Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:44, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы состоит в теоретическом обосновании концепции обеспечения международных стандартов прав человека и их значении в развитии правовой системы Украины через формирование национальной системы и механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:
- осуществить ретроспективный анализ развития доктрины прав и свобод человека с целью установления истоков появления правовой конструкции «международные права человека».
- установить идейные предпосылки и практическое значение внедрения международных стандартов прав человека в правовую систему Украины
Введение………………………………………………………………………………....9
1. Философско-правовые основы становления и развития идеи прав человека……..13
1.1. Теория трех поколений прав человека. Глобализация и современная доктрина становления четвертого поколения прав человека……………………………….....18
1.2 . Международные стандарты прав человека и их роль в развитии правовой системы Украины………………………………………………………………….......22
2. Система гарантий защиты прав человека……………………………………………29
2.1. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………...39
2.2. Правовое государство-главный организатор и гарант осуществления и защиты прав человека……………………………………………..…………………………....45
3. Социально-правовой механизм обеспечения прав человека…………………..……54
3.1. Международно-правовые механизмы защиты прав человека…………………….60
3.2. Механизмы региональных международных сообществ по защите прав человека. Европейская защита прав человека…………………………………………………..69
3.3 . Внутригосударственные механизмы защиты прав человека…………………..….74
Заключение………………………………………………………………….…………81
Список использованных источников……..……………………………...………......89
Случаи невыполнения международных стандартов прав человека благодаря этой системе международного контроля становятся широко известными в мире и предопределяют отрицательные последствия для государства-нарушителя. Решения Европейского суда по правам человека в случае установления нарушений прав человека имеют следствием возмещение материального и морального вреда государством-нарушителем [13, c. 4].
В соответствии с Уставом ООН и Венской конвенцией о праве международных договоров 1969г. Украина может добросовестно выполнять действующие договора, участницей которых она является, а также придерживаться всех общепризнанных норм международного права в сфере прав и свобод человека. В частности, согласно с Международными пактами о правах человека 1966 г. Украина взяла на себя обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами, закрепленными в этих пактах. Аналогичное обязательство взяла Украина согласно ст. 1 Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950г. Итак, Украина со времени провозглашения независимости стала составной частью международной системы защиты прав человека, взяла на себя соответствующие международные обязательства, в частности в рамках европейской системы защиты прав человека, которая является наиболее развитой и наиболее эффективной в мире.
Согласно ст. 1,3 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» с целью защиты прав каждого на территории Украины и в границах ее юрисдикции Уполномоченный осуществляет парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в Конституции, законах и международных договорах Украины, а также оказывает содействие приведению национального законодательства о правах и свободах человека в соответствие с международными стандартами в этой области. 29 января 2013 года состоялась встреча Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Валерии Лутковской с представителями дипломатических представительств иностранных государств в Украине, международных организаций и фондов [14, c. 23]. Советник ООН по вопросам прав человека Марк Божаник подчеркнул важность деятельности Омбудсмена в сфере содействия имплементации международных стандартов в сфере прав человека в Украине, в частности рекомендаций договорных органов ООН относительно нашего государства. Он предложил экспертную и организационную помощь во время разработки проекта государственной политики в сфере защиты прав человека.
Решению указанной проблемы может способствовать также надлежащая подготовка периодических докладов Украины по правам человека относительно выполнения ею ряда важнейших международных конвенций, участницей которых она является, и соответствующее реагирование государственных органов на замечания и предложения контрольных международных органов, которые рассматривают эти доклады. Рассмотрение таких докладов в международных органах, созданных в соответствии с конвенциями по правам человека, дает возможность объективно оценивать выполнение Украиной своих международных обязательств, анализировать согласованность национального законодательства и тем самым способствовать приведению его в соответствие с международными стандартами. Поэтому важно, чтобы Уполномоченный по правам человека принимала непосредственное участие в подготовке таких докладов.
В процессе практической деятельности Уполномоченного по контролю над соблюдением прав и свобод человека в Украине в ряде сфер обнаруживается несоответствие норм украинского законодательства международным стандартам прав человека. В каждом таком конкретном случае готовятся обобщенные выводы в форме представлений, которые включаются в ежегодный или специальный доклад Уполномоченного по правам человека. Они должны стать рекомендациями для органов государственной власти.
Вместе с тем важной задачей является контроль над обеспечением непосредственной реализации международных обязательств Украины путем соблюдения законодательства Украины в сфере защиты прав и свобод человека. Особое место здесь принадлежит правам и свободам человека, закрепленным в Конституции Украины, которой предусмотрен действующий механизм их обеспечения в соответствии с международными обязательствами Украины. В ст. 9 Конституции установлен конституционный принцип, согласно которому действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины [15, c. 7]. Само осуществление на практике этого принципа означает реальную инкорпорацию норм международного права в национальное законодательство Украины.
Для Украины характерна такая проблема, как не соблюдение широкого круга международных стандартов. Необходимо улучшить ситуацию со свободой слова и защитой прав журналистов. Европейские страны выразили обеспокоенность преследованием в Украине по признаку сексуальной ориентации. Требуется улучшить ситуацию с правами женщин и гендерным равенством, работать над соблюдением прав ребенка и лучше защищать детей от сексуальной эксплуатации. Украину призвали бороться с распространением ВИЧ/СПИДа в местах заключения, соблюдать права заключенных, ввести независимій механизм расследования пыток.
Для разрешения
вышеописанных проблем
· исключить случаи политически мотивированного судопроизводства без дальнейших задержек; предпринять дальнейшие шаги по реформированию судебной системы, чтобы не допустить повторения, включая скорейшее выполнение всех решений Европейского суда по правам человека и рекомендаций Совета Европы, связанных с условиями содержания под стражей и медицинской помощи для лиц, содержащихся под стражей; обзор в тесном сотрудничестве с Советом Европы и Венецианской комиссией Закона о функционировании прокуратуры, Уголовного кодекса, роли Высшего совета юстиции, законов о судоустройстве и Статусе судей, а также относительно и реформы милиции;
· осуществлять соблюдение своих обязательств по международным беженца и правам человека, в частности принцип недопустимости незаконного принудительного возвращения.
Одного декларирования прав человека не достаточно для их обеспечения и выполнения. Поэтому государство должно еще обеспечить и защитить права и свободы человека. Такую роль выполняют гарантии. Гарантии прав, свобод и обязанностей человека - это система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту. В юридической науке различают две основные группы гарантий – общесоциальные и юридические [16, c. 5].
К общесоциальным
гарантиям относятся
Политические гарантии связаны с различными формами осуществления власти народа (выборы), проведение референдумов, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), многопартийность, свободная оппозиция, участие граждан в управлении государственными делами непосредственно или через представителей. Возможность пользоваться своими правами и свободами, защищать свои интересы и тому подобное.
Социально-экономическими
гарантиями прав и свобод является
единство социально-экономического пространства,
свобода экономической деятельн
Духовными (идеологическими) гарантиями выступают идеологическое разнообразие, запрет монополизации идеологии, а также существующая система ценностей в обществе, уровень культуры, система образования, наука и пр.
• Юридические гарантии
Юридические гарантии
– это нормы права, которые
предусматривают в своей
Юридические гарантии – это установленные законом специальные механизмы практического обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Общей юридической гарантией является существование правового государства. Юридические гарантии разделяются на нормативно-правовые и институционные (организационно-правовые) гарантии [18, c. 77].
К нормативно-правовым
гарантиям относятся нормы-
Институционные гарантии – это наличие института власти, который должен выступать гарантом.
Гарантии материального характера – отображенные в материальных нормах права, это т. н. декларативные нормы, которые закрепляют принципы правового статуса, правосубъектность. Правовое ограничение как элемент (последствие) юридической ответственности можно рассматривать и как самостоятельный эффективный способ правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь путем применения специальных нормативно-правовых ограничений создаются условия, которые принуждают конкретных лиц к неуклонному выполнению конституционных обязанностей. Кроме того, выполнение юридических обязанностей может обеспечиваться путем поощрения, материального стимулирования и т. д.
Конституцией
Украины предусматриваются
• принцип свободы и равенства людей в своем достоинстве и правах – все люди являются свободными и равными в своих правах и достоинстве (ст. 21);
• принцип неотчуждаемости и незыблемости прав и свобод человека (ст. 21);
• принцип неисчерпаемости прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией; объем прав и свобод человека и гражданина, закрепленный этим документом, может увеличиваться (ст. 22);
• принцип гарантированности и постоянства прав и свобод – конституционные права и свободы не могут быть упразднены (ст. 22);
• принцип права на свободное развитие личности – каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других лиц, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности (ст. 23);
• принцип равенства конституционных прав и свобод граждан и их равенства перед законом – не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по признаку языка и др. (ст. 24);
• принцип гражданства и свободы его изменения – гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство (ст. 25);
• принцип национального режима для иностранцев и лиц без гражданства, это значит, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются такими же правами и свободами, а также несут те же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26) [19, c. 12].
Конституция Украины
является гарантом прав гражданина, поскольку
она гарантирует каждому
• право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55) – самая главная юридическая гарантия защиты прав человека;
• право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, который причинен незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);
• право знать свои права и обязанности – законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом; законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, но не доведенные до сведения населения в установленном законом порядке, являются недействительными (ст. 57);
• принцип недопустимости обратного действия закона – законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия в времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица; никто не может отвечать за деяние, которое на время его совершения не признавалось законом как правонарушение (ст. 58);
• право на правовую помощь (ст. 59);
• право на невыполнение явно преступного распоряжения или приказа (ст. 60);
• принцип недопустимости двойного привлечения к юридической ответственности одного вида (уголовной, административной и т. д.) за одно и то же правонарушение (ст. 61);
• презумпция невиновности лица – человек считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнут уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда; никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ст. 62);