Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

кредитование малого бизнеса.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

 

Приведенные данные указывают на фундаментальную роль МСП в социально-экономической и политической жизни каждой страны, так как в секторе МСП действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП.

США. Ведущим органом  государственной поддержки малого бизнеса в США является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA), находящаяся в юрисдикции Федерального Правительства. Общая численность работников данной организации превышает 1100 человек. Также можно выделить комитеты Конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местных органах власти и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF). Самой активной в поддержке малого предпринимательства в США является Администрация малого бизнеса, которая занимается:

- обеспечением финансовой  поддержки малых и средних  предприятий; 

- содействием в получении  государственных заказов; 

- предоставлением консалтинговых  услуг и помощи в управленческих  решениях;

- предоставлением информации о состоянии рынка и выполнением экспертных заключений для начинающих предпринимателей.

В США 1980-е годы были отмечены резким ростом индивидуального инновационного предпринимательства. Мелкое инновационное  производство было организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей, т.е. это были предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. Государство в то время оказало значительную поддержку мелкому инновационному производству, создало благоприятные условия для его развития. В настоящее время в США наблюдается тенденция уменьшения инновационных проектов, реализуемых малыми предприятиями, и увеличивается количество подобных проектов, осуществляемых средними и крупными корпорациями. Вместе с тем, в настоящее время малый бизнес США получает 3,4—4% общих федеральных затрат на НИОКР. Мелкие инновационные предприятия стали в США неотделимой частью крупного и среднего бизнеса. В условиях снижения государственной финансовой поддержки мелкие фирмы в сфере прогрессивных технологий выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы работников.

Опыт США свидетельствует, что в современных условиях важнейшим  фактором функционирования малого бизнеса становится организация инфраструктуры поддержки, включающей:

- финансовую поддержку  (многочисленные доступные источники  капитала);

- материально-техническую  поддержку (сдача в аренду и  возможность покупки, в том  числе на льготных условиях, средств производства);

- информационную поддержку  (обеспечение возможностей пользования  информационными сетями и техническими  библиотеками, доступ к базам  данных и т.д.);

- консультативную поддержку  (развитие специализированных услуг  консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

Финансовая поддержка  малого бизнеса осуществляется по программам безвозвратного субсидирования, в основном, двумя федеральными ведомствами: Администрацией малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Национальным научным фондом (National Science Foundation, NSF). Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства не имеют достаточной гибкости и оперативности.

Также в США работает программа предоставления льготных займов (от SBA). Можно выделить следующие  их виды:

- прямые займы - предоставляются  SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка – 7%. Займы предоставляются на сроки: до шести лет – на текущие нужды; до 20 лет – на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет – на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий;

- долевое участие в  займах коммерческих банков;

- гарантирование займов  коммерческих банков - наиболее распространенная  форма финансовой поддержки малого  бизнеса. Кредиты предоставляются  частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице SBA гарантию их возврата. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90% суммы займа. Срок займа устанавливается в зависимости от целей получения кредита и возможностей малого предприятия. При финансировании оборотного капитала этот срок установлен от пяти до десяти лет (фактически в среднем – шесть - семь лет). При финансировании расширения основного капитала (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт) срок установлен в пределах до 20 лет. В случае приобретения оборудования срок займа не превышает период полезного использования.

Однако помимо непосредственного  вливания денежных средств власти США активно привлекают частного инвестора в инновационное малое предпринимательство, в основном это венчурный капитал. Главным в государственной политике в этой области стало создание инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь, занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. В отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия государство направляет на начальные и предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.

Налоговые и амортизационные  льготы малому инновационному бизнесу  в США предоставляются редко, поскольку для мелких фирм намного важнее предначальная и первоначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался крупный бизнес. В отношении малого бизнеса действует только одна существенная амортизационная льгота: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.

Япония. Япония – это  страна частного предпринимательства. Малые фирмы в Японии это важная часть экономики, без которой  крупный бизнес потеряет свое конкурентное преимущество перед корпорациями других стран.

Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют  заказы от крупных фирм – машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.п. Поэтому японский малый бизнес занимает лидирующее положение в таких отраслях, как швейная промышленность, производство комплектующих изделий и конструкций, строительство, обувная и галантерейная промышленность, сфера услуг и др.

По линии центрального правительства делами малого бизнеса  занимается Управление малых предприятий  в составе Министерства внешней  торговли и промышленности.

Механизмы стимулирования и развития малого бизнеса аналогичны американским:

- займы – под льготный  процент предоставляются Финансовой  корпорацией малого бизнеса Японии, Национальной финансовой корпорацией  Японии, Банком Соко-Чукин, для  разработки новых видов продукции  и новой технологии (финансирование  по линии местных органов власти); возрождения мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов; содействия производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса;

- кредитные гарантии - государство обеспечивает гарантирование  и страхование кредитов, предоставляемых малым предприятиям, через систему дополнительного общественного кредитования, которая помогает перераспределять финансы от крупных фирм к мелкому бизнесу;

- налоговые льготы;

- обучение кадров и облегчение  доступа к информации;

- безвозвратные субсидии (только на осуществление научно-технических программ, таких как повышение технического уровня производства и разработка совместно с НИИ новой наукоемкой техники и технологии).

Большую роль в оказании финансовой помощи малым предприятиям в Японии играют следующие структуры национального уровня.

1. Финансовая корпорация малого  бизнеса Японии. Она предоставляет  таким предприятиям долгосрочные  займы (на срок более года) на  льготных условиях на увеличение  основного и оборотного капитала.

2. Национальная финансовая корпорация Японии, обладающая мощной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 в стране) и выступающая крупнейшим кредитором малых предприятий.

3. Банк Соко-Чукин. Одной из  его главных задач является  финансирование кооперативов, малых и средних предприятий.

Для финансирования специальных приоритетных программ Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на льготных условиях. 

В Германии (на территории бывшей ФРГ) с 1978 г. осуществляется специальная правительственная программа «Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм», предусматривающая финансирование рисковой деятельности, улучшение условий передачи технологий, обеспечение научными кадрами. С 1979 г. осуществляется специальная программа «Стимулирование накопления для основания собственного дела».

Государственный орган, занимающийся финансовой поддержкой — Кредитное  учреждение для восстановления (КФВ). КФВ находится под надзором федерального правительства, которое поручило осуществление этого надзора федеральному министерству финансов.

Финансирование капиталовложений включает:

  • кредиты средним и малым предприятиям и рефинансирование таких предприятий; специальные возможности финансирования имеются для инновационных проектов;
  • кредиты для охраны окружающей среды;
  • кредиты для содействия развитию обездоленным экономическим регионам;
  • кредиты для обеспечения структурных перемен в определенных отраслях;
  • кредиты для капиталовложений в виде помощи общинам;
  • кредиты и гарантии для финансирования капиталовложений в области энергетики;
  • кредиты и гарантии для содействия жилищному строительству.

Банк развития при  федеральном правительстве КФВ  представляет кредиты под очень  низкие проценты и на очень длительные сроки действия. Кредиты предоставляются с твердой процентной ставкой и подлежат погашению по плану, установленному в момент утверждения кредитования. Для всех кредитов действует принцип вещественного обеспечения долга.

Интересен опыт поддержки  предпринимательства со стороны торгово-промышленных палат (ТПП). Прусские законодатели в XIX в., используя положительный опыт французов, создали торговые палаты как самоуправляющиеся объединения с собственным финансированием. После объединения двух немецких государств в 1992 г. в Германии насчитывалось 83 промышленно-торговые палаты.

Промышленно-торговые палаты являются организациями государственного права, членами которых по закону обязаны быть все промысловые  средние и мелкие предпринимательства. Исключение составляют мастеровые и ремесленно-промысловые предпринимательства, объединенные по подобным принципам в ремесленные палаты.

Промышленно-торговые палаты участвуют на всех уровнях государства  в формировании экономико-правового  и политического общественно-государственного мнения. Чаще всего эта деятельность проводится в форме различных слушаний и дискуссий по всем вопросам жизни общества. Тесно сотрудничая с местными коммунальными органами, они выражают свою позицию при планировании местного бюджета, строительства, государственного развития, мероприятий по совершенствованию инфраструктуры и в вопросах охраны окружающей среды. Палаты принимают непосредственное участие при подготовке законов и постановлений федерального правительства, касающихся сферы экономики.

Политика поддержки и помощи предпринимателям служит «внутренним» потребностям членов палаты. Главная цель этой политики — организация совместной взаимопомощи предпринимателей-членов палат. Одновременно это является основой и корнем экономического самоуправления.

К этой деятельности в  первую очередь относится информационный обмен между предпринимателями-членами  палат. Для этого они издают огромное количество печатных изданий, прежде всего, журналов. Для оперативного информирования существует круговая информационная служба, брошюры по актуальным темам, новым законам и т. д.

На следующем месте  после информационной службы в распоряжении мелких и средних предпринимателей — целый ряд различных консультационных служб, с помощью которых палаты поддерживают и помогают фирмам оставаться всегда конкурентоспособными независимо оттого, крупные они или мелкие. К таким службам относятся:

  • консультационные по внешней экономике;
  • консультационные по новинкам в экономике;
  • международные информационные банки;
  • банки информации по вопросам патентов;
  • консультационные, связанные с основанием нового предприятия.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса