Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

3. Приобретены демонстрационные  пособия и раздаточный материал (см. годовой план работы).

4. Произведен ремонт логопедического  кабинета.

2. Коррекционная  работа.

Проводились коррекционные фронтальные  и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.

Результаты коррекционной работы представлены в аналитической справке  по итогам мониторинга (справка и  протоколы обследования прилагаются).

3. Научно-методическая  работа

1. Выступления на методических  объединениях по темам:

— «Как помочь ребенку с ОНР» — 12 сентября (1 «А»);

— «Леворукий ребенок в школе» — 14 сентября (1 «Б»);

— «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» — 16 сентября (3 «А, Б»).

2. Выступления на родительских  собраниях:

— «Что нужно знать педагогу о  ребенке с нарушениями речи?»  — 21 января (2 «А, Б»);

— «Где начинается дисграфия?» — 22 января (3, 4 классы).

3. Проводились открытые фронтальные  и индивидуальные занятия (для  студентов кафедры логопедии  педагогического университета) —  сентябрь.

4. Участие в семинарах-практикумах  для специалистов района и  выступления в рамках этих  семинаров по следующим темам:

— «Планирование работы учителей-логопедов  района на текущий год»;

— «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе»;

— «Особенности развития пространственного  восприятия у детей младшего школьного  возраста с оптической дисграфией»;

— «Итоги коррекционной работы за текущий год».

5. В сентябре участвовала в  научно-практической конференции  по вопросам школьного образования  «Игра и дети с патологией  речи» (имеется публикация).

6. Были проведены открытые занятия  для родителей, чьи дети посещают  логопункт, и педагогов ОУ:

— Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» — октябрь (2 класс);

— «Твердые и мягкие согласные» —  декабрь (1 класс).

7. Посещала курсы повышения квалификации (получен сертификат).

8. Участвовала в работе научно-практической  конференции «Дети и патология  речи» — март.

4. С целью  взаимосвязи с другими специалистами  ОУ осуществлялись следующие  мероприятия:

1. Диагностика различных сфер  деятельности, определенных функций  — в сроки обследования.

2. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ  развития — по результатам  мониторинга.

3. Знакомилась с содержанием  работы учителей начальных классов  (по русскому языку), психолога.

4. Посещала коррекционные занятия  психолога по теме «Взаимосвязь  в работе школьного психолога  и логопеда» — декабрь.

5. Посещала уроки русского языка  учителей начальных классов: октябрь  — 2 класс; декабрь — 1 класс.

6. Была подготовлена необходимая  документация к заседанию ПМПк совместно с другими специалистами ОУ.

7. Проводилось еженедельное индивидуальное  консультирование родителей и  специалистов ОУ (по графику работы  логопеда).

8. Организовывалось присутствие  родителей во время обследования; сообщение родителям результатов  обследования.

9. Проведено анкетирование родителей  — сентябрь, январь, май.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший  учебный год, результаты диагностики  детей, можно сделать вывод, что  задачи, поставленные специалистом в  начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Дата написания ____________ Директор МОУ _____________

ЧАСТЬ 2 
Обследование устной и письменной речи детей 
на школьном логопункте

Проблема нарушений письменной речи у детей — одна из самых  актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в  дальнейшем средством получения  знаний учащихся. Этой проблеме посвящены  многие современные исследования. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших  школьников и огромное количество авторских  методик диагностики различных  компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна.

Предложенная в данном пособии  система обследования речи детей  является результатом отражения  практической деятельности автора, разрабатывающего проблему нарушения письма и чтения применительно к младшим школьникам.

Система разработана с учетом основных принципов диагностики. Предусмотрено  проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как  высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. За основу методики взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т. А.

Обследование речи младших школьников можно проводить с использованием речевой карты. Для простоты и  удобства оформления результатов обследования автор предлагает протоколы обследования устной и письменной речи, речевые  профили, гистограммы. На основании  результатов индивидуального обследования можно подсчитать средний показатель по каждой серии на группу.

Необходимо обратить внимание на то, что у первоклассников с ОНР  или ФФНР нужно обследовать только устную речь. А ученикам 2-4 классов  логопед предлагает самостоятельно выполнить отдельные задания, направленные на подтверждение той или иной формы дисграфии.

В последнее время широкое применение получили различные экспресс-диагностики, целью которых является отслеживание уровня развития устной и письменной речи учащихся начального звена на различных этапах обучения. Предложенное обследование можно проводить и как полную экспресс-диагностику всех компонентов речи младшего школьника. Отличительными чертами такой экспресс-диагностики являются:

— полнота обследования;

— соотнесение лексического материала  с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;

— доступность и простота применения;

— возможность применять данную методику как целиком, так и частично (использование ключевых заданий, помеченных знаком ***, позволяет сократить время исследования, получив при этом достаточно полную картину нарушения);

— возможность многократного применения методики (сначала для обследования речи детей с ОНР в первом классе, затем — речи учащихся 2-4 классов).

Экспресс-диагностика содержит задания  и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших  школьников. Результаты экспресс-диагностики также заносятся в речевую карту.

Предложенная автором система  обследования устной и письменной речи детей состоит из шести серий.

Серия 1. Исследование звукопронзношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.

Серия 2. Исследование фонематического  слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического  восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа.

Серия 3. Исследование слоговой структуры  — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава  слова, сформированности слогового анализа.

Серия 4. Исследование словаря —  содержит пробы, направленные на выявление  объема словарного запаса детей.

Серия 5. Исследование грамматического  строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.

Серия 6. Исследование связной речи — содержит два вида заданий: составление  рассказа по серии картинок и пересказ.

Максимальное количество баллов за каждую серию — 100. При обработке  полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Расчет результатов обследования: 1 балл = 1%. Высчитав процентное выражение  успешности каждой серии, можно вычертить  индивидуальный речевой профиль. Его  образец приведен на с. 83-84.

1. Речевые  пробы и система их оценки

Серия 1. Исследование звукопроизношения

Максимально — 100 баллов

Звукопроизношение

Мах = 50

Дифференциация  звуков

Мах = 50

Задание 1

Задание 2

начало  года[4]

середина года

конец

года

начало года

середина года

конец

года

           

1. Исследование состояния звукопроизношения.

Максимально — 50 баллов

Инструкция: Послушай и повтори предложения.

□ Собака ест мясо. Звук [с].

□ Сима и Сеня весело смеялись. Звук [сь].

□ У Зои заболели зубы. Звук [з].

□ У Зины зимой зябнет нос. Звук [зь].

□ Курица с цыплятами около колодца. Звук [ц].

□ У Маши новая шуба и шапка. Звук [ш].

□ Жук жужжит. Звук [ж].

□ Щеткой чищу я щенка. Звук [щ].

□ Девочки и мальчики скачут как  мячики. Звук [ч].

□ Лампа упала со стола. Звук [л].

□ Лида и Лена гуляли на улице. Звук [ль].

□ У Раи на руке рана. Звук [р].

□ Рита с Риммой варят рис. Звук [рь].

□ Яша ел сладкие яблоки. Ежик у  елки наколол гриб на иголки. Юра  играет в хоккей клюшкой. Звук [j].

□ Катя кладет кубики в коробку. Звук [к].

□ Гена играет на гармони. Звук [г].

□ Тихон покупает духи для мамы. Звук [х].

□ Дина будет доктором. Звуки [д-дь].

□ Кот с пушистым хвостиком тянет  бантик. Звуки [т—тъ].

□ Нарушения других звуков (если имеются).

Оценка результатов:

2,5 балла правильное воспроизведение  пробы.

2 балла нестойкое употребление  звука.

1,5 балла неправильное воспроизведение  предложения при сохранном изолированном  звуке.

0 баллов неверное воспроизведение  пробы.

2. Исследование навыка  дифференциации звуков во фразе.  Максимально — 50 баллов

Инструкция: Послушай и повтори предложения.

□ У Саши шесть стеклышек. Звуки [с-ш].

□ У Зои желтый зонт. Звуки [з-ж].

□ У кошки лежат ложки в  лукошке. Звуки [ш-ж].

□ Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки [с-з].

□ У Сонечки семечки. Звуки [сь-ч].

□ Надо чинить выключатель. Звуки [тъ-ч].

□ Часовщик чинит часы. Звуки [ч—щ].

□ Чайка отличается от цапли. Звуки [ч-ц].

□ Чебурашка пьет из чашки. Звуки [ч-ш].

□ Лисица сцапала курицу. Звуки [с-ц].

□ У щуки усищи. Звуки [щ-сь].

□ Клава рвала спелые груши. Звуки [л-р].

□ Дети гостили в деревне. Там  собака Линда сторожила дом. Звуки [д-т, дь-ть].

□ Катя на кухне. Звуки [к-х].

□ В столовой в буфете фарфоровая ваза. Звуки [в-ф].

□ У Кати Гагариной короткие косы. Звуки [к-г].

□ Тиме в окошко светит солнце. Звуки [ц-тъ].

□ У Миши Щукина хорошие товарищи. Звуки [ш-щ].

□ Борин папа купил машину Победу. Звуки [б-п].

□ Нарушения других звуков.

Оценка результатов:

2,5 балл правильное воспроизведение  пробы.

0 баллов неверное воспроизведение  пробы.

Серия 2. Исследование фонематического  слуха

Максимально — 100 баллов

Воспроизведение

Мах = 60

Представление

Мах = 20

Анализ

Мах = 20

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

А

Б

     

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

                                   

1. Исследование возможности  воспроизведения слогов.

Максимально — 20 баллов

Инструкция: Послушай и повтори за мной слоги.

А. са — ша — са Б за — за — жа — за

ца — са — ца ча — ча — ща — ча

ба — па — па ка — га — га — ка

тя — ча — тя па — пя — па — пя

ра — ла — ра ря — ля — ря — ря

Оценка результатов:

2 балла правильное и точное  воспроизведение каждой пробы.

1 балл самостоятельное выполнение  пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное воспроизведение  пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности  воспроизведения слов.

Максимально — 20 баллов

Инструкция: Послушай и повтори за мной слова.

□ день — тень □ мишка — миска

□ бочка — почка □ кот  — год — ход

□ том — дом — ком

Оценка результатов:

4 балла правильное и точное  воспроизведение каждой пробы.

2 балла самостоятельное выполнение  пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное воспроизведение  пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможностей  воспроизведения предложений.

Максимально — 20 баллов

Инструкция: Послушай и повтори предложения.

□ Мама расчесывает волосы перед  зеркалом.

□ Регулировщик регулирует движение.

□ Водопроводчик чинит водопровод.

□ Чистильщик чистит обувь.

Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное  воспроизведение каждой пробы.

2,5 балла самостоятельное выполнение  пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное воспроизведение  пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование фонематических  представлений.

Максимально — 20 баллов

Инструкция: Назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с] (всего 5 проб).

|Оценка результатов:

4 балла правильный и точный  подбор слов на каждую пробу.

2 балла выполнение пробы с  помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение  пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование возможности  фонематического анализа.

Максимально — 20 баллов

Инструкция: Назови в словах все звуки по порядку.

□ мак □ утка □ кит

□ кошка □ капуста

Оценка результатов:

4 балла правильное и точное  воспроизведение каждой пробы.

2 балла выполнение пробы с  помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение  пробы или отказ от выполнения.

Серия 3. Исследование слоговой структуры

Максимально — 100 баллов

Называние картинок

Мах = 25

Воспроизведение слов

Мах = 35

Воспроизведение предложений

Мах = 20

Анализ

Мах = 20

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

                       

Информация о работе Документация и планирование