Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
3. Приобретены демонстрационные пособия и раздаточный материал (см. годовой план работы).
4. Произведен ремонт
2. Коррекционная работа.
Проводились коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.
Результаты коррекционной
3. Научно-методическая работа
1. Выступления на методических объединениях по темам:
— «Как помочь ребенку с ОНР» — 12 сентября (1 «А»);
— «Леворукий ребенок в школе» — 14 сентября (1 «Б»);
— «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» — 16 сентября (3 «А, Б»).
2. Выступления на родительских собраниях:
— «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» — 21 января (2 «А, Б»);
— «Где начинается дисграфия?» — 22 января (3, 4 классы).
3. Проводились открытые
4. Участие в семинарах-
— «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год»;
— «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе»;
— «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией»;
— «Итоги коррекционной работы за текущий год».
5. В сентябре участвовала в
научно-практической
6. Были проведены открытые
— Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» — октябрь (2 класс);
— «Твердые и мягкие согласные» — декабрь (1 класс).
7. Посещала курсы повышения
8. Участвовала в работе научно-
4. С целью
взаимосвязи с другими
1. Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций — в сроки обследования.
2. Анализ результатов
3. Знакомилась с содержанием
работы учителей начальных
4. Посещала коррекционные
5. Посещала уроки русского языка
учителей начальных классов:
6. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ПМПк совместно с другими специалистами ОУ.
7. Проводилось еженедельное
8. Организовывалось присутствие
родителей во время
9. Проведено анкетирование
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Дата написания ____________ Директор МОУ _____________
Проблема нарушений письменной речи у детей — одна из самых актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и огромное количество авторских методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна.
Предложенная в данном пособии
система обследования речи детей
является результатом отражения
практической деятельности автора, разрабатывающего
проблему нарушения письма и чтения
применительно к младшим
Система разработана с учетом основных принципов диагностики. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. За основу методики взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т. А.
Обследование речи младших школьников
можно проводить с
Необходимо обратить внимание на то, что у первоклассников с ОНР или ФФНР нужно обследовать только устную речь. А ученикам 2-4 классов логопед предлагает самостоятельно выполнить отдельные задания, направленные на подтверждение той или иной формы дисграфии.
В последнее время широкое
— полнота обследования;
— соотнесение лексического материала с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;
— доступность и простота применения;
— возможность применять данную методику как целиком, так и частично (использование ключевых заданий, помеченных знаком ***, позволяет сократить время исследования, получив при этом достаточно полную картину нарушения);
— возможность многократного
Экспресс-диагностика содержит задания и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших школьников. Результаты экспресс-диагностики также заносятся в речевую карту.
Предложенная автором система обследования устной и письменной речи детей состоит из шести серий.
Серия 1. Исследование звукопронзношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.
Серия 2. Исследование фонематического слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа.
Серия 3. Исследование слоговой структуры — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.
Серия 4. Исследование словаря — содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.
Серия 6. Исследование связной речи — содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.
Максимальное количество баллов за каждую серию — 100. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Расчет результатов обследования: 1 балл = 1%. Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль. Его образец приведен на с. 83-84.
Серия 1. Исследование звукопроизношения
Максимально — 100 баллов
Звукопроизношение Мах = 50 |
Дифференциация звуков Мах = 50 | ||||
Задание 1 |
Задание 2 | ||||
начало года[4] |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
1. Исследование состояния звукопроизношения.
Максимально — 50 баллов
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
□ Собака ест мясо. Звук [с].
□ Сима и Сеня весело смеялись. Звук [сь].
□ У Зои заболели зубы. Звук [з].
□ У Зины зимой зябнет нос. Звук [зь].
□ Курица с цыплятами около колодца. Звук [ц].
□ У Маши новая шуба и шапка. Звук [ш].
□ Жук жужжит. Звук [ж].
□ Щеткой чищу я щенка. Звук [щ].
□ Девочки и мальчики скачут как мячики. Звук [ч].
□ Лампа упала со стола. Звук [л].
□ Лида и Лена гуляли на улице. Звук [ль].
□ У Раи на руке рана. Звук [р].
□ Рита с Риммой варят рис. Звук [рь].
□ Яша ел сладкие яблоки. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юра играет в хоккей клюшкой. Звук [j].
□ Катя кладет кубики в коробку. Звук [к].
□ Гена играет на гармони. Звук [г].
□ Тихон покупает духи для мамы. Звук [х].
□ Дина будет доктором. Звуки [д-дь].
□ Кот с пушистым хвостиком тянет бантик. Звуки [т—тъ].
□ Нарушения других звуков (если имеются).
Оценка результатов:
2,5 балла правильное
2 балла нестойкое употребление звука.
1,5 балла неправильное
0 баллов неверное
2. Исследование навыка
дифференциации звуков во
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
□ У Саши шесть стеклышек. Звуки [с-ш].
□ У Зои желтый зонт. Звуки [з-ж].
□ У кошки лежат ложки в лукошке. Звуки [ш-ж].
□ Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки [с-з].
□ У Сонечки семечки. Звуки [сь-ч].
□ Надо чинить выключатель. Звуки [тъ-ч].
□ Часовщик чинит часы. Звуки [ч—щ].
□ Чайка отличается от цапли. Звуки [ч-ц].
□ Чебурашка пьет из чашки. Звуки [ч-ш].
□ Лисица сцапала курицу. Звуки [с-ц].
□ У щуки усищи. Звуки [щ-сь].
□ Клава рвала спелые груши. Звуки [л-р].
□ Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом. Звуки [д-т, дь-ть].
□ Катя на кухне. Звуки [к-х].
□ В столовой в буфете фарфоровая ваза. Звуки [в-ф].
□ У Кати Гагариной короткие косы. Звуки [к-г].
□ Тиме в окошко светит солнце. Звуки [ц-тъ].
□ У Миши Щукина хорошие товарищи. Звуки [ш-щ].
□ Борин папа купил машину Победу. Звуки [б-п].
□ Нарушения других звуков.
Оценка результатов:
2,5 балл правильное
0 баллов неверное
Серия 2. Исследование фонематического слуха
Максимально — 100 баллов
Воспроизведение Мах = 60 |
Представление Мах = 20 |
Анализ Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 | |||||||||||||
А |
Б |
||||||||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
1. Исследование возможности воспроизведения слогов.
Максимально — 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной слоги.
А. са — ша — са Б за — за — жа — за
ца — са — ца ча — ча — ща — ча
ба — па — па ка — га — га — ка
тя — ча — тя па — пя — па — пя
ра — ла — ра ря — ля — ря — ря
Оценка результатов:
2 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
1 балл самостоятельное
0 баллов неверное
2. Исследование возможности воспроизведения слов.
Максимально — 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной слова.
□ день — тень □ мишка — миска
□ бочка — почка □ кот — год — ход
□ том — дом — ком
Оценка результатов:
4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла самостоятельное
0 баллов неверное
3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.
Максимально — 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
□ Мама расчесывает волосы перед зеркалом.
□ Регулировщик регулирует движение.
□ Водопроводчик чинит
□ Чистильщик чистит обувь.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное
0 баллов неверное
4. Исследование фонематических представлений.
Максимально — 20 баллов
Инструкция: Назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с] (всего 5 проб).
|Оценка результатов:
4 балла правильный и точный подбор слов на каждую пробу.
2 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование возможности фонематического анализа.
Максимально — 20 баллов
Инструкция: Назови в словах все звуки по порядку.
□ мак □ утка □ кит
□ кошка □ капуста
Оценка результатов:
4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 3. Исследование слоговой структуры
Максимально — 100 баллов
Называние картинок Мах = 25 |
Воспроизведение слов Мах = 35 |
Воспроизведение предложений Мах = 20 |
Анализ Мах = 20 | ||||||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 | ||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |