Особое производство как вид гражданского производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:19, дипломная работа

Краткое описание

Выявление своеобразия рассмотрения дел в порядке особого производства, обусловленная Российским Законом, а также применение полученных в процессе работы знаний о практике рассмотрения таких дел, полученного за многие годы работы опыта явилось целью моей работы.
В первой главе дипломной работы предполагается оценить особое производство, как один из видов гражданского судопроизводства. Дать характеристику и классифицировать дела, рассматриваемые в особом производстве.
Во второй главе работы затронут непосредственно порядок рассмотрения дел особого производства, где в силу объемности темы мною были затронуты лишь общие положения и главные процессуальные особенности порядка рассмотрения таких дел. В заключительной же главе рассмотрены особенности судопроизводства по делам о признании гражданина недееспособным, как представляющем для меня большой интерес.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. Особое производство – как вид гражданского производства
1.1. Понятие и сущность особого производства, его отличие от
искового производства………………………………………………8
1.2.Взаимодействие норм материального и процессуального
права в особом производстве………………………………………..16
1.3. Виды дел, рассматриваемых в порядке особого производства….19
2. Порядок рассмотрения дела особого производства
2.1. Общие положения…………………………………………………..38
2.2. Процессуальные особенности дел рассматриваемых в порядке
особого производства….…………………………………………….….44
3. Особенности судопроизводства дел о признании гражданина недееспособным
3.1. Подсудность. Состав лиц, участвующих в деле………………….57
3.2. Возбуждение производства по дел. Судебное разбирательство...60
3.3. Судебное решение и его реализация. Порядок признания
гражданина дееспособным …………………………………………….68
Заключение …………………………………………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

Особое производство - диплом.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, ГПК РСФСР в редакции 1964г. предусматривал восемь категорий  дел особого производства, куда не вошли такие дела, как: об усыновлении (удочерении) ребенка; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния. Указанные дела рассматривались и ранее, как уже отмечалось, но порядок их рассмотрения не был урегулирован нормами процессуального права, что естественно создавало многообразие судебной практики, складывающейся неодинаково. 

Сам же ГПК РФ расширяет перечень, приведенный в части 1 ст. 262 ГПК. В  частности, он предусматривает рассмотрение в порядке особого производства не только дел об усыновлении (удочерении), но и об отмене усыновления, не только об ограничении гражданина в дееспособности и признании недееспособным, но и об отмене ограничения дееспособности и признании гражданина дееспособным (ст. 286 ГПК РФ). Также некоторые главы, регулирующие рассмотрение дел особого производства почти не претерпели изменений, не считая смены номеров глав, другие главы подверглись существенной переработке (дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь), некоторые главы подверглись частичной переработки.

Определив виды дел, рассматриваемых  в порядке особого производства, кратко охарактеризуем каждую категорию.

Дела об установлении фактов, имеющих  юридическое значение, являются наиболее распространенной категорий из дел  особого производства. Как известно, возникновение, изменение или прекращение личных и имущественных прав граждан или организаций зависит от наличия или отсутствия юридических фактов. Данные факты должны быть подтверждены соответствующими документами (различными свидетельствами, справками, записями актов гражданского состояния и т.д.). Например, факт рождения подтверждается свидетельством о рождении, факт регистрации брака – свидетельством о браке. Однако не исключено, что гражданин не может получить или утратил документ, подтверждающий существование факта.

Так юридический факт не может быть надлежаще зарегистрирован вследствие смерти лица, которого касается данный факт, либо вследствие утраты документа  и невозможности его восстановления. В таких случаях предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов.

Для данной категории дел посвящена  глава 28 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд  устанавливает факты, от которых  зависит возникновение, изменении, прекращение личных или имущественных  прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении: 1. родственных отношений; 2. факта  нахождения на иждивении; 3. факта регистрации  рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; 4. факта  признания отцовства; 5. факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчеством или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанным в паспорте или свидетельстве о рождении; 6. факта владения пользования недвижимым имуществом; 7. факта несчастного случая; 8. факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти; 9. факта принятия наследства и места открытия наследства; 10.  других имеющих юридическое значение фактов.

Как видно, в данный перечень не включен  факт состояния в фактических  брачных отношениях, однако был отражен в ст. 247 ГПК РСФСР.

Перечень юридических фактов, которые  могут быть установлены в судебном порядке шире, чем это указано  в ст. 264 ГПК РФ. Суды вправе устанавливать  и другие факты, имеющие юридическое  значение, если законодательством не предусмотрен иной порядок их установления (например, факт раскулачивания, факт применения политических репрессий, факт признания гражданина узником фашизма и т.д.). В частности, возможно установление  факта получения заработной платы, что необходимо для перерасчета размера назначенной пенсии по старости, если данные о заработной плате не сохранились ввиду пожара архива предприятия13. Судебной практике также известны случаи установления факта участия гражданина в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (см. приложение 1). Установление данного факта было необходимо для получения гражданином соответствующих льгот, установленных российским законодательством14.

Усыновление (удочерение) ребенка  включено в перечень дел, рассматриваемых  в порядке особого производства и рассматривается в порядке, урегулированном главой 29 ГПК РФ. Ранее, как уже отмечалось, данная категория дел рассматривалась, но процедура рассмотрения законом определена не было, что вызывало неоднозначность при применении судами норм семейного права. Федеральным Законом от 21 августа 1996 года15 в ГПК РСФСР введена глава 29, содержащая нормы об установлении усыновления или удочерения ребенка.

Рассмотрение дел данной категории  представляет для судей немалую  сложность, поскольку затрагивает  непосредственно интересы детей, которые, к сожалению, не всегда могут быть защищены надлежащим образом.

Ранее существовал административный порядок усыновления (усыновление  производилось решением исполнительного  комитета районного, городского органа, местного самоуправления (ст. 98 Кодекса о браке и семье РСФСР)), в настоящее время введен судебный порядок (еще до принятия нового ГПК), что призвано усилить гарантии защиты прав и интересов усыновленных (удочеренных) детей. Это новая категория гражданских  дел, и помощь в судебном рассмотрении призвано оказать постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

Усыновление допускается в отношении  несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав и других случаях, предусмотренных ст. 121 СК РФ), и только в их интересах.

Выявление детей, оставшихся без попечения  родителей, законом возложено на органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления). Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об том в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений должен провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Учет детей, оставшихся без родительского  попечения, ведется в соответствии с Порядком организации централизованного  учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей»16. Целью учета является передача таких детей на усыновление на основании судебного решения, либо под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 151 СК РФ), а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.1 Положения о приемной семье, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 829, приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Договор о передаче ребенка (детей), не достигшего совершеннолетия, на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемные родители по отношению к приемному ребенку детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя)17.

Данная категория дела имеет свои процессуальные особенности при рассмотрении.

Длительное отсутствие лица в месте  постоянного жительства в том  числе, когда его местопребывание  неизвестно, может нарушать интересы лиц, связанных с отсутствующим  лицом определенными правоотношениями – гражданских, семейных и прочих. Для защиты указанных интересов, а также самих отсутствующих граждан введен институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим. Решение данного вопроса отнесено к исключительной подведомственности суда общей юрисдикции. Поскольку в подобных делах нет материально-правового спора и нет сторон, дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим являются делами особого производства.

В связи с тем, что при рассмотрении данной категории дел доказательств факта смерти или жизни лица недостаточно, в основу вывода суда об установлении факта безвестного отсутствия и объявлении гражданина умершим положено предположение (презумпция) о нахождении  гражданина в живых либо предположение о его смерти. Этим данная категория дел отличается от дел установления факта смерти и факта регистрации смерти, где заявителю доподлинно известно, что лицо умерло, но смерть в свое время не была зарегистрирована в соответствующих органах или была зарегистрирована, но документы о регистрации были утрачены18.

К делам особого производства отнесены дела об установлении определенного  правового положения граждан: 1) ограничение  дееспособности гражданина; 2) признании  гражданина недееспособным; 3) ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Все три названные категории дел имеют общую цель – ограничение дееспособности гражданина по различным основаниям в той или иной степени на будущее время для защиты его собственных интересов. При этом нормы, регулирующие производство по делам данной категории, объединены в одной главе с нормами о признании гражданина ограниченно дееспособным. Но между этими делами имеется довольно существенное различие. В делах о признании гражданина ограниченно дееспособным преследуется цель частичного, строго определенного ограничения правового статуса, обсуловленного спорными взаимоотношениями по поводу выполнения обязанностей по содержанию семьи лицом, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими веществами (в отношении понятия – ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами были даны соответствующие разъяснения в 1990 г. Пленума верховного суда РФ). Существенный признак этих дел – спор о праве на получение содержания семьи и о применении санкций в виде ограничения права распоряжения собственной зарплатой, имуществом и т.п. Поэтому следует согласиться с позицией тех авторов, которые считают неоправданным объединение в одной главе ГПК норм, регулирующих признание гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным19. В отличие от признания гражданина ограниченно дееспособным признание гражданина недееспособным является правовым оформлением болезненных изменений психики как явления, выражающего проявление сил природы в организме человека. Задача суда – констатировать это объективно существующее обстоятельство, связанное с неспособностью совершать лично действия, имеющие юридические последствия20.

Правильное применение ст. 30 ГК РФ, предусматривающей возможность  ограничения судом дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками  или наркотическими средствами, является одной из мер, направленных на предупреждение многих нарушений общественного порядка, воспитание граждан в духе сознательного отношения к труду, семье, соблюдению правил общественного поведения, а также на защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами,  и самих лиц, в отношении которых возбужден вопрос об ограничении дееспособности21.

Как мы видим, по сравнению с ранее  действовавшем ГПК новое законодательство, помимо ограничения дееспособности гражданина и признания гражданина недееспособным, отнесло к особому производству ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

По общему правилу полную дееспособность граждане приобретают с 18 лет (ст. 21 ГК РФ) Российской законодательство предусматривает несколько исключительных случаев, когда полная дееспособность возникает ранее, чем достижение восемнадцатилетнего возраста. Это приобретение полной дееспособности при вступлении в брак до наступления совершеннолетия, а также приобретение полной дееспособности несовершеннолетним при эмансипации. Таким образом к недееспособным гражданам относятся лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, если они не вступили в брак до достижения ими совершеннолетия и не были объявлены эмансипированными. Также закон предусматривает три случая ограничения лиц в дееспособности, помимо несовершеннолетних, которые в силу своего возраста являются недееспособными. К недееспособным относятся граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства и неспособности понимать значение своих действий и руководить ими. К ограниченным в дееспособности относятся граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью  в тяжелое материальное положение. Кроме того, суд может ограничить или лишить дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, который явно неразумно распоряжается своим заработком, стипендией или иными доходами.

Статья 281 ГПК РФ определяет три  категории дел, разделяя их по основаниям ограничения в дееспособности, а также по субъективному составу лиц, которые обладают правом возбуждения дела22.

Ниже мы остановимся подробнее  на особенностях рассмотрения дел о  признании гражданина недееспособным, так как данная категория представляет для меня больший интерес, поскольку проблемы дееспособности в настоящее время, как показывает соответствующая статистика, стоят в нашей стране наиболее остро.

Информация о работе Особое производство как вид гражданского производства