Система гарантий защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в теоретическом обосновании концепции обеспечения международных стандартов прав человека и их значении в развитии правовой системы Украины через формирование национальной системы и механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:
- осуществить ретроспективный анализ развития доктрины прав и свобод человека с целью установления истоков появления правовой конструкции «международные права человека».
- установить идейные предпосылки и практическое значение внедрения международных стандартов прав человека в правовую систему Украины

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....9
1. Философско-правовые основы становления и развития идеи прав человека……..13
1.1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека……………………………….....18
1.2 . Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины………………………………………………………………….......22
2. Система гарантий защиты прав человека……………………………………………29
2.1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………...39
2.2. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека……………………………………………..…………………………....45
3. Социально-правовой механизм обеспечения прав человека…………………..……54
3.1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека…………………….60
3.2. Механизмы региональных международных сообществ по защите прав человека. Европейская защита прав человека…………………………………………………..69
3.3 . Внутригосударственные механизмы защиты прав человека…………………..….74
Заключение………………………………………………………………….…………81
Список использованных источников……..……………………………...………......89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Случаи невыполнения международных стандартов прав человека благодаря этой системе международного контроля становятся широко известными в мире и предопределяют отрицательные последствия для государства-нарушителя. Решения Европейского суда по правам человека в случае установления нарушений прав человека имеют следствием возмещение материального и морального вреда государством-нарушителем [13, c. 4].

В соответствии с Уставом ООН и Венской  конвенцией о праве международных  договоров 1969г. Украина может добросовестно  выполнять действующие договора, участницей которых она является, а также придерживаться всех общепризнанных норм международного права в сфере прав и свобод человека. В частности, согласно с Международными пактами о правах человека 1966 г. Украина взяла на себя обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами, закрепленными в этих пактах. Аналогичное обязательство взяла Украина согласно ст. 1 Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950г. Итак, Украина со времени провозглашения независимости стала составной частью международной системы защиты прав человека, взяла на себя соответствующие международные обязательства, в частности в рамках европейской системы защиты прав человека, которая является наиболее развитой и наиболее эффективной в мире.

Согласно ст. 1,3 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» с целью защиты прав каждого на территории Украины и  в границах ее юрисдикции Уполномоченный осуществляет парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в Конституции, законах и международных договорах Украины, а также оказывает содействие приведению национального законодательства о правах и свободах человека в соответствие с международными стандартами в этой области. 29 января 2013 года состоялась встреча Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Валерии Лутковской с представителями дипломатических представительств иностранных государств в Украине, международных организаций и фондов [14, c. 23]. Советник ООН по вопросам прав человека Марк Божаник подчеркнул важность деятельности Омбудсмена в сфере содействия имплементации международных стандартов в сфере прав человека в Украине, в частности рекомендаций договорных органов ООН относительно нашего государства. Он предложил экспертную и организационную помощь во время разработки проекта государственной политики в сфере защиты прав человека.

Решению указанной  проблемы может способствовать также  надлежащая подготовка периодических докладов Украины по правам человека относительно выполнения ею ряда важнейших международных конвенций, участницей которых она является, и соответствующее реагирование государственных органов на замечания и предложения контрольных международных органов, которые рассматривают эти доклады. Рассмотрение таких докладов в международных органах, созданных в соответствии с конвенциями по правам человека, дает возможность объективно оценивать выполнение Украиной своих международных обязательств, анализировать согласованность национального законодательства и тем самым способствовать приведению его в соответствие с международными стандартами. Поэтому важно, чтобы Уполномоченный по правам человека принимала непосредственное участие в подготовке таких докладов.

В процессе практической деятельности Уполномоченного по контролю над соблюдением прав и свобод человека в Украине в ряде сфер обнаруживается несоответствие норм украинского законодательства международным стандартам прав человека. В каждом таком конкретном случае готовятся обобщенные выводы в форме представлений, которые включаются в ежегодный или специальный доклад Уполномоченного по правам человека. Они должны стать рекомендациями для органов государственной власти.

Вместе с  тем важной задачей является контроль над обеспечением непосредственной реализации международных обязательств Украины путем соблюдения законодательства Украины в сфере защиты прав и свобод человека. Особое место здесь принадлежит правам и свободам человека, закрепленным в Конституции Украины, которой предусмотрен действующий механизм их обеспечения в соответствии с международными обязательствами Украины. В ст. 9 Конституции установлен конституционный принцип, согласно которому действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины [15, c. 7]. Само осуществление на практике этого принципа означает реальную инкорпорацию норм международного права в национальное законодательство Украины.

Для Украины характерна такая проблема, как не соблюдение широкого круга международных стандартов. Необходимо улучшить ситуацию со свободой слова и защитой прав журналистов. Европейские страны выразили обеспокоенность преследованием в Украине по признаку сексуальной ориентации. Требуется улучшить ситуацию с правами женщин и гендерным равенством, работать над соблюдением прав ребенка  и лучше защищать детей от сексуальной эксплуатации. Украину призвали бороться с распространением ВИЧ/СПИДа в местах заключения, соблюдать права заключенных, ввести независимій механизм расследования пыток.

Для разрешения вышеописанных проблем необходимо проводить правовое просвещение населения, укреплять толерантность общества и "принимать меры по недопущению интеграции националистических идей в политические платформы общественных организаций.

· исключить случаи политически мотивированного судопроизводства без дальнейших задержек; предпринять дальнейшие шаги по реформированию судебной системы, чтобы не допустить повторения, включая скорейшее выполнение всех решений Европейского суда по правам человека и рекомендаций Совета Европы, связанных с условиями содержания под стражей и медицинской помощи для лиц, содержащихся под стражей; обзор в тесном сотрудничестве с Советом Европы и Венецианской комиссией Закона о функционировании прокуратуры, Уголовного кодекса, роли Высшего совета юстиции, законов о судоустройстве и Статусе судей, а также относительно и реформы милиции;

· осуществлять соблюдение своих обязательств по международным беженца и правам человека, в частности принцип недопустимости незаконного принудительного возвращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Одного декларирования прав человека не достаточно для их обеспечения и выполнения. Поэтому  государство должно еще обеспечить и защитить права и свободы человека. Такую роль выполняют гарантии. Гарантии прав, свобод и обязанностей человека - это система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту. В юридической науке различают две основные группы гарантий – общесоциальные и юридические [16, c. 5].

К общесоциальным гарантиям относятся политические гарантии, социально-экономические  и культурные гарантии (духовные, некоторые ученые называют их еще идеологическими). Такими гарантиями являются соответствующие общественные системы – политическая, социально-экономическая и культурная (духовная), которые сложились и функционируют в нашем обществе.

Политические  гарантии связаны с различными формами осуществления власти народа (выборы), проведение референдумов, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), многопартийность, свободная оппозиция, участие граждан в управлении государственными делами непосредственно или через представителей. Возможность пользоваться своими правами и свободами, защищать свои интересы и тому подобное.

Социально-экономическими гарантиями прав и свобод является единство социально-экономического пространства, свобода экономической деятельности, существующая система форм собственности и рыночных отношений, защита конкуренции в предпринимательской деятельности, существование социального государства и т. д. [17, c. 28].

Духовными (идеологическими) гарантиями выступают идеологическое разнообразие, запрет монополизации идеологии, а также существующая система ценностей в обществе, уровень культуры, система образования, наука и пр.

• Юридические гарантии

Юридические гарантии – это нормы права, которые  предусматривают в своей совокупности правовой механизм, призванный оказывать содействие реализации законов. Качественная характеристика юридических гарантий предусматривает оценку всей действующей системы права в целом с точки зрения полноты охвата правовым инструментарием всех наиболее важных взаимоотношений государственных органов и граждан, а также граждан между собою. Юридические гарантии являются специфическим правовым способом обеспечения, реализации, охраны и защиты прав человека и гражданина; первоочередное значение они приобретают при практической реализации субъективных прав гражданина. Таким образом, юридические гарантии – это предусмотренные законом специальные (специфические) способы практического обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии – это установленные законом специальные механизмы практического обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Общей юридической гарантией является существование правового государства. Юридические гарантии разделяются на нормативно-правовые и институционные (организационно-правовые) гарантии [18, c. 77].

К нормативно-правовым гарантиям относятся нормы-принципы материального и процессуального  характера, юридические обязанности, юридическая ответственность.

Институционные  гарантии – это наличие института  власти, который должен выступать гарантом.

Гарантии материального  характера – отображенные в материальных нормах права, это т. н. декларативные  нормы, которые закрепляют принципы правового статуса, правосубъектность. Правовое ограничение как элемент (последствие) юридической ответственности можно рассматривать и как самостоятельный эффективный способ правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь путем применения специальных нормативно-правовых ограничений создаются условия, которые принуждают конкретных лиц к неуклонному выполнению конституционных обязанностей. Кроме того, выполнение юридических обязанностей может обеспечиваться путем поощрения, материального стимулирования и т. д.

Конституцией  Украины предусматриваются такие  принципы правового статуса личности:

• принцип свободы и равенства людей в своем достоинстве и правах – все люди являются свободными и равными в своих правах и достоинстве (ст. 21);

• принцип неотчуждаемости и незыблемости прав и свобод человека (ст. 21);

• принцип неисчерпаемости прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией; объем прав и свобод человека и гражданина, закрепленный этим документом, может увеличиваться (ст. 22);

• принцип гарантированности и постоянства прав и свобод – конституционные права и свободы не могут быть упразднены (ст. 22);

• принцип права на свободное развитие личности – каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других лиц, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности (ст. 23);

• принцип равенства конституционных прав и свобод граждан и их равенства перед законом – не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по признаку языка и др. (ст. 24);

• принцип гражданства и свободы его изменения – гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство (ст. 25);

• принцип национального режима для иностранцев и лиц без гражданства, это значит, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются такими же правами и свободами, а также несут те же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26) [19, c. 12].

Конституция Украины  является гарантом прав гражданина, поскольку  она гарантирует каждому человеку широкий круг политических, социальных и экономических прав и свобод. Среди них важную роль играют и процессуальные нормы. Гарантии процессуального характера – это процессуальные нормы, которые закрепляют порядок реализации и защиты прав и свобод человека. К ним относятся:

• право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55) – самая главная юридическая гарантия защиты прав человека;

• право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, который причинен незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);

• право знать свои права и обязанности – законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом; законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, но не доведенные до сведения населения в установленном законом порядке, являются недействительными (ст. 57);

• принцип недопустимости обратного действия закона – законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия в времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица; никто не может отвечать за деяние, которое на время его совершения не признавалось законом как правонарушение (ст. 58);

• право на правовую помощь (ст. 59);

• право на невыполнение явно преступного распоряжения или приказа (ст. 60);

• принцип недопустимости двойного привлечения к юридической ответственности одного вида (уголовной, административной и т. д.) за одно и то же правонарушение (ст. 61);

• презумпция невиновности лица – человек считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнут уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда; никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ст. 62);

Информация о работе Система гарантий защиты прав человека