Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:22, дипломная работа
Цель исследования: выявить соответствие конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» методикам профилактики и разрешения конфликта.
Задачи:
Выявить конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ».
Определить теоретическую состоятельность конфликтологической составляющей программ обучения персонала банка.
Выявить минимум методологических знаний о конфликте, которые в полной мере обеспечивают обучение персонала банка.
Введение 3
Глава первая. Теоретико-методологические основы изучения конфликтологической составляющей программ обучения персонала банка 7
1.1. Теоретические основы системы обучения персонала 7
1.2. Методологическая и методическая стороны конфликтологической части программ обучения персонала банка 17
Глава вторая. Анализ конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 35
2.1. Контент-анализ конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 35
2.2. Исследование конфликтологической подготовки персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 47
2.3. Результаты исследования и рекомендации по совершенствованию конфликтологической части программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 60
Заключение 66
Библиографический список
Приложение 1 69
2.1 Контент-анализ конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ».
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия) [24].
Социальная проблема исследования – неэффективная работа сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ», вследствие недостаточного уровня конфликтологической подготовки.
Исследовательская проблема – возможность определения соответствия конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» методикам профилактики и решения конфликта.
Объект исследования – программы обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ».
Предмет исследования – конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ»
Обоснование выбора метода сбора информации.
В данном социологическом исследовании используется метод контент-анализа. Для сбора эмпирических данных необходимо проанализировать программы обучения персонала. С помощью данного метода можно определить соответствие конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» методикам профилактики и решения конфликта.
Анализируются программы обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» за последние пять лет, т.е. с 2008 по 2012 г.г. (N=11).
Интерпретация и операционализация основных понятий и категорий исследования.
Программа обучения – это особая схема организации обучения персонала, с целью развития индивидуальных знаний, умений и навыков работников, необходимых для обеспечения определенного уровня работы организации.
- наличие информации о формах управления конфликтом;
- наличие информации о правилах предотвращения конфликта;
- рекомендации по профилактике конфликта;
- информация о стратегиях
- информация о методах практического разрешения конфликта.
Классификатор контент-анализа.
Категория анализа |
Единица анализа |
Единица счета |
1. Наличие информации о формах управления конфликтом |
1. Предупреждение инцидента конфликта; 2. Регулирование конфликтной ситуации; 3. Решение конфликта; |
Содержится / не содержится |
2. Наличие информации о правилах предотвращения конфликта |
1. Умение находить общие точки зрения, решения; 2. Воздействовать на конфликт на латентных стадиях его развития; 3. Преодоления основного противоречия в интересах сторон; 4. Устранение конфликта на уровне его причин; |
Содержится / не содержится |
3. Рекомендации по профилактике конфликта |
1. Создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; 2. Устранение социально-психологических причин конфликтов; 3. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов; |
Содержится / не содержится |
4. Информация о стратегиях поведения в конфликте |
1. Уклонение от конфликтной ситуации; 2. Сотрудничество в решении проблемы; 3. Компромисс; 4. Уступки в конфликте; |
Содержится / не содержится |
5. Информация о методах практического разрешения конфликта |
1. Переговоры; 2. Интеграция интересов сторон; 3. Разъединение сторон конфликта; |
Содержится / не содержится |
Кодификатор контент-анализа.
Категории анализа |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
И т о г | |||||||||||||
1 |
2 |
итог |
1 |
2 |
и т о г |
1 |
2 |
и т о г |
1 |
2 |
3 |
и Т о г |
1 |
2 |
и т о г | ||||
1. Наличие информации о формах управления конфликтом |
Предупреждение инцидента конфликта; |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
3 | |
Регулирование конфликтной ситуации; |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
1 |
6 | ||
Решение конфликта; |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
3 | ||
2. Наличие информации о правилах предотвращения конфликта |
Умение находить общие точки зрения, решения; |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
6 | |
Воздействие на конфликт на латентных стадиях его развития; |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
4 | ||
Преодоление основного противоречия в интересах сторон; |
1 |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
4 | ||
Устранение конфликта на уровне его причин; |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 | ||
3. Рекомендации по профилактике конфликта |
Создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций; |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
9 | |
Устранение социально-психологических причин конфликтов; |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
5 | ||
Блокирование личностных причин возникновения конфликтов; |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
5 | ||
4. Информация о стратегиях |
Уклонение от конфликтной ситуации; |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
- |
1 |
6 | |
Сотрудничество в решении проблемы; |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
5 | ||
Компромисс; |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
4 | ||
Уступки в конфликте; |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
5 | ||
5. Информация о методах |
Переговоры; |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
2 |
- |
1 |
1 |
5 | |
Интеграция интересов сторон; |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
4 | ||
Разъединение сторон конфликта; |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
4 |
Подсчет по подкатегориям (строки).
Единицы анализа |
Единицы счета | ||
Категории |
Подкатегории |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1 |
Предупреждение инцидента конфликта; |
3 |
25 |
Регулирование конфликтной ситуации; |
6 |
50 | |
Решение конфликта; |
3 |
25 | |
Итог: |
12 |
100 | |
2 |
Умение находить общие точки зрения, решения; |
6 |
37,5 |
Воздействие на конфликт на латентных стадиях его развития; |
4 |
25 | |
Преодоление основного противоречия в интересах сторон; |
4 |
25 | |
Устранение конфликта на уровне его причин; |
2 |
12,5 | |
Итог: |
16 |
100 | |
3 |
Создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций; |
9 |
47,4 |
Устранение социально-психологических причин конфликтов; |
5 |
26,3 | |
Блокирование личностных причин возникновения конфликтов; |
5 |
26,3 | |
Итог: |
19 |
100 | |
4 |
Уклонение от конфликтной ситуации; |
6 |
30 |
Сотрудничество в решении проблемы; |
5 |
25 | |
Компромисс; |
4 |
20 | |
Уступки в конфликте; |
5 |
25 | |
Итог: |
20 |
100 | |
5 |
Переговоры; |
5 |
38,4 |
Интеграция интересов сторон; |
4 |
30,8 | |
Разъединение сторон конфликта; |
4 |
30,8 | |
Итог: |
13 |
100 |
Интерпретация результатов.
Информация о предупреждении инцидента конфликта содержится во всех программах обучения персонала банка на 25 %, регулирование конфликтной ситуации – 50 %, решение конфликта – 25 %, умение находить общие точки зрения, решения – 37,5 %, воздействие на конфликт на латентных стадиях его развития – 25 %, преодоление основного противоречия в интересах сторон – 25 %, устранение конфликта на уровне его причин - 12,5 %, создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций – 47,4, устранение социально-психологических причин конфликтов - 26,3 %, блокирование личностных причин возникновения конфликтов - 26,3 %, уклонение от конфликтной ситуации – 30 %, сотрудничество в решении проблемы – 25 %, компромисс – 20 %, уступки в конфликте – 25 %, переговоры – 38,4 %, интеграция интересов сторон – 30,8 %, разъединение сторон конфликта – 30,8.
Подсчет по категориям (столбцы).
Единицы анализа |
Единицы счета | ||
Категории |
Год |
Частота упоминания абсолютная, раз |
Частота упоминания относительная, % |
1. Наличие информации о формах управления конфликтом |
2008 |
2 |
16,7 |
2009 |
2 |
16,7 | |
2010 |
2 |
16,7 | |
2011 |
4 |
33,2 | |
2012 |
2 |
16,7 | |
Итог: |
12 |
100 | |
2. Наличие информации о правилах предотвращения конфликта |
2008 |
5 |
31,3 |
2009 |
3 |
18,7 | |
2010 |
4 |
25 | |
2011 |
4 |
25 | |
2012 |
0 |
0 | |
Итог: |
16 |
100 | |
3. Рекомендации по профилактике конфликта |
2008 |
5 |
26,4 |
2009 |
3 |
15,8 | |
2010 |
4 |
21 | |
2011 |
4 |
21 | |
2012 |
3 |
15,8 | |
Итог: |
19 |
100 | |
4. Информация о стратегиях |
2008 |
3 |
15 |
2009 |
4 |
20 | |
2010 |
5 |
25 | |
2011 |
6 |
30 | |
2012 |
2 |
10 | |
Итог: |
20 |
100 | |
5. Информация о методах |
2008 |
2 |
14 |
2009 |
4 |
29 | |
2010 |
1 |
7 | |
2011 |
3 |
21 | |
2012 |
4 |
29 | |
Итог: |
14 |
100 |