Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
0 баллов рассказ не оформлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 баллов самостоятельно
разложены картинки и
5 баллов картинки
разложены со стимулирующей
2,5 балла раскладывание картинок с помощью логопеда и составление рассказа по наводящим вопросам.
0 баллов задание невозможно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного
Максимально — 50 баллов
Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи его по памяти.
Горошины
по И. Н. Садовниковой
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка проводится по тем же трем критериям, что и для рассказа по серии картинок:
А. Критерий смысловой целостности:
20 баллов пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 баллов незначительные
искажения ситуации, неправильное
воспроизведение причинно-
5 баллов выпадение
смысловых звеньев,
0 баллов невыполнение.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 баллов пересказ
оформлен грамматически
15 баллов пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 баллов наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
0 баллов пересказ не составлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 баллов самостоятельный
пересказ после первого
5 баллов пересказ с минимальной помощью (1—2 вопроса) или после повторного прочтения.
2,5 балла пересказ по наводящим вопросам.
0 баллов задание не выполнено даже с помощью.
Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Из показателей всех серий складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с нарушением устной речи (с. 83-84). Он заполняется на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт и на всю группу с указанием среднего показателя по каждой серии.
Н — начало года С — середина года К — конец года
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К | |
100% |
||||||||||||||||||
95% |
||||||||||||||||||
90% |
||||||||||||||||||
85% |
||||||||||||||||||
80% |
||||||||||||||||||
75% |
||||||||||||||||||
70% |
||||||||||||||||||
65% |
||||||||||||||||||
60% |
||||||||||||||||||
55% |
||||||||||||||||||
50% |
||||||||||||||||||
45% |
||||||||||||||||||
40% |
||||||||||||||||||
35% |
||||||||||||||||||
30% |
||||||||||||||||||
25% |
||||||||||||||||||
20% |
||||||||||||||||||
15% |
||||||||||||||||||
10% |
||||||||||||||||||
5% |
||||||||||||||||||
0% |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 — звукопроизношение 4 — словарь
2 — фонематическое восприятие 5 — грамматический строй
3 — слоговая структура 6 — связная речь
|
Н — начало года С — середина года К — конец года
1 — звукопроизношение 4 — словарь
2 — фонематическое восприятие 5 — грамматический строй
3 — слоговая структура 6 — связная речь
1. Слуховой и зрительный диктант.
10 баллов правильное
и точное воспроизведение
8 баллов наличие только орфографических ошибок.
6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
0 баллов текст не воспроизведен.
2. Изложение.
Оценивается по двум критериям.
А. Смысловая целостность:
10 баллов рассказ
соответствует ситуации, имеет все
смысловые звенья, расположенные
в правильной
8 баллов смысловые
звенья воспроизведены с
6 баллов неправильное
воспроизведение причинно-
4 балла выпадение отдельных смысловых звеньев.
2 балла существенно искажен смысл или рассказ не завершен.
0 баллов текст не воспроизведен.
Б. Лексико-грамматическое оформление:
10 баллов правильное
и точное воспроизведение
8 баллов наличие только орфографических ошибок.
6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
0 баллов текст не воспроизведен.
По результатам мониторинга логопед заполняет протоколы отслеживания динамики состояния письма на каждого ребенка и на всю группу.
|
|
МОУ № _____ района ______________________________
Логопед_______________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА учащегося _________ класса
(200___/ 200___ учебный г.)
1. Фамилия, имя
______________________________
2. Дата рождения ___________________ Школа ________________________
Класс ______________________________
3. Адрес ________________________
______________________________
Телефон ______________________________
4. Сведения о родителях:
Мать ______________________________
______________________________
Отец ______________________________
______________________________
5. Дата зачисления
на логопункт ______________________________
4. Успеваемость (к моменту обследования):
по русскому языку
______________________________
математике ______________________________
чтению ______________________________
5. Жалобы учителей
и родителей __________________
______________________________
6. Анамнез:
От какой беременности
ребенок ______________________________
______________________________
Характер беременности
______________________________
______________________________
Роды (досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные,
стимуляция) ______________________________
______________________________
Когда ребенок закричал
______________________________
Асфиксия (белая, синяя)
______________________________
______________________________
Вес при рождении ______________ рост ____________________________
Когда принесли кормить
______________________________
Как взял грудь_________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _________________________
На какой день
выписан из роддома ______________________________
Раннее психомоторное развитие:
Голову держит с ______________ Сидит ____________________________
Ходит ______________________________
Гуление _________________
Лепет ______________________________
Первые слова ______________________________
______________________________
Первые фразы ______________________________
______________________________
Прерывалось ли речевое
развитие ______________________________
______________________________
7. Обращались ли
раньше к специалистам за
______________________________
______________________________
8. Заключение психиатра
______________________________
______________________________
9. Заключение оториноларинголога
______________________________
______________________________
10. Заключение окулиста
______________________________
______________________________
11. Общее физическое
развитие и перенесенные
______________________________
______________________________
______________________________
12. Состояние общей
моторики ______________________________
______________________________
13. Состояние мелкой
моторики ______________________________
______________________________
14. Состояние артикуляционного аппарата:
□ губы:
а) толстые, тонкие, короткие, расщелина ____________________________
б) подвижность ______________________________
в) переключаемость
______________________________
□ зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные,
без промежутков, отсутствуют
резцы ______________________________
______________________________
□ твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое,
нормальное ______________________________
□ мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону,
сокращается недостаточно,
не сокращается, нормальное ______________________________
______________________________
□ прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой
открытый, косой ______________________________
□ язык:
а) массивный, маленький
______________________________
б) подвижность: широкий __________________, узкий________________,
укороченная уздечка
______________________________
вверх _______________________, вниз _____________________________,
маятник ______________________________
облизать верхнюю
губу ______________________________
облизать нижнюю
губу ______________________________
в) переключение:
широкий-узкий ______________________________
вверх-вниз ______________________________
оближи верхнюю/нижнюю
губу ______________________________
пощелкай ______________________________
г) удержание позы
______________________________
д) тремор ______________________________
е) саливация ______________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Общее звучание речи
□ выразительность (невыразительная, маловыразительная) ______________
______________________________
□ голос (тихий, громкий, глухой, звонкий,
сиплый, с назальным оттенком) ______________________________
□ дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное) __________________________
______________________________