Система гарантий защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в теоретическом обосновании концепции обеспечения международных стандартов прав человека и их значении в развитии правовой системы Украины через формирование национальной системы и механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:
- осуществить ретроспективный анализ развития доктрины прав и свобод человека с целью установления истоков появления правовой конструкции «международные права человека».
- установить идейные предпосылки и практическое значение внедрения международных стандартов прав человека в правовую систему Украины

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....9
1. Философско-правовые основы становления и развития идеи прав человека……..13
1.1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека……………………………….....18
1.2 . Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины………………………………………………………………….......22
2. Система гарантий защиты прав человека……………………………………………29
2.1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………...39
2.2. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека……………………………………………..…………………………....45
3. Социально-правовой механизм обеспечения прав человека…………………..……54
3.1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека…………………….60
3.2. Механизмы региональных международных сообществ по защите прав человека. Европейская защита прав человека…………………………………………………..69
3.3 . Внутригосударственные механизмы защиты прав человека…………………..….74
Заключение………………………………………………………………….…………81
Список использованных источников……..……………………………...………......89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

На тех же правовых началах строится ответственность  личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

5. Принцип раздления  властей является основным принципом  организации и деятельности правового государства. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанною правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организа-ционно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных преде¬лах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий [ 38, c. 89].

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку  она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит  абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции [39, c. 110].

Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке [40, c. 56].

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Наше государство, Украина, тоже встала на этот тернистый путь формирования правового демократического государства. В связи с этим перед ней возникает комплекс проблем связанных с необходимостью теоретической разработки и практического решения неотложных задач относительно формирования общества.

Не смотря на то, что согласно Конституции, Украина  считается правовым государством, т.е. это означает что закон превыше  всего, что предполагает решение  общественных проблем при помощи судебной системы. К сожалению, закон  на Украине так и не стал превыше всего. Нарушителями закона в стране в стране являются все слои общества от президента до рядового гражданина.

Государство спихивает  решение практически всех проблем  на судебную систему. Это привело  к тому, что суды завалены делами. При этом складывается впечатление, что судебная система специально затягивает рассмотрение многих дел. В результате судебный процесс затягивается, что отбивает охоту к решению вопросов через суд.

Главенство  законов означает также, что закон (любой) важнее подзаконных актов. Проблемой Украины является то, что параллельно с законами продолжает действовать масса подзаконных актов, которые не согласуются с законами, но часто перевешивают в судах законы и постановления Кабмина.

Для формированияУкраины, как правового государства необходимо:

- обеспечить  чёткое разделение функций между  органами государственной власти;

- добиться эффективного  функционирования института местного  самоуправления;

- расширить  полномочия Уполномоченного по  правам человека;

- создать комитет  при парламенте и должность в администрации Президента по вопросам построения правового государства;

- проводить  просветительную деятельность среди  граждан.

Чтобы правовое государство стало действительностью  в Украине, следует целеустремленно  и настойчиво работать над правовым образованием , развитием правовой культуры населения, не забывать собственные достижения в этой области и ознакомиться с зарубежным опытом, прививая все полезное и повновартисне.

Хотя и существует точка зрения, что правовое государство  – это всего лишь недостижимый идеал, но многие страны стали на путь построения этого идеала и действия, совершаемые ими в этом направлении, значительно приблизили их к цивилизованному, демократическому, гражданскому обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

 

Для реализации конституционно закрепленных прав и  свобод человека необходимо иметь отлаженный социально - правовой механизм обеспечения  прав и свобод человека - систему  способов и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех основных прав и свобод человека, которые производны от его достоинства. Понятием «социально - правовой механизм обеспечения прав человека» подчеркивается, что правовой механизм - часть социального и действует с ним в единстве.

Задача механизма  социально-юридического обеспечения прав человека - охрана, защита, восстановление нарушенных прав, а также формирование общей и правовой культуры населения.

Основные подсистемы механизма социально-правового обеспечения прав и свобод человека:

• механизм реалии

• механизм охраны;

• механизм защиты.

Механизм реализации прав человека включает меры, способные  создать условия для реализации прав и свобод человека.

Механизм охраны прав человека включает меры по профилактике правонарушений, для утверждения  правомерного поведения личности.

Механизм защиты прав человека включает меры, ведущие  к восстановлению нарушенных прав неправомерными действиями и ответственности лица, которое совершило эти правонарушения.

В случае нарушения  прав лица без их восстановления, а  также юридической ответственности со стороны правонарушителя правовые гарантии механизма защиты прав человека не могут считаться такими, которые полностью осуществились. Меры защиты - первичная защитная реакция на сам факт отклонения от охранных мер, имеющая задачу принудить обязанное лицо выполнять обязанности, налагаемые на него законом или договором. Задача юридической ответственности заключается в возложении новой обязанности претерпевать лишения, нести правовой ущерб.

Без возможности  защиты прав охрана прав будет неполной. Защита - это наиболее действенная охрана, вторая ее ступень.

 Формы (или  способы обеспечения) правовой  защиты граждан от неправомерных  действий органов исполнительной  власти и их служащих:

1. Общесудебная. Право граждан на судебную  защиту закреплено в ст.10 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которой оно нашло отражение в ст.55 Конституции Украины 1996 г. Согласно этой статье, каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. После использования всех национальных средств правовой защиты гражданин вправе обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина.

Судебная защита - необходимая и эффективная гарантия реальности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

2. Административная («управленческий тип»). Происходит  путем рассмотрения прав граждан  в вышестоящих органах исполнительной власти. В качестве первоначальной инстанции рассмотрения претензии к администрации гражданин может выбрать либо орган исполнительной власти, либо суд. Гражданин вправе обратиться в суд, если оказался не удовлетворен результатами рассмотрения его дела государственными органами, предприятиями, общественными организациями.

К сожалению, в  Украине, как и в других странах  СНГ, судебный порядок защиты прав граждан  долгие годы (во времена СССР) оставался  исключительным. Он применялся в случаях, прямо предусмотренных законом. При отсутствии прямого указания в законе о праве на судебную защиту, гражданин вынужден был обращаться в вышестоящие органы государства.

Конечно, в качестве органов защиты прав граждан суд  и администрация не совместимы, особенно в условиях командно-административной системы. Административный (управленческий) порядок рассмотрения жалоб не пригоден для такой защиты. Судебная защита, особенно при наличии независимой судебной системы, намного объективнее, квалифицированнее, беспристрастнее, чем административная.

3. Административно-судебная (сложилась во многих европейских  странах: Франция, ФРГ, Испания,  Швейцария). Характеризуется созданием  специализированных судов для  разрешения споров по индивидуальным  административным делам, которые возникают в сфере функционирования органов управления вследствие неправомерных действий их служащих. В ФРГ административный суд наделен, прежде всего, функцией обеспечения судебной защиты прав граждан, тогда как во Франции его основной задачей является осуществление объективного контроля (проверки) применяемой нормы. Поэтому в административно-судебной форме защиты прав граждан выделяют ее «германский тип». Административные суды входят в единую судебную систему, подчиняются только закону, независимо в правосудной деятельности, как от административных органов, так и от общих судов. В Украине обсуждается вопрос о введении административных судов для разрешения публично-правовых споров неконституционно-правового характера.

Государственная охрана прав человека обеспечивается посредством института омбудсменов (народных защитников), действующих, как правило, при парламентах и органах местного самоуправления и рассматривающих жалобы граждан на ущемление их прав со стороны государственных органов. В Колумбии, например, омбудсмен работает под руководством Генерального прокурора.

Круг полномочий омбудсмена в различных странах  не одинаков. В Испании он, кроме  защиты прав и свобод человека, осуществляет надзор за деятельностью административных органов. Во Франции - оценивает применение законов с точки зрения справедливости. А в Намибии еще и расследует жалобы о чрезмерном использовании природных ресурсов. В целом институт омбудсменов - это внеюрисдикционный контроль над тем, не нарушает ли административная (или любая иная) практика права человека.

В большинстве  стран любой гражданин может непосредственно обратиться к омбудсмену. Во Франции такое обращение возможно через своего депутата либо сенатора. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе.

В Украине в  соответствии с Конституцией парламентский  контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека осуществляет Уполномоченный Верховной Радой по правам человека и его представители на местах. Уполномоченный Верховной Рады по правам человека является институтом внесудебной защиты прав и свобод человека.

Круг полномочий Уполномоченного по правам человека распространяется на все случаи нарушений  гражданских прав и свобод органами исполнительной власти. Он может требовать  возбуждения административного  производства в отношении государственных  служащих, которые нарушили конституционные права и свободы граждан. Имеет право также проверять соблюдение этих прав в учреждениях пенитенциарной системы (системы учреждений, в которых отбывают наказание осужденные - тюрьмы, колонии и др.), в армии, в учреждениях Министерства внутренних дел.

Настоящая «среда обитания» для прав человека возможна при демократии, демократическом  правовом государстве. Демократия, правовое государство и права человека неотделимы друг от друга. Правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений со стороны аппарата власти, а права человека - главное условие и признак демократии, гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности. Через реализацию, охрану и защиту прав человека, через демократию лежит путь к реальной интеграции Украины в Европейское и мировое сообщество.

Права человека регулируются как внутригосударственным, так и международным правом. Ст.55. Конституции Украины гласит: после  использования всех национальных средств  правовой защиты прав и свобод каждому гражданину дано право обращаться в соответствующие органы европейских и международных организаций, членом или участником которых является Украина.

Информация о работе Система гарантий защиты прав человека