Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа
Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62
Таблица 4 – Число малых предприятий Челябинской области
Показатель |
2007 |
2008 |
Темп роста 08/07 % |
2009 |
Темп роста 09/08 % |
2010 |
Темп роста 10/09 % |
Число малых предприятий ЧО, ед. |
25 901,0 |
27 949,0 |
108,00 |
31 169,0 |
111,5 |
28 217,0 |
90,5 |
Источник: Федеральная Служба Государственной статистики по ЧО
Рисунок 1 – Число малых предприятий Челябинской области
Что говорит о том, что этот показатель снизился на 9% в сравнении с 2009 годом 31 169. Хотя в кризисном 2008 число МП даже выросло в сравнении с 2007 годом на 8 %. В 2009 эта тенденция только усилилась. И рост показателя составил 11 % в сравнении с 2008 годом. Возможно, снижение 2010 года было вызвано тем, что в 2009 году сектору активно выделялись субсидии. И число микро и малых предприятий выросло на 12 %, а в 2010 году число МП стало снижаться – они стали разоряться. Второй причиной, объясняющий сложившуюся ситуацию, последствия мирового финансового кризиса.
Следующий показатель, характеризующий развитие сектора малого предпринимательства это оборот малых предприятий Челябинской области (Таблица 5).
Таблица 5 – Оборот малых предприятий
Показатель |
2008 |
Темп роста 08/08, % |
2009 |
Темп роста 09/08, % |
2010 |
Темп роста 10/09, % |
Оборот СМП, млн. рублей |
341 889,8 |
100,0 |
321 076,5 |
94,0 |
330 760,2 |
103,0 |
Рисунок 2 – Динамика оборота малых предприятий
В 2009 году оборот малых предприятий составил 321 076,5 млн. рублей или 22,4 % от общего оборота организаций области. По сравнению с 2008 годом оборот малых предприятий уменьшился, в фактических ценах - на 20 813,3 млн. рублей. В 2010 году оборот малых предприятий вырос на 10 % в сравнении с оборотом 2009 года.
Вторым этапом методики анализа и оценки политики поддержки малого предпринимательства выступает анализ основных законодательных и нормативно-правовых актов действующих на территории Челябинской области, а именно:
– Закон Челябинской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» № 250-ЗО от 27.03.2008 года.
Законодательные и нормативно – правовые акты, регулирующие на территории Челябинской области развитие малого предпринимательства не противоречат Конституции Российской Федерации, Гражданскому Кодексу Российской Федерации, Налоговому Кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам.
Основным областным законом в сфере поддержки и развития малого предпринимательства является Закон Челябинской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» № 250-ЗО от 27.03.2008 года, предусматривающий:
1) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта.
1) финансовую поддержку;
2) имущественную поддержку;
3) информационную поддержку;
4) консультационную поддержку;
5) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
6) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;
7) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности;
8) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
9) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;
10) иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказываемые за счет средств областного бюджета в соответствии с областными целевыми программами.
* Субсидии на возмещение затрат СМСП по уплате лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями (далее именуются – субсидии по лизингу), предоставляются при условии своевременной оплаты СМСП лизинговых платежей в соответствии с графиком лизинговых платежей.
* Субсидии по лизингу не предоставляются по просроченным лизинговым платежам.
* Субсидии по лизингу предоставляются СМСП из расчета две третьих части произведенных СМСП затрат по уплате авансового платежа при заключении договора лизинга и лизингового процента.
* Лизинговый процент определяется как разница между лизинговым платежом и его частью, предназначенной для возмещения затрат лизинговой компании по приобретению имущества.
* Субсидии по лизингу предоставляются со дня подписания договора лизинга до истечения срока действия данного договора.
* Субсидии по лизингу не предоставляются по договорам лизинга, обязательства по уплате которых исполнены и оплачены до наступления текущего финансового года.
* Размер субсидий по лизингу, предоставляемых одному СМСП в текущем финансовом году, не может превышать 1 миллиона рублей.
Условия для возмещения затрат по уплате процентов по кредитам:
* Возмещению подлежат затраты СМСП на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в российской или иностранной валюте, на осуществление капитальных вложений.
* Субсидии на возмещение части затрат СМСП по уплате процентов по кредитам (далее именуются – субсидии по кредиту) предоставляются при условии своевременной уплаты СМСП начисленных банком процентов за пользование кредитом и погашения кредита в соответствии с графиком платежей.
* Субсидии по кредиту не предоставляются по просроченной ссудной задолженности.
* Субсидии по кредиту предоставляются СМСП ежемесячно из расчета пятидесяти процентов произведенных СМСП затрат по уплате процентов по кредиту, но не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату уплаты СМСП процентов по кредиту.
* Субсидии по кредиту предоставляются со дня перечисления денежных средств, полученных по кредитному договору на осуществление капитальных вложений, до даты погашения кредита, указанной в кредитном договоре, но не позднее даты фактического погашения кредита.
* Субсидии по кредиту не предоставляются по кредитным договорам, обязательства по уплате которых исполнены и оплачены до наступления текущего финансового года.
* Размер субсидии по кредиту, предоставляемой одному СМСП в текущем финансовом году, не может превышать 500 тысяч рублей.
Для возмещения затрат по
оплате стоимости вознаграждения по
договорам поручительства, заключенным
СМСП с некоммерческими организациям
* Возмещению подлежат
затраты СМСП по оплате
* Субсидия по обеспечению кредита предоставляется СМСП по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (далее именуются – банки) не ранее 1 января 2012 года на срок не более пяти лет, при условии, что стоимость заложенного СМСП имущества составляет не менее тридцати процентов от суммы кредита.
* Субсидия по обеспечению
кредита предоставляется в
* Размер субсидии по обеспечению кредита, предоставляемой одному СМСП в текущем финансовом году, не может превышать 200 тысяч рублей.
Наименование мероприятия |
Объем финансирования, тыс. рублей | ||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
всего | ||
областной бюджет |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
областной бюджет | ||
Финансовая поддержка |
14 200,0 |
16 000,0 |
21 700,0 |
21 700,0 |
73 600,0 |
Объем кредитования субъектов малого бизнеса в Челябинской области по данным ЦБ РФ на 01.01.2012 г. составил 118,5 млрд. руб. (Таблица 7), что говорит о высоком спросе на заемные средства в данном секторе экономики.
Таблица 7 – Кредитование МСП Челябинской области в федеральном разрезе
Кредитование МСП |
Челябинская область |
В среднем по УФО |
В среднем по России |
Объем предоставленных кредитов, млрд. руб. |
118,5 |
74,8 |
73,0 |
Объем задолженности субъектов МСП, млрд. руб. |
56,3 |
40,5 |
46,3 |
Доля просроченной задолженности |
14,0% |
8,3% |
8,2% |
Для проведения анализа
государственной поддержки
Таблица 8 – Статистические данные по кредитованию малого бизнеса в Челябинской области
Показатель/Год |
2009 |
2010 |
2011 |
Объем предоставляемых кредитов, млн. руб. |
87 400 |
97 900 |
118 500 |
Объем финансовой поддержки кредитования СМП, млн. руб. |
871,0 |
1 083,9 |
1 296,5 |
Поддержка в уплате % по кредитам, млн. руб. |
432,8 |
481,7 |
571,2 |
Поддержка в уплате лизинговых платежей, млн. руб. |
126,2 |
181,0 |
217,7 |
Поддержка в предоставлении поручительства, млн. руб. |
312,0 |
421,2 |
507,6 |
Количество софинансируемых кредитов по виду деятельности организации: |
|
|
|
Количество предоставленного
поручительства по кредитам по виду деятельности организации: |
|
|
|