Конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка (на примере ОАО «УРАЛСИБ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить соответствие конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» методикам профилактики и разрешения конфликта.
Задачи:
Выявить конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ».
Определить теоретическую состоятельность конфликтологической составляющей программ обучения персонала банка.
Выявить минимум методологических знаний о конфликте, которые в полной мере обеспечивают обучение персонала банка.

Содержание

Введение 3
Глава первая. Теоретико-методологические основы изучения конфликтологической составляющей программ обучения персонала банка 7
1.1. Теоретические основы системы обучения персонала 7
1.2. Методологическая и методическая стороны конфликтологической части программ обучения персонала банка 17
Глава вторая. Анализ конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 35
2.1. Контент-анализ конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 35
2.2. Исследование конфликтологической подготовки персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 47
2.3. Результаты исследования и рекомендации по совершенствованию конфликтологической части программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» 60
Заключение 66
Библиографический список
Приложение 1 69

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Кривобокова 1 глава (1).doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Интерпретация результатов.

Информация о формах управления конфликтом в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержится:

- за 2008 год на 16,7 %;

- за 2009 год на 16,7 %;

- за 2010 год на 16,7 %;

- за 2011 год на 33,2 %;

- за 2012 год на 16,7 %.

Информация о правилах предотвращения конфликта в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержится:

- за 2008 год на 31,3 %;

- за 2009 год на 18,7 %;

- за 2010 год на 25 %;

- за 2011 год на 25 %;

Рекомендации по профилактике конфликта в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержатся:

- за 2008 год на 26,4 %;

- за 2009 год на 15,8 %;

- за 2010 год на 21 %;

- за 2011 год на 21 %;

- за 2012 год на 15,8 %.

Информация о стратегиях поведения в конфликте в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержится:

- за 2008 год на 15 %;

- за 2009 год на 20 %;

- за 2010 год на 25 %;

- за 2011 год на 30 %;

- за 2012 год на 10 %.

Информация о методах практического разрешения конфликта в программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» содержится:

- за 2008 год на 14 %;

- за 2009 год на 29 %;

- за 2010 год на 7 %;

- за 2011 год на 21 %;

- за 2012 год на 29 %.

Подсчет конфликтологического содержания в каждой программе обучения.

Единицы анализа

Единицы счета

Категории

Год

Программа

обучения

Частота упоминания абсолютная, раз

Частота упоминания относительная, %

Конфликтологическое содержание:   

(1-предупреждение инцидента конфликта; 2-Регулирование конфликтной ситуации; 3-Решение конфликта; 4-Умение находить общие точки зрения, решения; 5-Воздействие на конфликт на латентных стадиях его развития; 6-Преодоление основного противоречия в интересах сторон; 7-Устранение конфликта на уровне его причин; 8-Создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций; 9-Устранение социально-психологических причин конфликтов; 10-Блокирование личностных причин возникновения конфликтов; 11-Уклонение от конфликтной ситуации;12-Сотрудничество в решении проблемы;

13-Компромисс; 14-Уступки в конфликте; 15-Переговоры;

16-Интеграция интересов сторон; 17-Разъединение сторон конфликта)

2008

1

5

29

2

12

70

2009

1

10

59

2

6

35

2010

1

11

65

2

5

29

2011

1

2

12

2

9

53

3

10

59

2012

1

7

41

2

4

23

   

Итог:

17

100


 

Интерпретация результатов.

Конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» соответствует методикам профилактики и решения конфликта:

- за 2008 год под номером один на 29 %;

- под номером два – на 70 %;

- за 2009 год под номером один на 59 %;

- под номером два – на 35 %;

- за 2010 год под номером один  на 65 %;

- под номером два – на 29 %;

- за 2011 год под номером один на 12 %;

- под номером два – на 53 %;

- под номером три – на 59 %;

- за 2012 год под номером один на 41 %;

- под номером два – на 23 %.

Вывод: Проведенный контент-анализ показал, что конфликтологическое содержание, в 9 из 11 программ обучения персонала банка, не соответствует методикам профилактики и решения конфликта. В данных программах обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» менее 60% соответствия. Средний показатель соответствия конфликтологического содержания программ обучения персонала банка ОАО «УРАЛСИБ» методикам профилактики и решения конфликта 43%, что даже меньше половины информации, которая должна быть в программах. Гипотеза о том, что конфликтологическое содержание программ обучения банка ОАО «УРАЛСИБ» не соответствует методикам профилактики и решения конфликта, подтвердилась.

 

 

 

 

2.2. Исследование конфликтологической компетентности персонала банка ОАО «УРАЛСИБ».

Анкетный опрос - один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.

Анкетный опрос не свободен от недостатков: самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения. Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. Д [24].

Обоснование выборки исследования.

Опрос проводится с целью выявления конфликтологической подготовки сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ». В опросе участвуют те сотрудники, которые проходили обучение по программам, использованным для контент-анализа. Всего в барнаульском филиале банка ОАО «УРАЛСИБ» работает 62 сотрудника. Из них 37 сотрудников проходили обучение по программам, использованным для контент-анализа. N=37. Выборка неслучайная, квотная (отбор осуществлялся не по принципам случайности, а по определенному критерию).

 

Операционализация основных понятий и категорий исследования.

Признак

Показатель

Индикатор

Социально-демографические характеристики

Пол

  1. Мужской
  2. Женский

Возраст

Количество полных лет (открытый вопрос)

Образование

Профиль полученного образования

Открытый вопрос

 

Должность

Открытый вопрос

Понимание природы конфликтов

Понятие конфликта

  1. 1. Способ разрешения значимых 
    противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.
  2. 2. Проявление противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
  3. 3. Столкновение противоположных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных отношениях или группах людей, связанное с острыми переживаниями.
  4. 4. Противоречие, возникающее в следствии несовпадения целей и интересов сторон.

Типы конфликта

  1. 1. Личность - личность
  2. 2. Личность – группа
  3. 3. Группа – группа
  4. 4. Внутри группы

Причины конфликта

  1. 1. Распределения ресурсов (з\п, премии, отпуска и т.п.)
  2. 2. Взаимозависимость задач
  3. 3. Различие в целях
  4. 4. Различие в представлениях и ценностях
  5. 5. Различие в манере поведения и жизненном опыте
  6. 6. Неудовлетворительные коммуникации

Последствия конфликта

1. Позитивные

2. Негативные

Навыки неконфликтного поведения

 Стратегии поведения в конфликте

1. Выбор стратегии поведения в конфликте с учетом ваших интересов.

2. Выбор стратегии поведения  в конфликте с учетом интересов  оппонента

3. Выбор стратегии поведения  в конфликте с учетом интересов  обеих сторон

Уклонение от конфликтной ситуации

1. Вы не можете решить проблему

2. Вам нужна поддержка  со стороны

3. Вы ощущаете необходимость  ослабить накал

Сотрудничество в решении проблемы

1. Другая сторона является постоянным  клиентом банка

2. Предмет конфликта очень  важен для Вас

3. Вы ориентированы на  равных искать решение проблемы

Компромисс

1. Вы пользуетесь кратковременной  выгодой

2. Вы предпочитаете получить  хоть что-то, чем потерять все

3. Вы не можете решить  проблему иначе

Уступки в конфликте

1. Предмет конфликта не важен  для Вас

2. Вы стремитесь к сохранению отношений с клиентом

3. Вы не можете решить  проблему по-другому

Формы управления конфликтом

Предупреждение инцидента конфликта

1. Разработка определенного варианта урегулирования и решения конфликта

2. Изменение реальности  конфликта под ожидание клиента

3. Изменение отношение  клиента к проблеме

Регулирование конфликтной ситуации

1. Ослабление и ограничение конфликта, посредством введения регуляторов: общепризнанных норм, правил поведения и др.

2. Признать конфликт негативным  явлением

3. Прибегнуть к помощи посторонних лиц, третьей стороны

Решение конфликта

1. Прекращение противодействия путем  нахождения определенного варианта  завершения конфликта

2. Свести деятельность к полному устранению конфликта

3. Устранить некоторые  элементы конфликта (участников, предмет и т.п.)

Предотвращение конфликта

Умение находить общие точки зрения, решения

1. Знаю

2. Что-то слышал (а)

3. Не знаю

Воздействие на конфликт на латентных стадиях его развития

1. Знаю

2. Что-то слышал (а)

3. Не знаю

Преодоление основного противоречия в интересах сторон

1. Знаю

2. Что-то слышал (а)

3. Не знаю

Устранение конфликта на уровне его причин

1. Знаю

2. Что-то слышал (а)

3. Не знаю

Профилактика конфликта

Создание условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтных ситуаций

1. Знаю

2. Что-то слышал (а)

3. Не знаю

Устранение социально-психологических причин конфликтов

1. Знаю

2. Что-то слышал (а)

3. Не знаю

Блокирование личностных причин возникновения конфликтов

1. Знаю

2. Что-то слышал (а)

3. Не знаю

Практическое разрешение конфликта

Переговоры

1. Совместное обсуждение спорных  вопросов с целью достижения  согласия

2. Выдвижение противоположных  позиций

3. Возможность высказывания  критики личных качеств участников  переговоров 

Интеграция интересов сторон

1. Учет взаимных интересов сторон,  достижение взаимовыгодного соглашения, в результате которого ни одна из сторон не проигрывает

2. Стремление найти выгоду  там, где только возможно, найти  общие интересы

3. Удовлетворение позиций  сторон, стремиться выиграть любой ценой

Разъединение сторон конфликта

1. Разрушение социальной системы, распад общего дела, организации, элементами которой являются  конфликтеры

2. Разрешить конфликт  с наибольшей потере одной  из сторон

3. Прекращения взаимодействия, между конфликтующими сторонами, изоляция их друг от друга (например: перевод одного или обоих оппонентов на другое место работы или увольнение)

Оценочная позиция относительно конфликта в целом

Отношение к конфликтам

  1. Положительно
  2. Отрицательно
  3. Нейтрально

 

 

Анкета (Приложение 1) включает 27 вопросов открытого и закрытого типов. Вопросы открытого типа касаются социально-демографических характеристик, профилей образования и занимаемых должностей. Вопросы закрытого типа направлены на выявление знаний природе конфликте, формах управления конфликтом, предотвращения, профилактики практического разрешения конфликта и оценочная позиция относительно конфликта в целом.

Таблица 1

Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» об определении понятия конфликт

Ответы респондентов

Частота

Процент

1. Способ разрешения значимых

противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

8

 

22

2. Проявление противоречий, выражающееся  в противоборстве сторон.

8

22

3. Столкновение противоположных, несовместимых  друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных отношениях или группах людей, связанное с острыми переживаниями.

11

 

 

30

4. Противоречие, возникающее в следствии  несовпадения целей и интересов  сторон.

10

26

ИТОГО

37

100


 

 

Согласно данным таблицы, на вопрос «Дайте определение понятию «конфликт» 30 % сотрудников банка выбрали вариант номер 3. Столкновение противоположных, несовместимых друг с другом интересов в сознании отдельного человека, в межличностных отношениях или группах людей, связанное с острыми переживаниями; 26 % сотрудников выбрали вариант номер 4. Противоречие, возникающее в следствии несовпадения целей и интересов сторон; по 22 % на 1. Способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, и 2. Проявление противоречий, выражающееся в противоборстве сторон, варианты ответов.

Таблица 2

Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о навыках неконфликтного поведения

Понятие

Частота

Процент

1. Уклонение от конфликтной ситуации

22

59

2. Сотрудничество в решении проблемы

19

51

3. Компромисс

22

59

4. Уступки в конфликте

18

48

ИТОГО

37

100


Судя по результатам данной таблицы, сотрудники банка примерно в одинаковом соотношении информированы о стратегиях поведения в конфликте:

- по 59 % сотрудников знают стратегии поведения в конфликте – уклонение от конфликтной ситуации и компромисс;

- 51 % - сотрудничество в решении проблемы;

- 48 % - уступки в конфликте.

Таблица 3

Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о формах управления конфликтом

Понятие

Частота

Процент

1. Предупреждение инцидента конфликта

16

43

2. Регулирование конфликтной ситуации

19

51

3. Решение конфликта

27

72

ИТОГО

37

100


О формах управления конфликтом, таких как, предупреждение инцидента конфликта проинформированы 43 % опрошенных сотрудников, регулирование конфликтной ситуации – 51 %, решение конфликта – 72%.

 

Таблица 4

Данные информированности сотрудников банка ОАО «УРАЛСИБ» о правилах предотвращения конфликта

Понятие

Ответы респондентов

Частота

Процент

1. Умение находить общие точки зрения, решения

Знаю

28

75

Что-то слышал (а)

9

25

Не знаю

0

0

2. Воздействие на конфликт на  латентных стадиях

Знаю

11

29

Что-то слышал (а)

10

26

Не знаю

16

45

3. Преодоление основного противоречия  в интересах сторон

Знаю

25

67

Что-то слышал (а)

7

18

Не знаю

5

15

4. Устранение конфликта на уровне  его причин

Знаю

28

75

Что-то слышал (а)

9

25

Не знаю

0

0

ИТОГО

 

37

100

Информация о работе Конфликтологическое содержание программ обучения персонала банка (на примере ОАО «УРАЛСИБ»)