Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 
 

15. Звуки  Ж—Ш

Знакомство  с нормой произношения и характеристикой  звуков Ж-Ш. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа

4

 

16. Звуки  С—Ш

Знакомство  с нормой произношения и характеристикой  звуков С—Ш. Соотнесение звуков с  буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение  звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха, восприятия. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового  анализа и синтеза

4

17. Звуки 3—Ж

Знакомство  с нормой произношения и характеристикой  звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического  слуха, восприятия. Развитие логического  мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти

4

 

18. Звуки Ч—Т'

Знакомство  с характеристиками звуков. Соотнесение  с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия

4

 

19. Звуки С—Ц

Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых  процессов. Развитие словаря на звуки  С, Ц

4

 
       

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 

20. Звуки Ц—ТС

Знакомство  со звуками. Соотнесение звуков с  соответствующими буквами. Сравнение  данных звуков во всех позициях. Сравнение  паронимов по трем признакам: произношение, написание, значение. Развитие неречевых  процессов. Развитие словаря на заданные звуки

4

 

21. Звуки Ч—Щ

Знакомство  со звуками. Соотнесение звуков с  буквами и с символами. Выделение  звуков Ч—Щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых  процессов

4

 
 

22. Звуки  Ч—Ц

Знакомство  с характеристиками звуков. Соотнесение  с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и  языкового анализа. Развитие фонематического  и слухового внимания. Развитие фонематического  и слухового восприятия

4

 

23. Звуки  Р—Р',

Л—Л'.

Знакомство  со звуками. Соотнесение звуков с  буквами и символами. Выделение  звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение  звуков во всех позициях. Развитие неречевых  процессов

4

 

24. Звуки  Й—Л—Л'

Знакомство  со звуками. Соотнесение звуков с  буквами и символами. Выделение  звуков Й—Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых  процессов

4

 

25. Звуки  В—Л

Знакомство  с артикуляцией звуков. Сравнение  артикуляции. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков на всех этапах. Развитие высших психических процессов. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового, языкового анализа

4

       

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

II—IV. Слог. Слово. Словосочетание. Предложение.  Текст.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения  и текста проводится на основном этапе работы во время дифенциации оппозиционных пар звуков

   

К концу обучения дети должны звать;

— артикуляцию всех звуков родного  языка, все буквы родного алфавита;

— признаки гласных и согласных  звуков;

— твердые и мягкие согласные  звуки и буквы, их обозначающие;

— звонкие и глухие согласные  звуки и буквы, их обозначающие;

— артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

— термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т. д.;

— графическое изображение смешиваемых  звуков.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать гласные и согласные  звуки;

— различать твердые и мягкие звуки;

— различать акустически близкие  звуки;

— различать звонкие и глухие согласные звуки;

— обозначать смешиваемые звуки  схематично;

— производить фонетический разбор;

— подбирать слова на заданный звук;

— объяснять значения слов паронимов;

— дифференцировать смешиваемые звуки  на всех этапах в устной и письменной речи;

— писать слуховые и зрительные диктанты;

— пользоваться смешиваемыми звуками  в самостоятельной речи.

Акустическая  дисграфия

Период обучения составляет 91-105 часов (2-3 раза в неделю в зависимости  от тяжести нарушения и возраста детей). Задачи коррекционного обучения: ! 1. Развивать фонематическое восприятие;

2. Обучать простым и сложным  формам звукобуквенного анализа  и синтеза слов;

3. Уточнять произношение звуков  с опорой на зрительное и  слуховое восприятие, а также  на тактильные и кинетические  ощущения;

4. Учить выделять определенные  звуки на уровне слога, слова,  словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука  по отношению к другим звукам;

6. Учить сопоставлять звуки в  произносительном и слуховом  плане.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ФФНР и  ОНР.

План работы по преодолению акустической дисграфии

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

1. Подготовительный этап работы

   

1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие  артикуляционной моторики. Уточнение  артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления

6-8

2. Звуки

Знакомство  со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых  звуков

1-2

3. Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

1-2

П. Основной этап работы

   

4. Дифференциация гласных букв  А—Я, У—Ю, О—Е,

Ы—И, Э—Е

Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

1-2


Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

5. Дифференциация гласных букв  А—Я

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных  на письме при помощи гласной буквы  Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

3

6. Дифференциация гласных букв  У—Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных  на письме при помощи гласной буквы  Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

7. Дифференциация гласных букв  О—Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных  на письме при помощи гласной буквы  Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

8. Дифференциация гласных букв  Ы—И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных  на письме при помощи гласной буквы  И. Дифференциация гласных букв Ы—И  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

9. Дифференциация гласных букв  Э—Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных  на письме при помощи гласной буквы  Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

10. Мягкий знак

Мягкий  знак. Соотнесение мягкого знака  с символом и «опорой» для обозначения  на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение  мягкости согласных с помощью  мягкого знака. Мягкий знак в функции  разделения. Дифференциация мягкого  знака в функции смягчения  и разделения

3

11. Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими  согласными. Соотнесение согласных  звуков с символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3


 

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 

12. Звуки  Б—Б', П—П'

Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение  звуков с символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического  восприятия, внимания, анализа и  синтеза

3

13. Звуки В-В',

Ф—Ф'

Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения  на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 

14. Звуки Г—Г', К—К', Х—Х'

Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения  на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 

15. Звуки Д—Д', Т—Т'

Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 

16. Звуки 3—3', С—С'

Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 
       

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

17. Звуки Ж—Ш

Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в  слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с  символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

18. Лабиализова-ные гласные. Звуки О—У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

1-2

19. Лабиализова-ные гласные. Буквы Е—Ю

Буквы Е—Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Е—Ю  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного  анализа и синтеза

1-2

20. Дифференциация соноров. Звуки Р—Р'—Л—Л'

Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях  и тексте. Соотнесение звуков с  символами и «опорами» для  их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического  восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

21. Звуки Л—Л'—Й

Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях  и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

22. Дифференциация свистящих и

Закрепление знаний о свистящих и шипящих  звуках. Знакомство с понятиями «сложные»  и

2-3


Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 

шипящих звуков

«простые» звуки. Дифференциация свистящих и  шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для  их обозначения на письме

   

23. Звуки С—С, Ш

Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 

24. Звуки З—З', Ж

Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—З', Ж  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение  звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 

25. Звуки

С—С', Ц

Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 
 

26. Звуки  ТС—Ц (на усмотрение логопеда)

Знакомство  со звуками ТС—Ц. Дифференциация звуков Ц—ТС в слогах, словах, словосочетаниях  и тексте. Соотнесение звуков с  символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

3

 

27. Звуки  Ч—Щ

Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях  и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

3

       

Тема  занятия

Содержание  работы

Часы

 
 

28. Звуки  Ч—ТЬ

Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 

29. Звуки  Ч—Ш

Звуки Ч—Ш. Дифференциация звуков Ч—Ш в  слогах, словах, словосочетаниях и  тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

3

30. Звуки Ч—Ц (на усмотрение логопеда)

Звуки Ч—Ц. Дифференциация звуков Ц—Ч в  слогах, словах, словосочетаниях и  тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения  на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

 

Работа  на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

     

III. Заключительный этап работы

     

31. Развитие связной речи

В коррекционной  работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение...

6-10

 
       

К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения  основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция  и т. д.);

— все буквы и звуки родного  языка;

— отличительные признаки гласных  и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а  также буквы для обозначения  мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных  звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать  гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие  согласные на письме;

— использовать гласные  буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые  звуки;

— производить  фонетический разбор слова;

— производить  звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова  с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова  на заданный звук;

— сравнивать слова  со сходными звуками;

Информация о работе Документация и планирование