закрепляют право частной  собственности, гарантируют её защиту, а также свободное пользование и распоряжение ей. Вместе с тем в соответствии с распространённой формулой «собственность обязывает» (Основной закон ФРГ) оговаривается, что пользование собственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан [30, c. 254].

В Украине впервые  в Конституции было закреплено приоритетное право частной собственности (в  отличие от Конституции СССР и  УССР), а также право на предпринимательскую деятельность. Кроме того, Конституция Украины гарантирует право граждан на социальную защиту, обеспечение в случае потери трудоспособности (ст.46), право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст.48), право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст.49).

Права и свободы  в области культуры – закрепленные в конституциях возможности человека избирать вид и меру поведения, пользоваться духовными, культурными благами  и достижениями, принимать участие  в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К ним относятся: право на пользование достижениями культуры (Польша); национальными и общечеловеческими культурными ценностями (Болгария); свобода художественного, научного и технического творчества (Болгария); свобода научных исследований и искусства (Словакия).

Гражданам Украины  гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности (ст.54 Конституции Украины).

Конституционные обязанности – закрепленные в основном законе и охраняемые государством требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Личные обязанности: заботиться о детях (ухаживать за детьми и воспитывать их до совершеннолетия – Болгария); заботиться об учебе своих детей (Венгрия); воспитание детей честными и сознательными (Польша); платить алименты (Польша).

Основной Закон  Украины предусматривает обязанность родителей содержать детей до их совершеннолетия, а совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих родителях (ст.51 Конституции Украины).

Политические  обязанности. Все граждане согласно конституциям Грузии, Испании, Украины, Хорватии обязаны соблюдать конституцию и законы своей страны. В ряде конституций речь идёт об обязанностях всех граждан быть верными, преданными своему государству (Ирландия, Румыния, Сан-Марино). Особенностью Конституции Азербайджана является установление в ней обязанности каждого гражданина уважать государственные символы Республики – её флаг, герб и гимн [31, c. 84].

В Украине обязанностью каждого  является соблюдение Конституции Украины  и законов Украины (ст.68 Конституции  Украины), обязанностью граждан Украины  является защита Отчизны, уважение ее государственных символов (ст.65 Конституции Украины).

К социально-экономическим  обязанностям относятся: уплата налогов  и сборов; бережное отношение к  общественной собственности и ее укрепление; трудиться (Испания, Португалия, Габон, Уругвай); в Гватемале бродяжничество наказуемо; в Коста-Рике труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества; но в ФРГ принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В мусульманских странах существует обязанность выплачивать закят – 5-ти процентный налог на доход для содержания бедных.

В Украине также вменяется  в обязанность каждого уплата налогов и сборов, а также для  граждан – ежегодная подача в  налоговую инспекцию декларации о доходах и имущественном  положении (ст.67 Конституции Украины).

Социально-культурные обязанности:- учиться, получить образование (в Колумбии – с 5 до 15 лет, включая 1 год в дошкольном учреждении); охранять окружающую среду (Болгария, Словакия); хранить и умножать культурное наследие (Словакия).

Конституцией Украины  предусмотрена обязанность каждого  не причинять вреда природе, культурному наследию и возмещать причиненные им убытки (ст.66 Конституции Украины).

Таким образом, как в зарубежных конституциях, так и в Конституции  Украины закрепляется весьма широкий  круг прав и свобод человека и гражданина, способствующий реализации их интересов и потребностей, и относительно небольшой перечень обязанностей, которые необходимо исполнять в интересах общества, государства и других граждан.

 

    1. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека.

 

Правовое государство  — многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса  оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом [32, c. 56]. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически [33, c. 112]. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов' своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство [34, c. 143].

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях [35, c. 77].

Правовое государство  — это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет  народа, наций, и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Политическая природа  государства наиболее четко проявляется  в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев  политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства.

1. Верховенство права во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации я защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитьгоать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон [34, c. 145].

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.

Основной закон правового  государства — конституция. В  ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

Верховенство права, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни  свобода человека выступает как  его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая, свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы [36, c. 56].

3. Правовой характер свободы  индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права индивида на положительные действия государства в его интересах; право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т. д.

4. Взаимная ответственность  государства и личности. Отношения  между государством как носителем  политической власти и гражданином  как участником ее формирования  и осуществления должны строиться  на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписа¬ния и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уго¬ловная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права [37, c. 32].

Информация о работе Система гарантий защиты прав человека