Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

кредитование малого бизнеса.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Продолжение таблицы 8

Количество софинансируемых  лизинговых платежей по виду деятельности организации: 
1) торговая деятельность, шт. 
2) экспортная деятельность, шт. 
3) инновационная деятельность, шт. 
4) прочие, шт.

 
 
 
19 
10 
15 
38

 
 
 
25 
15 
22 
44

 
 
 
28 
21 
24 
56


 

2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области

Для проведения анализа  государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской  области, в первую очередь, необходимо проанализировать виды поддержки, применяемые  в зарубежных развитых государствах, направленных на содействие кредитованию СМП (Таблица 8).

Таблица 9 – Виды государственной поддержки СМП в Челябинской области и развитых государствах

Виды поддержки/Государство

Челябинская область

США

Германия

Япония

Китай

1) предоставление поручительства  и других видов кредитных гарантий

+

+

+

+

+

2) уплата процентов  по кредитам

+

+

+

+

+

3) уплате лизинговых  платежей по договорам лизинга

+

+

+

+

+

4) прямые займы от  бюджетных фондов на инновационную  деятельность

 

+

+

+

 

5) кредиты на льготных  условиях, направленные на финансирование “зеленых” проектов

   

+

   

6) льготное кредитование  СМП в рецессивных регионах

   

+

   

7) кредиты на осуществление  деятельности в области энергетики

   

+

   

8) льготное кредитование  СМП, осуществляющих конкурентную  борьбу с крупными предприятиями

       

+


 

 

Продолжение таблицы 9

9) предоставление кредитов  по направлениям, в которых заинтересовано  федеральное ведомство (министерство  обороны, энергетики и т.д.)

 

+

     

10) кредитование инвестиционных  компаний, осуществляющих поддержку  СМП

 

+

     

11) льготное кредитование  наукоемкого производства

     

+

 

12) кредитование на  льготных условиях СМП, экспортирующих  свои товары/услуги

 

+

+

   

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о  том, что государственная поддержка  кредитования СМП в каждой стране носит адресный характер и направлена, в первую очередь, на выполнение государственно-важных задач. Так, например, в США действуют такие программы, как "Инновационные исследования в малом бизнесе" и "Трансферт технологий малого бизнеса". Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование кредитования СМП, профилирующимся по исследованиям и разработкам по направлениям, в которых заинтересованы федеральные ведомства (министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, NASA и др.). Другой пример — программа поддержки инвестиций в основные и оборотные средства в Германии. KfW Mittelstandsbank предоставляет финансирование инвестиций объемом до €50 тыс. и берет на себя 80% риска невозврата кредитных средств, остальные 20% — банк, обслуживающий малое предприятие. В Японии предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемких и высокотехнологичных производств, субсидируются на всех этапах деятельности: государство выделяет им займы, обеспечивает кредитование через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий, оказывает информационную и образовательную поддержку. Кроме того, в Китае действуют государственный фонд развития малых и средних предприятий, призванный защищать интересы МСП во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование и правовую защиту, особенно в случае конкурентной борьбы с крупными компаниями.

Что касается Челябинской  области, то, на данный момент, государственную  поддержку кредитования СМП могут  получить любые предприятия, независимо от осуществляемого вида деятельно, выполнив ряд условий и требований, предусмотренных программой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В связи с тем, что  государственное финансирование кредитования малого бизнеса ограничено, не все предприятия, занятые в инновационной, наукоемкой и экспортной деятельности, могут получить необходимые им финансовые средства.

Для представления наиболее полной картины государственной  поддержки кредитования малого бизнеса  в Челябинской области необходимо произвести расчет статистических показателей на основании предложенной методики и проанализировать полученные результаты.

Необходимо рассчитать долю государственной поддержки  кредитования малого бизнеса среди  общего объема выданных кредитов (Таблица 10).

Таблица 10 – Структура объема кредитования СМП в Челябинской области в  
2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Объем предоставляемых  кредитов СМП без гос. поддержки

86 529,0

99

96 816,1

98,9

117 203,5

98,9

Объем предоставляемых кредитов СМП с гос. поддержкой

871,0

1

1 083,9

1,1

1 296,5

1,1

Итого:

87 400,0

100

97 900,0

100

118 500,0

100




 

Полученные данные говорят  о том, что доля государственной  поддержки кредитования малого бизнеса  в Челябинской области ничтожно мала (в среднем 1% от общего объема кредитования). Полученные данные можно связать с посткризисными явлениями и ограниченностью бюджетных средств, направленных на финансовую поддержку данного вида хозяйственной деятельности. Изменение доли бюджетного финансирования в общем объеме кредитования малого бизнеса с 2009 по 2011 гг. наиболее ярко это демонстрируют (Рисунок 3, 4)

 

Рисунок 3 – Доля бюджетного финансирования в общем объеме кредитования малого бизнеса в 2009 – 2011 гг.

Рисунок 4 – Доля бюджетного финансирования в общем объеме кредитования малого бизнеса в 2011 г.

Далее необходимо выделить виды государственной поддержки  кредитования малого бизнеса и их долю в общем объеме бюджетного финансирования (Таблица 11, Рисунок 5, 6).

Таблица 11 – Виды государственной поддержки кредитования малого бизнеса и их доля в общем объеме бюджетного финансирования в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Уплата % по кредиту

432,8

49

481,7

44

571,2

44

Предоставление поручительства

312,0

36

421,2

39

507,6

39

Уплата лизинговых платежей

126,2

15

181,0

17

217,7

17

Итого:

871,0

100

1083,9

100

1296,5

100


 

Рисунок 5 – Виды государственной  поддержки кредитования малого бизнеса  и их доля в общем объеме бюджетного финансирования в 2009 – 2011 гг.

Рисунок 6 – Виды государственной  поддержки кредитования малого бизнеса  и их доля в общем объеме бюджетного финансирования

Следующим этапом анализа  государственной поддержки кредитования малого бизнеса будет определение  темпов роста объема уплаты процентов по кредитам СМП, софинансируемым за счет бюджетных средств по Программе поддержки малого бизнеса Челябинской области (Таблица 12).

Таблица 12 – Объем  уплаты процентов по кредитам, софинансируемым  за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

Объем уплаты % по кредитам, млн. руб.

432,8

481,7

571,2

Темп роста объема уплаты % по кредитам, %

98,1

111,3

118,6


Полученные данные свидетельствуют  о сокращении предоставляемых выплат в посткризисный 2009 г. и уверенный рост в дальнейшем (Рисунок 7).

Рисунок 7 – Объем уплаты процентов по кредитам, софинансируемым  за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.

Аналогичным образом  анализируется объем предоставленного поручительства бюджетными фондами  по кредитам, выданным СМП в 2009 – 2011 гг. (Таблица 13).

Таблица 13 – Объем  предоставленного поручительства бюджетными фондами в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

Объем предоставления поручительства, млн. руб.

312,0

421,2

507,6

Темп роста объема предоставления поручительства, %

89,2

135,0

120,5


Полученные результаты демонстрируют всплеск предоставляемого поручительства в 2010 г., что говорит о наибольшей востребованности данного механизма среди СМП (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Объем предоставленного поручительства бюджетными фондами 
в 2009 – 2011 гг.

Анализ объема софинансирования лизинговых платежей по договорам лизинга СМП позволит сравнить полученную динамику с изменением объемов предоставления поручительства СМП и софинансирования выплаты процентов по кредитам СМП (Таблица 14, Рисунок 9).

Таблица 14 – Объем софинансирования лизинговых платежей за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

Объем уплаты лизинговых платежей, млн. руб.

126,2

181,0

217,7

Темп роста объема уплаты лизинговых платежей, %

91,3

143,4

120,3


 

Рисунок 9 – Объем софинансирования лизинговых платежей за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.

Далее необходимо провести структурный анализ по количеству выданных СМП кредитов с участием бюджетных  средств. Он поможет выделить долю кредитов, приходящихся на организации, профилирующихся на экспортной деятельности (Таблица 15)

Таблица 15 – Структура  выданных кредитов с участием бюджетных  средств 
в 2009 – 2011 гг. 

 

2009

2010

2011

шт.

%

шт.

%

шт.

%

Торговая деятельность

44

29,9

43

26,5

56

29,9

Экспортная деятельность

13

8,8

23

14,2

28

15,0

Инновационная деятельность

29

19,7

26

16,0

25

13,4

Прочие

61

41,5

70

43,2

78

41,7

Итого:

147

100

162

100

187

100

Информация о работе Кредитование малого бизнеса