Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

Наименование  мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

1

2

3

4

5

6

5

Взаимопосещение коррекционных занятий

А) Октябрь  — 2 класс

Б) Декабрь — 1 класс

Февраль

ОУ

У логопеда:

А) Итоговое занятие  по теме: «Звонкие и глухие согласные»,

Б) «Твердые и мягкие согласные»

У психолога:

«Взаимосвязь в  работе школьного психолога и  логопеда»

У педагогов начального звена:

1 «А», «Б» —  октябрь

2 «А», «Б» —  ноябрь

3 «А», «Б» —  декабрь

Ответственный

Участник

Слушатель

А) 2 октября

Б) 10 декабря

17 февраля

4 октября

18 ноября

15 декабря

6

Подготовка  документации к ПМПк, направление на ПМПк и ПМПЦ

На  ПМПк — согласно плану работы МОУ (3 раза в год — ежеквартально). На ПМПЦ - по мере необходимости. ОУ

Логопед, психолог и другие педагоги ОУ совместно  составляют пакет документов при  необходимости представления ребенка на ПМПк и ПМПЦ (с согласия родителей). В случае необходимости смены образовательного маршрута, при окончании коррекционного обучения и т. д.

Участник  единого коррекционного процесса (учитель-логопед)

Подготовлена  документация на заседания ПМПк

(28 сентября,

16 января,

25 мая)

7

Индивидуальное  консультирование

Еженедельно: понедельник, четверг:

14.15 — 15.00

Индивидуальное  консультирование специалиста с целью обсуждения методов, приемов коррекционной работы, обсуждение

Учитель-логопед

В рамках консультаций (по графику работы)


Наименование  мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.)

Дата  и место проведения

Содержание

Роль  специалиста

Сведения  о выполнении

1

2

3

4

5

6

     

необходимости изготовления или приобретения наглядных пособий и т. д.

   

 

6. Журнал  обследования устной и письменной  речи учащихся

Как показала практика, каждый педагог выбирает наиболее удобный  для себя вариант оформления журнала  обследования устной и письменной речи. Альтернативой такому журналу являются различного рода протоколы.

Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся отличаются простотой оформления и  полнотой сведений. Их цель — показать наличие речевого дефекта. Протокол логопедического обследования содержит материал, на основе которого логопед  делает первичное заключение. Пример заполнения протокола логопедического  обследования приведен на с. 28.

7. Паспорт  логопедического кабинета

Составляется логопедом  и содержит сведения о:

— состоянии кабинета в соответствии с нормативно-гигиеническими нормами;

— расположении кабинета в здании и возможности совмещения с другими специалистами школы (психолог, социальный педагог и т. д.);

— наличии в кабинете мебели;

— наличии необходимых пособий (картотека);

— наличии методической литературы;

— наличии другого оборудования (зонды, кушетка и инструментарий для массажа и т. д.).

Данный  документ заверяется директором школы, хранится у логопеда. В ходе работы логопед может дополнять или  вносить изменения в список имеющихся  пособий.

8. Журнал учета  посещаемости фронтальных 
и индивидуальных занятий

В качестве журнала  посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий логопед может использовать школьный журнал, журнал для факультативных занятий или специально оформленный  журнал.

Основная цель данного  документа — фиксирование посещения  занятий (индивидуальных или групповых) каждым ребенком и наполняемости  фронтальных занятий в каждой группе. Оформление журнала посещаемости основывается на требованиях, предъявляемых  к заполнению классного журнала (без оценивания знаний учащихся). Данный документ, наряду с другой документацией  образовательного учреждения, представляет собой финансовый документ и проверяется  администрацией ОУ.

Несмотря на то, что логопед является сотрудником  образовательного учреждения и его  занятия имеют некоторое сходство с уроками русского языка, в оформлении тем занятий есть значительные отличия. Формулировок типа «Безударные гласные», «Именительный падеж существительных», «Употребление удвоенных согласных», «Контрольная работа по теме...» и  т. д. в журнале логопеда быть не должно, так как вышеперечисленные темы не являются коррекционными. Занятия  на подобные темы с учащимися проводят учителя русского языка или учителя  начальных классов. Чтобы избежать подобного рода ошибок, логопеду предпочтительнее определять тему занятия следующим  образом: «Практическое употребление существительных в форме;.. падежа», «Гласные звуки и буквы», «Слоговой анализ двусложных слов», «Дифференциация букв...» и т. д.

9. График  рабочего времени логопеда. 
Циклограмма рабочего времени

График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем  количеством "часов, которое определено в постановлении Правительства  РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности  рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы. Пример заполненного графика приведен на с. 43.

Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель — определить выработку  рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:

— количество групп, занимающихся на логопункте;

— количество фронтальных  и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;

— частота проведения занятий с конкретной группой  или ребенком;

— продолжительность  занятий и перерывов между  ними.

Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе  — устранение нарушений письма и  чтения либо их предупреждение. Таким  образом, большая часть времени  отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных  нарушений. Например, из 25 детей, зачисленных  на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.

Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма  рабочего времени.

 

Утверждаю___________

Директор МОУ № ______

______________________

ГРАФИК  РАБОТЫ на 200___/200___учебный год

логопеда МОУ №_____

 

Понедельник 11.00—15.35

Вторник 13.00—17.00

Среда 11.00—15.00

 

Четверг 13.00—17.00

Пятница 11.00—15.00

     

Утверждаю _

Директор МОУ № _

ЦИКЛОГРАММА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА 200___/200

УЧЕБНЫЙ ГОД ЛОГОПЕДА МОУ №________

Понедельник

11.00 - 11.40 — группа  №1

11.50 - 12.30 — группа  №2

12.40 - 13.00 — индивидуальное №1 13.05 - 13.25 — индивидуальное №2 13.35 - 14.15 — группа №3

14.15 - 15.35 — работа  с документацией

Вторник

13.05 - 13.25 — индивидуальное  №4

13.35 - 14.15 — группа  №4

14.25 - 15.05 — индивидуальное  №5

15.15 - 15.35 — индивидуальное  №6

15.40 - 16.00 — индивидуальное  №7

16.10 - 16.50 — группа  №5

16.50 - 17.45 — работа  с документацией

Среда

11.00 - 11.40 — группа  №1

11.50 - 12.30 — группа  №2

12.40 - 13.00 — индивидуальное №1 13.05 - 13.25 — индивидуальное №2 13.35 - 14.15 — группа №3

14.20 - 15.10 — консультации

15.00 - 15.35 — работа  с документацией

Четверг

13.05 - 13.25 — индивидуальное №4

13.35 - 14.15 — группа  №4

14.25 - 15.05 — индивидуальное  №5

15.15 - 15.35 — индивидуальное  №6

15.40 - 16.00 — индивидуальное  №7

16.10 - 16.50 — группа  №5

16.50 - 17.45 — работа  с документацией

Пятница

11.00 - 11.40 — группа  №1

11.50 - 12.30 — группа  №2

12.40 - 13.00 — индивидуальное  №1

13.05 - 13.25 — индивидуальное  №2

13.35 - 14.15 — группа  №3

14.20 - 15.10 — консультации

 

Примечания.

1. Посещение педагогического  совета, перерывы между занятиями,  оформление документации и консультирование  не входит в «чистое» рабочее  время специалиста, т. е. не  считается коррекционной работой.  В циклограмме не отражается. Данное время считается присутствующим  и входит в общий график  специалиста.

2. Перерывы между  занятиями соответствуют временному  отрезку перемен данного образовательного  учреждения (если перемена 10 минут,  то перерыв между групповыми  занятиями 10 минут, если перемена 20 минут — перерывы между занятиями  20 минут).

10. Календарно-тематическое  планирование на каждую группу

Опираясь на материалы  обследования и мониторинг, логопед  составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала до каждой теме, лексический материал в зависимости  от речевого дефекта и возрастных особенностей детей.

Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все  направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта. Например, при устранении ОНР — развитие фонематических процессов, работа над слоговой структурой, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения у детей с оптической дисграфией — развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объем лингвистического материала и т. д.

Необходимо помнить  о том, что при составлении  планирования на группу логопед исходит  из структуры дефекта и отбирает из программы темы, направленные на его преодоление.

Пример календарно-тематического  плана приведен на с. 46-48.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания

с элементами оптической дисграфии

1. Акустически сходные звуки  (38-40 часов)

Тема  занятия

Часы

Направления работы

Фонетика

Лексика

Грамматика

1. Гласные и согласные звуки

2

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

— выделение звуков

во всех позициях;

— дифференциация

твердых и мягких звуков;

— звуковой анализ;

— дифференциация

звуков во всех позициях;

— выделение звуков во всех позициях;

— дифференциация твердых и мягких согласных звуков;

— звуковой анализ;

Словарь на изучаемые звуки и буквы

— образование  гласных II ряда;

— работа со схемой

слова;

— запись букв, слогов, слов, предложений с оппозиционными звуками и буквами, обозначающими на письме при помощи Ь знака;

— слуховые и зрительные диктанты;

— тексты с оппозиционными звуками;

— слуховые и зрительные диктанты;

2. Дифференциация гласных I—II ряда

2

Словарь на изучаемые звуки и буквы

   

3. Дифференциация гласных А—Я

3-4

Слова-паронимы

   

4. Дифференциация гласных У—Ю

3-4

Слова-паронимы

   

5. Обозначение мягкости согласных  при помощи Ь

4

Словарь на изучаемые звуки и буквы

   

6. Звуки Б, Б', П, П'

3

Слова-паронимы

   

7. Звуки 3,3', С, С'

3

Слова-паронимы

   

8. Звуки Ж—Ш

3

Слова-паронимы

   

9. Дифференциация звуков С—Ц

3

Слова-паронимы

   

10. Дифференциация звуков Ц—ТС

3

Слова-паронимы

   

Тема  занятия

Часы

Направления работы

Фонетика

Лексика

Грамматика

11. Дифференциация звуков Ч—Щ

3

3

— дифференциация звуков во всех позициях.

Слова-паронимы

— тексты с оппозиционными звуками звуками.

12. Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста

6

Словарь на изучаемые звуки и буквы

   

2. Оптически сходные буквы (45 часов))

 

Тема  занятия

Часы

Направления работы

 

1. Развитие  неречевых процессов. Зрительный анализ

8

— развитие зрительного внимания;

— развитие предметного  восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры); знание цвета (основные и оттеночные), формы, величины;

— развитие восприятия цифр и букв: цвета (основные и оттеночные), форма, величина;

— развитие зрительной памяти;

— развитие временных  представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра...; время года; месяцы; дни недели; время суток;

— развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме  тела, в пространстве, понимание  пространственных предлогов;

— развитие зрительно-моторной координации.

 

2. Зрительное  восприятие, внимание, память

8

 
 

3. Пространственные и временные представления

2

 

Работа  с буквами

Речевые процессы

Неречевые процессы

 

4. Дифференциация гласных букв. Буквы:  а—о, и—у

6

— уточнение  артикуляции изучаемых звуков;

— соотнесение  артикулемы,

— соотнесение  буквы с символом для обозначения на письме;

— дифференциация сходных по начертанию букв: изоли-

— закрепление  умений и навыков, полученных на первом этапе;

— развитие зрительного  внимания;

— развитие зрительной памяти;

— развитие зрительно-моторной координации;

 

5. Дифференциация гласных и согласных  букв. Буквы и—ш (и—ш, И—Ш)

3

     
         

Тема  занятия

Часы

Направления работы

Работа  с буквами

Речевые процессы

Неречевые процессы

6. Дифференциация согласных букв. Буквы л—м (Л—М, л—м), п—т (П—Т, п—т), б—д, ц—щ (Ц—Щ, ц—щ)

12

рованно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте;

— работа со словами-паронимами;

— написание зрительных и слуховых диктантов с изучаемыми буквами.

— развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве;

— развитие умений конструирования и реконструирования букв.

7. Дифференциация оптически сходных  букв (на уровне текста)

6

   

Информация о работе Документация и планирование