Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
Оптически сходные буквы |
Кинетически сходные буквы |
||||||||
рукописные |
печатные |
рукописные |
печатные |
||||||
загл. |
строчн. |
загл. |
строчн. |
загл. |
строчн. |
загл. |
строчн. |
||
Ë — Í |
ë — í |
— |
— |
— |
— |
— |
— | ||
— |
— |
— |
— |
Ø — Ù |
ø — ù |
Ш — Щ |
ш — щ | ||
— |
— |
— |
— |
Ö — Ù |
ö — ù |
Ц — Щ |
ц — щ | ||
— |
— |
— |
— |
— |
á — ä |
— |
— | ||
— |
— |
— |
— |
Ï — Í |
ï — í |
П — Н |
п — н | ||
— |
— |
— |
— |
Ê — Í |
ê — í |
К — Н |
к—н | ||
— |
— |
— |
— |
Ï — Ò |
ï — ò |
П — Т |
п — т | ||
— |
— |
— |
— |
— |
ü — ú |
— |
ь — ъ | ||
— |
— |
— |
— |
Ð — Ô |
ð — ô |
Р — Ф |
р — ф | ||
— |
— |
— |
— |
— |
— |
В — Ф |
в — ф | ||
— |
ã — ð |
— |
— |
à — Ð |
— |
Г — Р |
г — р | ||
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Г — В |
г — в | ||
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Р — В |
г — в | ||
— |
— |
— |
Ë — Ì |
ë — ì |
Л — М |
л — м | |||
— |
â — ä |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
— |
ã — ï |
— |
— |
à — Ï |
ã — ï |
Г — П |
г — п |
||
— |
ï — ð |
— |
— |
Ï — Ð |
— |
П — Р |
п — р |
||
— |
ð — ü |
— |
р — ь |
— |
— |
— |
— |
||
— |
— |
— </td |