Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа
Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62
Полученные данные демонстрируют сокращение количества софинансируемых кредитов по инновационной деятельности (с 19,7% в 2009 г. до 13,4% в 2011 г.) и увеличении количества кредитов, направленных на поддержку экспортной деятельности (с 8,8% в 2009 г. до 15,0% в 2011 г.) (Рисунок 10, 11).
Рисунок 10 – Структура
выданных кредитов с участием бюджетных
средств
в 2009 – 2011 гг.
Рисунок 11 – Структура
выданных кредитов с участием бюджетных
средств
в 2009 г.
Аналогичным образом проводится анализ структуры количества кредитов, по которым предоставлено поручительство за счет бюджетных средств (Таблица 16)
Таблица 16 – Структура выданных кредитов с поручительством за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | ||||
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% | |
Торговая деятельность |
38 |
30,6 |
51 |
29,8 |
57 |
27,4 |
Экспортная деятельность |
13 |
10,5 |
20 |
11,7 |
31 |
14,9 |
Инновационная деятельность |
6 |
4,8 |
10 |
5,8 |
16 |
7,7 |
Прочие |
67 |
54,0 |
90 |
52,6 |
104 |
50,0 |
Итого: |
124 |
100 |
171 |
100 |
208 |
100 |
Результаты свидетельствуют об укреплении государственной поддержки кредитования СМП, деятельность которых направлена на экспортную деятельность. Так, с 2009 по 2011 г. доля таких кредитов увеличилась с 10,5% до 14,9% соответственно (Рисунок 12). В наибольшей степени эта доля выражена в 2011 г., на фоне сокращения количества кредитов, направленных на поддержку торговой деятельности и прочих кредитов (Рисунок 13).
Рисунок 12 – Структура выданных кредитов с поручительством за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.
Рисунок 13 – Структура выданных кредитов с поручительством за счет бюджетных средств в 2011 г.
Заключительным этапом структурного анализа является государственное софинансирование лизинговых платежей по договорам лизинга СМП (Таблица 17).
Таблица 17 – Структура лизинговых договоров, платежи по которым софинансируются за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | ||||
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% | |
Торговая деятельность |
19 |
23,2 |
25 |
23,6 |
28 |
21,7 |
Эксортная деятельность |
10 |
12,2 |
15 |
14,2 |
21 |
16,3 |
Инновационная деятельность |
15 |
18,3 |
22 |
20,8 |
24 |
18,6 |
Прочие |
38 |
46,3 |
44 |
41,5 |
56 |
43,4 |
Итого: |
82 |
100 |
106 |
100 |
129 |
100 |
Полученные данные также свидельствуют об укреплении доли организаций, профилирующихся на экспортной деятельности, среди общего количества софинансируемых линговых платежей по договорам лизинга СМП (Рисунок 14, 15).
Рисунок 14 – Структура лизинговых договоров, платежи по которым софинансируются за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.
Рисунок 15 – Структура лизинговых договоров, платежи по которым софинансируются за счет бюджетных средств в 2011 г.
Заключительным этапом количественной оценки государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области является анализ темпов роста объемов получаемой помощи организациями, ориентированными на экспортную деятельность.
Объемы уплаты процентов по кредитам СМП за счет бюджетных средств анализируется в первую очередь, как наиболее весомый показатель в общем объеме предоставляемой поддержки (Таблица 18).
Таблица 18 – Объем уплаты процентов по софинансируемым кредитам, направленным на экспортную деятельность в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем уплаты % экспортной деятельности, млн. руб. |
47,6 |
53,0 |
62,8 |
Темп роста уплаты % экспортной деятельности, % |
94,6 |
111,3 |
118,6 |
Полученные данные свидетельствуют об устойчивом росте объема уплачиваемых процентов по кредитам СМП за счет бюджетных средств (Рисунок 16).
Рисунок 16 – Объем уплаты процентов по софинансируемым кредитам, направленным на экспортную деятельность в 2009 – 2011 гг.
Аналогично анализируются объемы предоставляемого поручительства по кредитам СМП (Таблица 19).
Таблица 19 – Объем предоставляемого поручительства по кредитам, направленным на экспортную деятельность в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем предоставления поручительства экспортной деятельности, млн. руб. |
34,0 |
45,9 |
55,3 |
Темп роста предоставления поручительства экспортной деятельности, % |
112,0 |
135,0 |
120,5 |
Можно наблюдать резкое увеличение объема предоставления поручительства по кредитам СМП, ориентированных на экспортную деятельность, в 2010 г., что говорит о приоритетности данного инструмента в посткризисный период у органов государственной власти (Рисунок 17).
Рисунок 17 – Объем предоставляемого поручительства по кредитам, направленным на экспортную деятельность в 2009 – 2011 гг.
Не стоит забывать
об уплате процентов по лизинговым
платежам по договорам лизинга СМП,
деятельность которых направлена на
экспорт своей продукции
(Таблица 20).
Таблица 20 – Объем уплаты лизинговых платежей в 2009 – 2011 гг.
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем уплаты лизинговых платежей экспортной деятельности, млн. руб. |
13,3 |
19,0 |
22,9 |
Темп роста уплаты лизинговых платежей экспортной деятельности, % |
107,0 |
143,4 |
120,3 |
По результатам анализа объема уплаты лизинговых платежей по договорам лизинга СМП, ориентированных на экспорт, можно судить, что данный инструмент является наименее востребованным среди хозяйствующих субъектов, но его рост свидетельствует о повышении интереса со стороны СМП (Рисунок 18).
Рисунок 18 – Объем уплаты лизинговых платежей в 2009 – 2011 гг.
Таблица 21 – Сводная
таблица показателей
Показатель/Год |
2009 |
2010 |
2011 |
Объем предоставляемых кредитов СМП, млн. руб. |
87 400,0 |
97 900,0 |
118 500,0 |
Структура предоставляемых
кредитов: - без государственной поддержки, % |
99 1 |
98,9 1,1 |
98,9 1,1 |
Структура государственной
поддержки: |
49 36 15 |
44 39 17 |
44 39 17 |
Темп роста уплаты % по кредитам, % |
98,1 |
111,3 |
118,6 |
Темп роста объема предоставления поручительства, % |
89,2 |
135,0 |
120,5 |
Темп роста объема уплаты лизинговых платежей, % |
91,3 |
143,4 |
120,3 |
Структура выданных кредитов
с участием бюджетных средств: - экспортная деятельность, % - инновационная деятельность, % - прочие, % |
8,8 19,7 41,5 |
26,5 16,0 |
29,9 |
Структура выданных кредитов
с поручительством за счет бюджетных
средств: - экспортная деятельность, % - инновационная деятельность, % - прочие, % |
10,5 4,8 54,0 |
29,8 11,7 5,8 52,6 |
27,4 |
Структура лизинговых договоров, платежи по которым софинансируются
за счет бюджетных средств: - экспортная деятельность, % - инновационная деятельность, % - прочие, % |
23,2 12,2 18,3 46,3 |
23,6 14,2 20,8 41,5 |
21,7 16,3 18,6 43,4 |
Темп роста уплаты % экспортной деятельности, % |
94,6 |
111,3 |
118,6 |
Темп роста предоставления поручительства экспортной деятельности, % |
112,0 |
135,0 |
120,5 |
Темп роста уплаты лизинговых платежей экспортной деятельности, % |
107,0 |
143,4 |
120,3 |
Сложившаяся тенденция государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области позволяет предполагать, что увеличение софинасирования привлекаемых заемных средств СМП будет носить устойчивый характер, предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, будут поощряться наиболее выгодными предложениями на рынке кредитования СМП. В будущем также ожидается, в соответствии со сложившейся тенденцией, дальнейшее увеличение удельного веса государственного софинансирования уплаты процентов по кредитам СМП. Меры, применяемые Правительством Челябинской области, должны дать толчок для развития кредитования СМП.
В применении инструментов
государственной поддержки
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области
SWOT – анализ – это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности.
Применение SWOT – анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития региона. SWOT – анализ – это промежуточное звено между формулированием цели и постановкой задач.
Сильные стороны – это то, что выявляется при анализе территориально – экономических особенностей области: уникальные ресурсы, имеющийся опыт, наличие передовой технологии и современного оборудования, высокая квалификация персонала, высокое качество выпускаемой продукции и т. п.
Слабые стороны – это отсутствие чего – то важного для функционирования объекта исследования или то, что пока не удается осуществить (оно и ставит в неблагоприятное положение).
Рыночные возможности – это благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для получения преимущества. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT – анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а лишь те, которые можно использовать для обеспечения устойчивости.
Рыночные угрозы – события, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на функционирование объекта исследования.