Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:22, дипломная работа
Цель исследования: выявить соответствие конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» методикам профилактики и разрешения конфликта.
Задачи:
Выявить конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ».
Определить теоретическую состоятельность конфликтологической составляющей программ обучения персонала банка.
Выявить минимум методологических знаний о конфликте, которые в полной мере обеспечивают обучение персонала банка.
Введение 3
Глава первая. Теоретико-методологические основы изучения конфликтологической составляющей программ обучения персонала банка 7
1.1. Теоретические основы системы обучения персонала 7
1.2. Методологическая и методическая стороны конфликтологической части программ обучения персонала банка 17
Глава вторая. Анализ конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 35
2.1. Контент-анализ конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 35
2.2. Исследование конфликтологической подготовки персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 47
2.3. Результаты исследования и рекомендации по совершенствованию конфликтологической части программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 60
Заключение 66
Библиографический список
Приложение 1 69
Согласно приведенным в таблице данным, о информированности сотрудников о правилах предотвращения конфликта, а именно: умение находить общие точки зрения и устранение конфликта на уровне его причин знают 75 % сотрудников, преодоление основного противоречия в интересах сторон – 67 %, воздействие на конфликт на латентных стадиях – 29 %.
Таблица 5
Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о рекомендациях по профилактике конфликта
Понятие |
Ответы респондентов |
Частота |
Процент |
1. Создание условий, препятствующих
их возникновению и |
Знаю |
7 |
18 |
Что-то слышал (а) |
13 |
35 | |
Не знаю |
17 |
47 | |
2. Устранение социально-психологических причин конфликтов |
Знаю |
7 |
18 |
Что-то слышал (а) |
9 |
25 | |
Не знаю |
21 |
57 | |
3. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов |
Знаю |
8 |
21 |
Что-то слышал (а) |
12 |
32 | |
Не знаю |
17 |
47 | |
ИТОГО |
37 |
100 |
Согласно приведенным в таблице данным, о информированности сотрудников о рекомендациях по профилактике конфликта, а именно: блокирование личностных причин возникновения конфликтов знают 21 % сотрудников; создание условий, препятствующих их возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций и устранение социально-психологических причин конфликтов знают 18 % опрошенных сотрудников банка.
Таблица 6
Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о практическом разрешении конфликта
Понятие |
Частота |
Процент |
1. Переговоры |
32 |
86 |
2. Интеграция интересов сторон |
17 |
45 |
3. Разъединение сторон конфликта |
22 |
59 |
ИТОГО |
37 |
100 |
О методах разрешения конфликта, таких как, переговоры знают 86 % сотрудников банка, разъединение сторон конфликта – 59 %, интеграция интересов сторон – 45 %.
Таблица 7
Данные отношения сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» к конфликтам
Ответы респондентов |
Частота |
Процент |
1. Положительное |
8 |
22 |
2. Отрицательное |
29 |
78 |
3. Нейтральное |
0 |
0 |
ИТОГО |
37 |
100 |
Анализируя данные Таб.7, можно увидеть, что отношение к конфликтам положительно оценивают 22 % сотрудников, о отрицательно отношение отметили 78 % сотрудников.
Вывод: Уровень подготовки персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» менее 60 %. Этого не достаточно чтобы утверждать о том, что конфликтологическая подготовка осуществлялась на должном уровне, соответственно можно утверждать, что и конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» не безупречно. Гипотеза о том, что подготовка персонала показывает недостаточное конфликтологическое содержание программ обучения персонала, подтвердилась.
2.3 Результаты исследования
и рекомендации по
В январе-феврале 2013 года нами проводилась исследование, касающееся изучения конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ». Опираясь на теоретические основы и методику исследования программ обучения персонала, мы постарались выявить конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка и определить соответствие конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» методикам профилактики и решения конфликта.
Сбор информации производился методом контент-анализа и методом анкетного опроса.
Для сбора эмпирических данных необходимо проанализировать программы обучения персонала. Анализировались программы обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» за последние пять лет, т.е. с 2008 по 2012 г.г. (N=11).
Согласно результатам полученным на основе контент-анализа (по подкатегориям) информация о предупреждении инцидента конфликта содержится во всех программах обучения персонала банка на 25%, регулирование конфликтной ситуации – 50 %, решение конфликта – 25 %, умение находить общие точки зрения, решения – 37,5 %, воздействие на конфликт на латентных стадиях его развития – 25 %, преодоление основного противоречия в интересах сторон – 25 %, устранение конфликта на уровне его причин - 12,5 %, создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций – 47,4, устранение социально-психологических причин конфликтов - 26,3 %, блокирование личностных причин возникновения конфликтов - 26,3 %, уклонение от конфликтной ситуации – 30 %, сотрудничество в решении проблемы – 25 %, компромисс – 20 %, уступки в конфликте – 25 %, переговоры – 38,4 %, интеграция интересов сторон – 30,8 %, разъединение сторон конфликта – 30,8 %. Можно сказать, что при содержании информации менее 50 %, конфликтологическая подготовка сотрудников будет не в полной мере завершенной.
При подсчете по категориям, информация о формах управления конфликтом в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержится:
- за 2008 год, 2009 год, 2010 год и 2012 год на 16,7 %;
- за 2011 год на 33,2 %.
Информация о правилах предотвращения конфликта в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержится:
- за 2008 год на 31,3 %;
- за 2009 год на 18,7 %;
- за 2010 год, 2011год на 25 %;
- за 2012 год не содержится.
Рекомендации по профилактике конфликта в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержатся:
- за 2008 год на 26,4 %;
- за 2009 год, 2012 год на 15,8 %;
- за 2010 год, 2011 год на 21 %.
Информация о стратегиях поведения в конфликте в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержится:
- за 2008 год на 15 %;
- за 2009 год на 20 %;
- за 2010 год на 25 %;
- за 2011 год на 30 %;
- за 2012 год на 10 %.
Информация о методах практического разрешения конфликта в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержится:
- за 2008 год на 14 %;
- за 2009 год, 2012 год на 29 %;
- за 2010 год на 7 %;
- за 2011 год на 21 %.
В среднем информации о формах управления конфликтом, о правилах предотвращения конфликта, о стратегиях поведения в конфликте, о методах практического разрешения конфликта и рекомендации по профилактике конфликта содержится на 20 %. Из этого следует, что информации содержится не полностью и методики по предотвращения и разрешению конфликта переданы не должным образом.
Конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» соответствует методикам профилактики и решения конфликта:
- за 2008 год под номером один на 29 %;
- под номером два – на 70 %;
- за 2009 год под номером один на 59 %;
- под номером два – на 35 %;
- за 2010 год под номером один на 65 %;
- под номером два – на 29 %;
- за 2011 год под номером один на 12 %;
- под номером два – на 53 %;
- под номером три – на 59 %;
- за 2012 год под номером один на 41 %;
- под номером два – на 23 %.
Проведенный контент-анализ показал, что конфликтологическое содержание, в 9 из 11 программ обучения персонала банка, не соответствует методикам профилактики и решения конфликта. В данных программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» менее 60% соответствия. Средний показатель соответствия конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» методикам профилактики и решения конфликта 43%, что даже меньше половины информации, которая должна быть в программах. Гипотеза о том, что конфликтологическое содержание программ обучения банка ОАО «УРАЛСИБ» не соответствует методикам профилактики и решения конфликта, подтвердилась.
Также, в проведенном социологическом исследовании, был использован метод анкетного опроса. С помощью данного метода была решена задача: выявление конфликтологической подготовки сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ». В опросе участвовали те сотрудники, которые проходили обучение по программам, использованным для контент-анализа. В опросе приняли участие 37 сотрудников.
Выборка неслучайная, квотная (отбор осуществлялся не по принципам случайности, а по определенному критерию).
Согласно результатам, полученным на основе анкетных данных, на вопрос «По какой причине Вы выберите стратегию поведения в конфликте – уклонение от конфликтной ситуации?» и «По какой причине Вы выберите стратегию поведения в конфликте – компромисс?» 59 % опрошенных сотрудников банка выбрали правильные ответы, на вопрос «По какой причине Вы выберите стратегию поведения в конфликте – сотрудничество в решении проблемы?» выбрали правильный ответ 51 % сотрудников банка, на вопрос «По какой причине Вы выберите стратегию поведения в конфликте – уступки в конфликте?» - 48%. На основе полученных данных определился процент сотрудников знающих о стратегиях поведения в конфликте и умеющих выбрать правильную стратегию.
На вопросы, «Что, по Вашему мнению, представляет собой предупреждение инцидента конфликта?», «Что, по Вашему мнению, представляет собой регулирование конфликтной ситуации?» и «Что, по Вашему мнению, представляет собой решение конфликта?», касающиеся знания сотрудников банка о формах управления конфликтом, правильно ответили 55 % сотрудников банка.
Что касается вопросов на знание информации о правилах предотвращения конфликта: 61 % сотрудников банка отметили ответ «Знаю», 23 % - «Что-то слышал (а)», 15 % - «Не знаю». Вопросы на знание рекомендаций по профилактике конфликта: 19 % опрошенных сотрудников банка выбрали ответ «Знаю», 31 % - «Что-то слышал (а)», 50 % - «Не знаю». Данные показывают процент сотрудников информированных по этим категориям.
О методах практического разрешения конфликта, таких как, переговоры знают 86 % сотрудников банка, разъединение сторон конфликта – 59 %, интеграция интересов сторон – 45 %. Можно предположить, что метод переговоров используется намного чаще, чем два других.
Уровень конфликтологической подготовки персонала банка менее 60 %. Можно сделать вывод, что конфликтологическая подготовка осуществлялась не качественно, либо сами сотрудники не были заинтересованы в получении этой информации.
Из этого следует, что конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» не было подготовлено. Не достаток знаний о конфликте показывает опрос сотрудников банка. Гипотеза о том, что подготовка персонала показывает недостаточное конфликтологическое содержание программ обучения персонала, подтвердилась.
Некачественная конфликтологическая подготовка персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» может привести к: