Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

кредитование малого бизнеса.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

 

Полученные данные демонстрируют  сокращение количества софинансируемых  кредитов по инновационной деятельности (с 19,7% в 2009 г. до 13,4% в 2011 г.) и увеличении количества кредитов, направленных на поддержку экспортной деятельности (с 8,8% в 2009 г. до 15,0% в 2011 г.) (Рисунок 10, 11).

Рисунок 10 – Структура  выданных кредитов с участием бюджетных  средств 
в 2009 – 2011 гг.

Рисунок 11 – Структура  выданных кредитов с участием бюджетных  средств 
в 2009 г.

Аналогичным образом  проводится анализ структуры количества кредитов, по которым предоставлено  поручительство за счет бюджетных средств (Таблица 16)

 

 

Таблица 16 – Структура выданных кредитов с поручительством за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

шт.

%

шт.

%

шт.

%

Торговая деятельность

38

30,6

51

29,8

57

27,4

Экспортная деятельность

13

10,5

20

11,7

31

14,9

Инновационная деятельность

6

4,8

10

5,8

16

7,7

Прочие

67

54,0

90

52,6

104

50,0

Итого:

124

100

171

100

208

100


Результаты свидетельствуют  об укреплении государственной поддержки  кредитования СМП, деятельность которых  направлена на экспортную деятельность. Так, с 2009 по 2011 г. доля таких кредитов увеличилась с 10,5% до 14,9% соответственно (Рисунок 12). В наибольшей степени эта доля выражена в 2011 г., на фоне сокращения количества кредитов, направленных на поддержку торговой деятельности и прочих кредитов (Рисунок 13).

Рисунок 12 – Структура выданных кредитов с поручительством за счет бюджетных средств в 2009 – 2011 гг.

 

Рисунок 13 – Структура  выданных кредитов с поручительством  за счет бюджетных средств в 2011 г.

Заключительным этапом структурного анализа является государственное  софинансирование лизинговых платежей по договорам лизинга СМП (Таблица 17).

Таблица 17 – Структура  лизинговых договоров, платежи по которым  софинансируются за счет бюджетных  средств в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

шт.

%

шт.

%

шт.

%

Торговая деятельность

19

23,2

25

23,6

28

21,7

Эксортная деятельность

10

12,2

15

14,2

21

16,3

Инновационная деятельность

15

18,3

22

20,8

24

18,6

Прочие

38

46,3

44

41,5

56

43,4

Итого:

82

100

106

100

129

100


Полученные данные также  свидельствуют об укреплении доли организаций, профилирующихся на экспортной деятельности, среди общего количества софинансируемых линговых платежей по договорам лизинга СМП (Рисунок 14, 15).

 

Рисунок 14 – Структура  лизинговых договоров, платежи по которым  софинансируются за счет бюджетных  средств в 2009 – 2011 гг.

Рисунок 15 – Структура  лизинговых договоров, платежи по которым  софинансируются за счет бюджетных  средств в 2011 г.

Заключительным этапом количественной оценки государственной  поддержки кредитования малого бизнеса  в Челябинской области является анализ темпов роста объемов получаемой помощи организациями, ориентированными на экспортную деятельность.

Объемы уплаты процентов  по кредитам СМП за счет бюджетных  средств анализируется в первую очередь, как наиболее весомый показатель в общем объеме предоставляемой поддержки (Таблица 18).

Таблица 18 – Объем  уплаты процентов по софинансируемым  кредитам, направленным на экспортную деятельность в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

Объем уплаты % экспортной деятельности, млн. руб.

47,6

53,0

62,8

Темп роста уплаты % экспортной деятельности, %

94,6

111,3

118,6


Полученные данные свидетельствуют  об устойчивом росте объема уплачиваемых процентов по кредитам СМП за счет бюджетных средств (Рисунок 16).

Рисунок 16 – Объем  уплаты процентов по софинансируемым  кредитам, направленным на экспортную деятельность в 2009 – 2011 гг.

Аналогично анализируются  объемы предоставляемого поручительства по кредитам СМП (Таблица 19).

Таблица 19 – Объем  предоставляемого поручительства по кредитам, направленным на экспортную деятельность в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

Объем предоставления поручительства экспортной деятельности, млн. руб.

34,0

45,9

55,3

Темп роста предоставления поручительства экспортной деятельности, %

112,0

135,0

120,5


Можно наблюдать резкое увеличение объема предоставления поручительства по кредитам СМП, ориентированных на экспортную деятельность, в 2010 г., что говорит о приоритетности данного инструмента в посткризисный период у органов государственной власти (Рисунок 17).

Рисунок 17 – Объем  предоставляемого поручительства по кредитам, направленным на экспортную деятельность в 2009 – 2011 гг.

Не стоит забывать об уплате процентов по лизинговым платежам по договорам лизинга СМП, деятельность которых направлена на экспорт своей продукции  
(Таблица 20).

Таблица 20 – Объем уплаты лизинговых платежей в 2009 – 2011 гг.

 

2009

2010

2011

Объем уплаты лизинговых платежей экспортной деятельности, млн. руб.

13,3

19,0

22,9

Темп роста уплаты лизинговых платежей экспортной деятельности, %

107,0

143,4

120,3


По результатам анализа объема уплаты лизинговых платежей по договорам лизинга СМП, ориентированных на экспорт, можно судить, что данный инструмент является наименее востребованным среди хозяйствующих субъектов, но его рост свидетельствует о повышении интереса со стороны СМП (Рисунок 18).

Рисунок 18 – Объем  уплаты лизинговых платежей в 2009 – 2011 гг.

Таблица 21 – Сводная  таблица показателей государственного регулирования кредитования малого бизнеса в Челябинской области  в 2009 – 2011 гг.

Показатель/Год

2009

2010

2011

Объем предоставляемых  кредитов СМП, млн. руб.

87 400,0

97 900,0

118 500,0

Структура предоставляемых  кредитов: 
- с государственной поддержкой, %

- без государственной  поддержки, %

99

1

98,9

1,1

98,9

1,1

Структура государственной  поддержки: 
- уплата % по кредиту, % 
- предоставление поручительств, % 
- уплата лизинговых платежей, %

49

36

15

44

39

17

44

39

17

Темп роста уплаты % по кредитам, %

98,1

111,3

118,6

Темп роста объема предоставления поручительства, %

89,2

135,0

120,5

Темп роста объема уплаты лизинговых платежей, %

91,3

143,4

120,3

Структура выданных кредитов с участием бюджетных средств: 
- торговая деятельность, %

- экспортная деятельность, %

- инновационная деятельность, %

- прочие, %

 
 
29,9

8,8

19,7

41,5

26,5 
14,2

16,0 
43,2

29,9 
15,0 
13,4 
41,7

Структура выданных кредитов с поручительством за счет бюджетных  средств: 
- торговая деятельность, %

- экспортная деятельность, %

- инновационная деятельность, %

- прочие, %

 
 
30,6

10,5

4,8

54,0

29,8

11,7

5,8

52,6

27,4 
14,9 
7,7 
50,0

Структура лизинговых договоров, платежи по которым софинансируются за счет бюджетных средств: 
- торговая деятельность, %

- экспортная деятельность, %

- инновационная деятельность, %

- прочие, %

23,2

12,2

18,3

46,3

23,6

14,2

20,8

41,5

21,7

16,3

18,6

43,4

Темп роста уплаты % экспортной деятельности, %

94,6

111,3

118,6

Темп роста предоставления поручительства экспортной деятельности, %

112,0

135,0

120,5

Темп роста уплаты лизинговых платежей экспортной деятельности, %

107,0

143,4

120,3


Сложившаяся тенденция государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области позволяет предполагать, что увеличение софинасирования привлекаемых заемных средств СМП будет носить устойчивый характер, предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, будут поощряться наиболее выгодными предложениями на рынке кредитования СМП. В будущем также ожидается, в соответствии со сложившейся тенденцией, дальнейшее увеличение удельного веса государственного софинансирования уплаты процентов по кредитам СМП. Меры, применяемые Правительством Челябинской области, должны дать толчок для развития кредитования СМП.

В применении инструментов государственной поддержки кредитования малого бизнеса прослеживается параллель  с развитыми странами, использующими, на ряду с Челябинской областью, предоставление поручительства СМП, уплату процентов по кредитным договорам и лизинговых платежей по договорам лизинга. Тем не менее, применяемый ими набор инструментов намного шире и заслуживает пристального внимания со стороны Правительства Челябинской области.

2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области

SWOT – анализ – это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности.

Применение SWOT – анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития региона. SWOT – анализ – это промежуточное звено между формулированием цели и постановкой задач.

Сильные стороны – это то, что выявляется при анализе территориально – экономических особенностей области: уникальные ресурсы, имеющийся опыт, наличие передовой технологии и современного оборудования, высокая квалификация персонала, высокое качество выпускаемой продукции и т. п.

Слабые стороны – это отсутствие чего – то важного для функционирования объекта исследования или то, что пока не удается осуществить (оно и ставит в неблагоприятное положение).

Рыночные возможности – это благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для получения преимущества. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT – анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а лишь те, которые можно использовать для обеспечения устойчивости.

Рыночные угрозы – события, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на функционирование объекта исследования.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса