Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

кредитование малого бизнеса.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

http://www.chelinvest.ru/about/fin/finbals/

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4

1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4

1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17

1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35

2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35

2.2 Анализ государственной поддержки  кредитования малого бизнеса  в Челябинской области…………………………………………………………….……….43

2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Малые предприятия, занимают важное место в экономике любой страны, что объясняется многими факторами: они не требуют крупных стартовых инвестиций, заполняют те рыночные ниши, которые непривлекательны для среднего и крупного бизнеса ввиду своего незначительного потенциала; обеспечивают занятость существенной доли экономически активного населения; способствуют формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.

Кризисные процессы, начавшиеся в РФ с осени 2008 г. затронули и  малые предприятия, что проявилось в снижении их инвестиционной активности. В современных условиях усложняется доступ субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию, как с целью пополнения оборотных средств, так и для расширения бизнеса. В силу чего развитие малого предпринимательства тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы банковского кредитования.

Реализация инновационного потенциала малого предпринимательства  в решении экономических и  социальных проблем тем более невозможна без его адекватной финансово-кредитной поддержки. И на сегодня в России проблема финансового обеспечения инновационного развития малого предпринимательства стоит особенно остро.

Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.

Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Задачи отчета:

  • дать характеристику основным компонентам рабочей программы дисциплины;
  • рассмотреть существующие методики проведения семинарских занятий;
  • изучить формы проведения семинарских занятий и их характеристику;
  • рассмотреть возможные критерии оценки проведения семинарского занятия.

Результаты отчета, в частности изученные формы кредитования малого бизнеса, могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

 

 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

    1. Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие

Развитие малого предпринимательства (далее – МП) – одно из условий стабильности экономики, полноценных рыночных отношений – стало первым шагом, с которого начался путь России в цивилизованную рыночную экономику. Оно сыграло немалую роль в накоплении первоначального частного капитала в нашей стране.

В настоящее время, малое  предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной  основой ее функционирования. Оно  играет исключительную социально-экономическую  роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; наконец, способствует развитию инновационных технологий. В современной российской истории МП как экономическое явление существует более двадцати лет, на протяжении которых этот сектор формировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития.

Малое предпринимательство  как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства  вообще, и специфическим набором  свойств, позволяющих рассматривать  его в качестве самостоятельного объекта изучения.

Малое предпринимательство обладает множеством важных свойств как экономического, так и социального характера, а его сущность заключается в частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения. Малое предпринимательство является частным по своей сути (хотя иногда может принимать общественные формы, например, кооперативные). И в этом контексте малое предпринимательство выступает в виде множества небольших независимых частных компаний, каждая из которых принадлежит одному лицу или небольшой группе лиц (как правило – семье). Малое предпринимательство находится в обособленном положении относительно государственного (общественного) и корпоративного (коллективного) секторов экономики, также и с точки зрения реализации права собственности: в малом предпринимательстве практически отсутствует делегирование реализации права собственности наемным менеджерам.

Вызывает интерес исследования Ф.Ф.  Хамидуллина, который рассматривает малый бизнес как экономическую систему. По его мнению: «… это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее с точки зрения материально-производственной, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом – материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом – воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности».

Ф.Ф.  Хамидуллин относит малый бизнес к классу систем, обладающих определенной степенью самостоятельности и возможностями саморегулирования, при этом базовым элементом (ядром) внутренней структуры малого бизнеса является частная собственность, а необходимыми структурными элементами малого бизнеса как системы следует считать капитал (в том числе фиктивный и теневой). И в этом аспекте, думается, теневая деятельность субъектов МП усиливает возможность их саморегулирования и повышает их степень самостоятельности за счет использования теневых схем деятельности   и возможностей теневого сектора экономики.

Основное экономическое  свойство малого предпринимательства  – его интегрирующую роль в  рыночной экономической системе. Средние по размерам фирмы экономически эффективны в основном тогда, когда используют «нишевую» стратегию, а крупные компании – когда массово выпускается более менее однотипная  продукция. В единое целое связывают экономику именно мелкие компании, так как они стремятся использовать любую возможность для бизнеса, позволяя тем самым крупным компаниям уйти из тех сфер, где крупные размеры снижают эффективность производства или вообще экономически нецелесообразны (значительная часть розничной торговли, сфера услуг, венчурные разработки и др.).

По мнению Бурова В.Ю., малое предпринимательство –  это сложный и многообразный  феномен, развитие его отдельных  видов по-разному воздействует на экономику. Исторически малое предпринимательство  представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это – классическое малое предпринимательство, из которого по мере углубления, разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы. Сферами деятельности такого традиционного малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение.

Малые предприятия –  сложное явление, состоящие из неоднородных субъектов хозяйственной деятельности, которые в совокупности выступают в виде некой целостности и формируют определенную систему экономических отношений.  Но эта целостность достаточно условна, отсюда возникает необходимость классифицировать малые предприятия по различным признакам, что дает возможность сделать выводы, касающиеся общей характеристики данного сектора экономики.

К сожалению, до настоящего времени в экономической литературе как отечественной, так и зарубежной в определении экономической природы малого предпринимательства нет единого мнения. Авторы многих научных исследований дают более или менее произвольные определения этому сектору, исходя из численности рабочей силы или размера вложенного капитала. Однако, до сих пор, как справедливо отмечают некоторые исследователи, понятие малого предприятия не имеет устойчивой дефиниции, несмотря на достаточно широкую распространенность в социально-экономических исследованиях.

Очевидно, назрела необходимость  уточнения критериев, определяющих категорию “малое предпринимательство” с позиции функционирования малого предприятия. Традиционно выделяют три группы критериев:

  • количественные,
  • качественные,
  • комбинированные.

Количественный подход в определении малого предпринимательства в современной экономической литературе предполагает такие доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Причем существуют подходы, базирующиеся только на использовании одного критерия, например, прежнее определение ЕС – численность занятых.

Предпринимательская деятельность осуществляется субъектами малого бизнеса  с целью получения прибыли, на свой страх и риск. Прибыль является интегральным показателем эффективности  деятельности предпринимателей.

По мнению экономистов, количественное определение размеров предприятия удобно своей простотой. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. С другой стороны, количественный подход не содержит четкой разработанной теоретической базы, определяющей выбор того или иного критерия и способа его измерения.

Качественный вариант  определения малого предпринимательства  опирается в основном на субъективные суждения и опыт. В данном случае величина предприятия определяется посредством рассмотрения последствий размера для внутренней организации предприятия и характера его деятельности в хозяйственных условиях. Например, авторы монографии “Государство и малый бизнес. Сборник обзоров” считают, что главенствующим критерием малого предприятия является принятие оперативных и административно-управленческих решений одним (двумя) человеком.

Английский экономист  Ф. Кларк в работе, посвященной  малому бизнесу, рассматривает данный феномен следующим образом: “…Суть мелкого предпринимательства заключается не столько в извлечении максимальной прибыли, сколько в удовлетворении, получаемом людьми от таких нематериальных факторов, как независимость, творческий характер работы и особенно образ жизни, которые никогда нельзя измерить в цифрах прибылей и убытков”.

Управление малым предприятием отличается относительной простотой, отсутствием необходимости в  создании сложных, громоздких систем планирования, контроля, координации работы внутри фирм. Но при этом, как отмечал  американский специалист в области теории управления П.Ф. Друкер, современные малые предприятия в своем производстве применяют новую технологию, заключающуюся не в электронике, или генетике, или новых материалах, а в предпринимательском управлении.

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе МСП являются работодателями почти для 50 % трудового населения всего мира. Объем производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 67 % ВНП. В условиях периодических кризисов, а также при реструктуризации экономики и в процессе перехода к постиндустриальному развитию происходит спад производства в традиционных отраслях промышленности при постоянном сокращении занятости.

В этих случаях  ярко проявляется одна из важнейших  особенностей МСП – возможность  быстрой генерации новых рабочих мест, что в значительной мере ослабляет социальную напряженность в депрессивных зонах. Например, в США за период 1976-1993 гг. крупные предприятия потеряли 500 тыс. рабочих мест, а сектор МСП за это время создал 3,2 млн. новых рабочих мест (Таблица 1).

Таблица  1 –  Уровень развития и роль МСП в  экономике различных

 

Страны

Количество

МСП

(х1000 шт.)

Количество

МСП на

1000 жителей

Занято в

МСП, млн чел.

Доля МСП в об-щей численности занятых, %

Доля МСП в ВВП страны, %

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

21000

80,2

73

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Информация о работе Кредитование малого бизнеса