Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:44, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в теоретическом обосновании концепции обеспечения международных стандартов прав человека и их значении в развитии правовой системы Украины через формирование национальной системы и механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:
- осуществить ретроспективный анализ развития доктрины прав и свобод человека с целью установления истоков появления правовой конструкции «международные права человека».
- установить идейные предпосылки и практическое значение внедрения международных стандартов прав человека в правовую систему Украины
Введение………………………………………………………………………………....9
1. Философско-правовые основы становления и развития идеи прав человека……..13
1.1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека……………………………….....18
1.2 . Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины………………………………………………………………….......22
2. Система гарантий защиты прав человека……………………………………………29
2.1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………...39
2.2. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека……………………………………………..…………………………....45
3. Социально-правовой механизм обеспечения прав человека…………………..……54
3.1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека…………………….60
3.2. Механизмы региональных международных сообществ по защите прав человека. Европейская защита прав человека…………………………………………………..69
3.3 . Внутригосударственные механизмы защиты прав человека…………………..….74
Заключение………………………………………………………………….…………81
Список использованных источников……..……………………………...………......89
Комитет против пыток, образованный в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ст. 17-22), состоит из 10 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека и выступающих в личном качестве. Эксперты избираются государствами - участниками Конвенции с учетом справедливого географического распределения из числа лиц, имеющих юридический опыт, сроком на 2 года с правом переизбрания.
Комитет по ликвидации
дискриминации в отношении
Комитет рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб и представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблеи ООН о проделанной работе, с предложениями и рекомендациями общего характера на основе изучения докладов и информации, получаемой от государств.
Комитет по правам ребенка, образованный в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г. (ст. 43-45), состоит из 10 экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенцией и выступающих в личном качестве. Эксперты избираются государствами-участниками Конвенции сроком на 4 года (с правом переизбрания) с учетом справедливого географического распределения и главных правовых систем.
Комитет может
запрашивать у государств-
ООН и другие
международные организации
В формировании принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН, ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека.
Проблема создания эффективно функционирующего механизма защиты прав и свобод человека на международном уровне в современных условиях приобретает особую остроту и требует самого пристального внимания. Вряд ли можно поставить под сомнение актуальность этой проблемы для украинского общества, и события последних лет демонстрируют новые тенденции в расстановке приоритетов: на первое место по общегосударственной важности выходят вопросы обеспечения общественной безопасности, неизбежно связанные с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что исследование вопросов соотношения безопасности общества и международно-правового механизма защиты прав человека затрагивает в первую очередь рассмотрение личных прав человека (гражданина). В данном контексте не разграничиваются права гражданина и человека, поскольку каждый гражданин прежде всего человек.
После вступления Украины в Совет Европы нашей стране удалось многое сделать по имплементации европейских норм в украинскую судебно-правовую систему. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственное включение их в украинские законодательные акты и создание соответствующего механизма реализации этих норм.
В ходе реформы
судебно-правовой системы осуществляется
радикальное обновление гражданского,
уголовного, административного
В связи с этим предстоит решить ряд приоритетных задач, ориентированных на усиление надежности судебной защиты украинских граждан, в том числе:
Существенным дополнением к универсальному механизму защиты прав человека, основанному на общих договорах и международном сотрудничестве между государствами-членами ООН, являются региональные системы защиты прав человека.
Большинство существующих региональных механизмов основано на соответствующих региональных конвенциях. Согласно Уставу ООН, региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения местных споров, а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности для предотвращения массовых и грубых нарушений прав граждан в отдельных странах. Однако в настоящее время одной из важных задач этих организаций стала защита прав и основных свобод человека на региональном уровне.
Старейшей региональной организацией, главной целью которой является защита прав человека, стал Совет Европы, созданный в 1949 г. Уже в ноябре 1950 г. его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г.
В преамбуле Конвенции подчеркивается, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является реализация прав человека и основных свобод. Приверженность этим основным свободам, которые являются основой справедливости и мира во всем мире, как отмечается в Конвенции, главным образом зависит, с одной стороны, от существования подлинно демократической системы, и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения, прав человека в обществе.
В Конвенции также говорится, что она принимает во внимание Всеобщую декларацию прав человека и что правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, делают первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав и свобод, сформулированных во Всеобщей декларации. Это замечание не случайно, ибо в Конвенции в основном речь шла о гражданских и политических правах. В последующие годы целый ряд социально-экономических и культурных прав человека был закреплен в дополнительных протоколах к Конвенции, а главное – в Европейской социальной хартии, принятой в 1961 г. и вступившей в силу в 1965 г. В Хартии сказано, что члены Совета Европы должны обеспечить как гражданские и политические, так и социальные права человека без какой-либо дискриминации.
Подчеркивается, что все работающие имеют право на безопасные и здоровые условия работы, на справедливую оплату своего труда, достаточную для поддержания приличного жизненного уровня для себя и членов своей семьи, а также на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.
В целом важность
и новизна положений
Еще несколько лет назад мало кто в нашей стране знал о существовании, а тем более деятельности Европейского Суда по правам человека, который по его местопребыванию часто называют Страсбургский суд. Даже в солидных энциклопедических словарях трудно было найти упоминание о нем. Однако со вступлением Украины в Совет Европы и особенно после ратификации в 1996 году Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, на основании и в соответствии с которой действует, этот Суд, ситуация принципиально изменилась. Жители Украины, которые считают свои права из числа предусмотренных названной Конвенцией нарушенными действиями государственных органов и не нашедшими должной защиты на национальном уровне, получили возможность обратиться в Страсбургский суд. В целях защиты от нарушений прав, предусмотренных Конвенцией, в каком-либо из государств ее участников в Суд может обращаться и Украина как таковая.
Суд неоднократно подчеркивал в своих решениях, что он не дает никаких указаний, тем более обязательных, государствам-участникам в отношении их законодательной, судебной или иной деятельности.
В решении по делу "Ирландия против Соединенного Королевства" (1978 г.) Суд признал нарушение ст. 3 Конвенции "Запрещение пыток", но единогласно указал, что он не правомочен предписать, как того требовал заявитель, государству-ответчику возбудить уголовное или административное преследование против работников служб безопасности, с деятельностью которых были связаны нарушения, констатированные Судом.
В деле "Ф. против Швейцарии" (1987 г.) заявитель потребовал у Суда отменить ст. 150 Гражданского кодекса Швейцарии, согласно которой судья, расторгая брак, может запретить стороне, по вине которой произошел развод, в течение определенного времени (до трех лет) вступать в новый брак. Однако Суд разъяснил заявителю, что "Конвенция не наделила его компетенцией давать государству предписания об изменении законодательства".
В деле "Сельмуни против Франции" (решение от 28 июля 1999 г.), вызвавшем большой отклик во Франции (Суд признал нарушение ст. 3 "Запрещение пыток"), заявитель, в частности, просил Суд перевести его для отбытия оставшегося срока тюремного заключения в Нидерланды. С учетом обстоятельств дела Голландское правительство поддержало эту просьбу. Однако Суд разъяснил, что ст. 41 Конвенции не наделяет его компетенцией издавать подобные приказы государствам-участникам.
Сказанное свидетельствует о том, что возможность прямого, юридически обязательного воздействия Суда на национальные правовые и судебные системы государств-участников существенно ограничена. Однако это не означает, что такое воздействие не имело места; во многих конкретных ситуациях оно бывало достаточно ощутимо.
Имеется несколько путей реального, а точнее, результативного влияния решений Суда на правопорядок государства-участника.
Во-первых, определенные
юридические обязанности
Во-вторых, политическая
ответственность государства
В-третьих, добровольное осуществление государством законодательных и иных мер, необходимость или, во всяком случае, полезность которых логически следует из решения Суда. При этом в одних случаях решение Суда служит как бы катализатором изменений, которые осознавались государственными властями, но с которыми по тем или иным основаниям не торопились. В других случаях решения Суда помогают заметить пробел в действующем праве, который отчетливо не ощущался на национальном уровне.
К юридическим возможностям относится та единственная санкция, которой снабжены материально-правовые нормы Конвенции, а именно налагаемая Судом на государство-ответчика в случае признания факта нарушения права заявителя обязанность возместить причиненный последнему материальный ущерб и моральный вред в размерах, определенных в решении Суда. В каждом решении, где Суд пришел к выводу о том, что нарушение имело место, фигурирует ст. 50 (в прежней редакции Конвенции) или ст. 41 (в действующей ныне редакции) – "Справедливая компенсация", согласно которой, если внутреннее право государства-участника допускает возможность лишь частичного возмещения причиненного нарушением вреда, Суд "в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне". Применение этой санкции – своеобразное "воспитание рублем" – способно повлечь за собой достаточно заметную корректировку законодательства и судебной практики государства-ответчика, особенно когда речь идет о типичных, многократно повторяющихся нарушениях, что грозит государству ощутимыми финансовыми потерями.
Исходя из наличия
практически неограниченного