Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
□ темп, ритм (замедленный, быстрый) ______________________________
□ дикция (четкая, смазанная) ______________________________
______________________________
______________________________
Серия 1. Обследование звукопроизношения
□ свистящие (характер нарушения):
с ___________________________, сь ______________________________
з ___________________________, зь ______________________________
ц ___________________________
□ шипящие (характер нарушения):
ш __________________________, щ ______________________________
ж ___________________________, ч ______________________________
□ сонорные (характер нарушения):
л ___________________________, ль ______________________________
р ___________________________, рь ______________________________
й ___________________________
□ другие звуки_________________________
Результаты выполнения заданий по серии 1 Максимально — 100 баллов | |||||
Звукопроизношение Мах = 50 |
Дифференциация звуков Мах = 50 | ||||
Задание 1 |
Задание 2 | ||||
начало года |
середина года |
конец года |
начало года |
середина года |
конец года |
Серия 2. Обследование фонематического слуха
1. Исследование возможности
□ са-ша-са __________________ □ за-за-жа-за _________________
ца-са-са __________________ □ ча-ча-ща-ча _________________
ба-па-па __________________ □ ка-га-га-ка __________________
тя-ча-тя __________________ □ па-пя-па-пя _________________
ра-ла-ра __________________ □ ря-ля-ря-ря _________________
2. Исследование возможности
□ бочка — почка ______________________________
□ том — дом — ком ______________________________
□ день — тень ______________________________
□ кот — год — ход ______________________________
□ мишка — миска
3. Исследование возможностей
□ Мама расчесывает волосы перед зеркалом. __________________________
______________________________
□ Регулировщик регулирует движение.
______________________________
______________________________
□ Водопроводчик чинит
______________________________
□ Чистильщик чистит обувь. ______________________________
______________________________
4. Исследование фонематических представлений.
Подбор слов на заданный звук: [а], [о], [у], [к], [с].
______________________________
______________________________
______________________________
5. Исследование возможности
□ мак _________________ □ кит ____________________
□ утка _________________ □ кошка _________________
□ капуста ______________
Результаты выполнения заданий по серии 2 Максимально — 100 баллов | |||||||||||||||||
Воспроизведено Мах = 60 |
Представлено Мах = 20 |
Анализ Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 | |||||||||||||
А |
Б |
||||||||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Серия 3. Слоговая структура
1. Исследование возможности
□ дерево ______________________________
□ аквариум ______________________________
□ милиционер ______________________________
□ скатерть ______________________________
□ мотоциклист ______________________________
2. Исследование возможности
□ строительство ______________________________
□ серпантин ______________________________
□ часовщик ______________________________
□ репетиция ______________________________
□ сквозняк ______________________________
□ дерево ______________________________
□ аквариум ______________________________
□ милиционер ______________________________
□ мотоциклист ______________________________
□ скатерть ______________________________
3. Исследование возможности
□ Мама рассказывает сыну сказку на ночь. ____________________________
______________________________
□ Ежик спит под ворохом листвы.
______________________________
______________________________
□ В аквариуме плавают рыбки.
______________________________
______________________________
□ Мальчик поставил велосипед под деревом. ________________________
______________________________
4. Исследование навыка слогового анализа.
4.1. Деление слов на слоги:
□ кит ______________________________
□ вишня ______________________________
□ виноград ______________________________
□ смородина ______________________________
4.2. Придумывание слов:
□ из 1-го слога ______________________________
______________________________
□ из 2-х слогов ______________________________
______________________________
□ из 3-х слогов ______________________________
______________________________
Результаты выполнения заданий по серии 3 Максимально — 100 баллов | |||||||||||
Называние картинок Мах = 25 |
Воспроизведение слов Мах = 35 |
Воспроизведение предложений Мах = 20 |
Анализ Мах = 20 | ||||||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 | ||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Серия 4. Исследование состояния словаря
1. Исследование состояния
А. Предмет и его части:
□ чайник ______________________________
□ кукла ______________________________
□ машина ______________________________
□ стул ______________________________
□ сапог ______________________________
Б. Объяснение лексического значения слов:
□ огород ______________________________
□ подоконник ______________________________
□ клумба ______________________________
□ поезд ______________________________
В. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом:
□ яблоко, груша, банан, слива ______________________________
□ олень, волк, барсук, медведь ______________________________
□ береза, дуб, осина, ель ______________________________
□ ручка, ластик, тетрадь, книга ______________________________
Назвать предметы, относящиеся к
□ мебели ______________________________
□ инструментам ______________________________
□ насекомым ______________________________
□ обуви ______________________________
□ грибам ______________________________
Г. Подбор слов-предметов к словам-
□ увлекательное ______________________________
□ хорошее ______________________________
□ морозный ______________________________
□ звонкая ______________________________
□ холодное ______________________________
2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам).
Кто как голос подает?
□ собака __________________ □ утка _____________________
□ петух ___________________ □ гусь _____________________
□ лошадь _________________ □ ворона ___________________
□ кошка __________________ □ жук ______________________
Кто как передвигается?
□ собака __________________ □ лошадь ___________________
□ ворона _________________ □ человек __________________
□ червяк _________________ □ бабочка __________________
□ рыба ___________________ □ черепаха _________________
3. Исследование словаря
□ осень (какая?)______________________
□ друзья (какие?) _______~______________________
□ вечер (какой?) ______________________________
□ ведро (какое?) ______________________________
4. Исследование антонимов.
□ день, весна, мороз ______________________________
□ большой, низкий, широкий ______________________________
□ сесть, говорить, ссориться ______________________________
□ расстегивать, входить, наливать ______________________________
□ темно, далеко, быстро ______________________________
5. Исследование синонимов.
□ летчик ____________________ □ шофер ________________________
□ врач ______________________ □ печальный _____________________
Результаты выполнения заданий по серии 4 Максимально — 100 баллов | |||||||||||||||||
Предметы Мах = 40 |
Действия Мах = 20 |
Признаки Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 | |||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г | ||||||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Антонимы Мах = 10 |
Синонимы Мах = 10 |
Пересказ Мах =50 |
|||||||||||||||
Задание 4 |
Задание 5 |
Задание 6 |
|||||||||||||||
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
Н |
С |
К |
|||||||||
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
1. Исследование навыков
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
□ книга __________________ □ воробей _______________________
□ стул ___________________ □ ковер _________________________
□ ведро __________________ □ хлеб __________________________
□ гриб ___________________ □ топор _________________________
□ белка __________________ □ скамейка ______________________
Б. Образование названий детенышей:
□ у лисы _________________ □ у козы _________________________
□ у утки _________________ □ у собаки _______________________
□ у свиньи _______________
В. Образование глаголов префиксальным способом:
лить ______________________________
шел ______________________________
Г. Образование относительных
□ скамейка из дерева ______________________________
□ тетрадь из бумаги ______________________________
□ сумка из кожи ______________________________
□ кукла из резины ______________________________
□ шуба из меха ______________________________
□ сок из моркови ______________________________
Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье?
голова чья?):
□ у лисы ______________________________
□ у лошади ______________________________
□ у медведя ______________________________
□ у льва ______________________________
□ у овцы ______________________________
□ у тигра ______________________________
2. Исследование навыков
А. Образование существительных множественного числа:
□ ухо ____________________ □ утенок ________________________
□ стул ____________________ □ ведро _________________________
□ книга ___________________
Б. Предложно-падежные формы:
В |
Куда идут девочки? Где лежит лекарство? |
|
Из |
Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство? |
|
На |
Где висит пальто? Где стоит торт? |
|
С |
Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт? |
|
За |
Куда прячутся ребята? Где сидит ученик? |
|
Из-за |
Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик? |
|
Под |
Где сидит ежик? Где находится крючок? |
|
Из-под |
Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок? |
|
Над |
Где летает змей? Где сияет радуга? |
|
Слева, рядом |
Где находится волк? Где сидит заяц? |
В. Падежные конструкции:
Вин. пад. |
Кого ты видел в зоопарке? |
|
Род. пад. |
Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? |
|
Дат. пад. |
К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? |
|
Твор. пад. |
Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес? |
|
Пред. пад. |
На чем катаются дети? |