Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
1. Исследование возможности называния картинок.
Максимально — 25 баллов
Инструкция: Назови картинки.
□ дерево □ аквариум □ милиционер
□ мотоциклист □ скатерть
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное выполнение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов.
Максимально — 35 баллов
Инструкция: Повтори за мной слова.
□ строительство □ серпантин
□ часовщик □ репетиция
□ сквозняк □ дерево
□ аквариум □ милиционер
□ мотоциклист □ скатерть
Оценка результатов:
3,5 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла самостоятельное
0 баллов неверное
3. Исследование возможности воспроизведения предложений.
Максимально — 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной предложения.
□ Мама рассказывает сыну сказку на ночь.
□ Ежик спит под ворохом листьев.
□ В аквариуме плавают рыбки.
□ Мальчик поставил велосипед под деревом.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование навыка слогового анализа.
Максимально — 20 баллов
Инструкция 1: Подели слова на слоги.
□ кит □ вишня
□ виноград □ смородина
Инструкция 2: Подбери слова, состоящие из 1-го слога.
Инструкция 3: Подбери слова, состоящие из 2-х слогов.
Инструкция 4: Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное выполнение каждой пробы.
2,5 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 4. Исследование состояния словаря
Максимально — 100 баллов
Предметы Мах = 40 |
Действия Мах = 20 |
Признаки Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 | |||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г | ||||||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Антонимы Мах = 10 |
Синонимы Мах = 10 |
Пересказ Мах = 50 |
|||||||||||||||
Задание 4 |
Задание 5 |
Задание 6 |
|||||||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
|||||||||
1. Исследование состояния номинативного словаря.
Максимально — 50 баллов
А. Предмет и его части
Инструкция: Назови предмет и части, из которых он состоит.
□ чайник □ кукла □ машина
□ стул □ сапог
Оценка результатов:
2 балла правильное выполнение пробы.
1,5 балла выполнение пробы с ошибками.
1 балл название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребенка.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Объяснение лексического значения слов
Инструкция: Объясни, что это?
□ огород □ подоконник
□ клумба □ поезд
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Обобщающие понятия
Инструкция 1: послушай и назови одним словом.
□ яблоко, груша, банан □ олень, волк, барсук
□ береза, дуб, осина □ ручка, ластик, тетрадь
□ самолет, такси, автобус
Оценка результатов:
2 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция 2: Назови предметы, относящиеся к:
□ мебели □ инструментам □ насекомым
□ обуви □ грибам
Оценка результатов:
2 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Подбор слов-предметов к словам-
Инструкция: Про что могу сказать?
□ увлекательное □ хорошее
□ морозный □ звонкая
□ холодное
Оценка результатов:
2 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование предикативного словаря.
Максимально — 20 баллов
Инструкция 1: Скажи, кто как голос подает?
□ утка □ петух □ гусь
□ лошадь □ ворона
Оценка результатов:
2 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция 2: Скажи, кто как передвигается?
□ лошадь □ ворона □ рыба
□ человек □ черепаха
Оценка результатов:
2 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование словаря
Максимально — 10 баллов
Инструкция: Подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5-6 слов).
□ осень (какая?) □ друзья (какие?)
□ вечер (какой?) □ ведро (какое?)
Оценка результатов:
2,5 балла подбор не менее пяти слов-признаков.
1,5 балла подбор не менее трех слов-признаков.
0,5 балла подбор одного-двух слов-признаков.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование словаря
Максимально — 10 баллов
Инструкция: Скажи наоборот.
□ день, весна, мороз
□ большой, низкий, широкий
□ сесть, говорить, ссориться
0 расстегивать, входить, наливать
□ темно, далеко, быстро
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение каждой из проб.
1 балл самостоятельное
выполнение пробы с одной-
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование словаря
Максимально — 10 баллов
Инструкция: Как сказать по-другому?
□ летчик □ шофер
□ врач □ печальный
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение каждой из проб.
1,5 балла самостоятельное
выполнение пробы с 1—2
1 балл выполнение с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
Максимально —100 баллов
Словообразование. Мах = 50 | ||||||||||||||
Задание 1 | ||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д | ||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
? |
||||||||||||||
Словоизменение. Мах = 30 |
Согласование. Мах = 20 |
|||||||||||||
Задание 2 |
Задание 3 |
|||||||||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
1. Исследование навыков
Максимально — 50 баллов
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
Инструкция: Назови ласково.
□ книга □ воробей □ стул
□ ковер □ ведро □ хлеб
□ гриб □ топор □ белка
□ скамейка
Оценка результатов:
1 балл правильное и точное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование названий детенышей
□ у лисы □ у козы □ у утки
□ у собаки □ у свиньи
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.'
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Образование глаголов префиксальным способом
Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия мальчика (Г. А. Каше, серия VI, 109-112)[5].
□ наливает □ переливает □ выливает
□ подошел □ вышел
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Образование относительных
□ скамейка из дерева □ тетрадь из бумаги
□ сумка из кожи □ шуба из меха
□ сок из моркови
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Д. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: У собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы — ...
□ у лошади □ у медведя □ у льва
□ у тигра □ у овцы
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование навыков
Максимально — 50 баллов
А. Образование формы
Инструкция: Один — дом, а если их много, то это — дома.
□ ухо □ утенок □ стул
□ ведро □ книга
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование предложно-падежных форм
Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.
□ Куда идут девочки? (В магазин.) Где лежит лекарство? (На полке.)
□ Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство?
□ Где висит пальто? (На вешалке.) Где стоит торт? (На столе.)
□ Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт?
□ Куда прячутся ребята? (За дерево.) Где сидит ученик? (За партой.)
□ Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?
□ Где сидит ежик? (В кустах.) Где находится крючок? (В воде.)
□ Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок?
□ Где летает змей? (В небе.) Где сидит кот? (На крыше.)
□ Где находится волк? (Слева от дерева.) Где сидит заяц? (Около забора.)
Оценка результатов:
1 балл правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с одной ошибкой.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Образование падежных форм имен существительных
Инструкция: Ответь на вопросы.
□ Кого ты видел в зоопарке?
□ Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
□ К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
□ Чем ты смотришь? Чем слушаешь? За чем мы ходим в лес?
□ На чем катаются дети?
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Согласование прилагательных с существительными
Инструкция: Договори слово.
□ портрет краси... □ стаканчик бумаж...
□ улыбка приветли... □ дни тепл...
□ окно гряз...
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Д. Согласование существительных с числительными
Инструкция: Посчитай по два и по пять. Образец: два дома, пять домов.
□ дом □ окно □ ведро
□ дерево □ кукла
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 6. Исследование связной речи
Максимально — 100 баллов
Рассказ. Мах = 50 |
Пересказ. Мах = 50 | ||||
Задание 1 |
Задание 2 | ||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц» (4 картинки) или по другой серии из 3-4 картин. Максимально — 50 баллов
Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.
Оценка проводится по трем критериям:
А. Критерий смысловой целостности:
20 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 баллов допускаются
незначительные искажения
5 баллов выпадение
смысловых звеньев,
0 баллов отсутствие описания ситуации.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 баллов рассказ
оформлен грамматически
15 балл рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 баллов наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.