Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

кредитование малого бизнеса.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

Нежелание кредитовать малый бизнес большинство банков объясняют высокими рисками, связанными с платежеспособностью потенциальных заемщиков, отсутствием качественного залога, непрозрачностью бизнеса (сокрытие реальных доходов), отсутствием кредитной истории; неразвитостью законодательства и российской судебной системы, сложностью ареста на заложенное имущество, товар.

Применяемая кредитная технология следует принципу уменьшения риска, выясняя как можно больше дополнительной информации о клиенте и его бизнесе. Анализ совокупности количественных и качественных показателей деятельности заемщика является главным критерием при кредитовании. Решение о выдаче кредита принимается только исходя из результатов бизнеса заемщика.

Как дополнение к укреплению позиции банка при выдаче кредита используется залог. Залог не является основным критерием при выдаче кредита, но позволяет обеспечить погашение кредита в случае дефолта клиента. В связи с этим, при определении оптимального залогового обеспечения, кредитный инспектор в первую очередь предлагает клиенту использовать в качестве залога ликвидные основные средства (автотранспортная техника, коммерческая недвижимость, оборудование), а не руководствуется одними пожеланиями клиента.

При выборе обеспечения по кредиту придерживаются правила диверсификации предметов залога, как по составу обеспечения, так и по сумме, так как это уменьшает риск потери заложенного имущества, и у клиента появляется чувство ответственности перед банком.

Основная задача всего  процесса кредитования – это добровольно  и вовремя (без проблем) возвращенный кредит с причитающимися процентами. Для этого основательно проводят экономический анализ кредитоспособности клиента и обращают внимание на личные качества собственников бизнеса. Наличие ликвидного залога является дополнительным фактором воздействия на заемщика. К залогу относятся, как к последнему варианту погашения кредита. Среди других проблем, не позволяющих активно кредитовать мелкий бизнес – это отсутствие у подавляющего большинства предприятий кредитной истории. Поэтому банки требуют от заемщиков большой список документов. Очень часто такие процедуры ограничивают доступ к банковским ресурсам. Не улучшает ситуации и отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность агентств кредитных историй и системы регистрации залогов движимого имущества, а также дополнительных механизмов снижения рисков по кредитам.

Результатом развития малого предпринимательства является растущая популярность кредитования малого предпринимательства. Кредитование малого предпринимательства играет для государства важную роль, поскольку развитие малого предпринимательства способствует развитию экономики в целом. Малое предпринимательство играет все более весомую роль в экономике города, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что государство обязано принимать меры для доступности кредитования для субъектов малого предпринимательства.

Вводятся различные  фонды, которые содействуют кредитованию малого бизнеса.

Во время мирового финансового кризиса большинство банков быстро отреагировали на это и сразу же сократили, либо вообще свернули кредитные портфели для малого и среднего бизнеса. Так уж заведено во всех странах Европы, а особенно в России, что малый и средний бизнес (МСБ) способен держаться на плаву только лишь на кредитах.

Рефинансирование, пополнение оборотного капитала, перекредитование, таможенные пошлины – это малая  доля того, на что обычно используются таможенные субсидии МСБ. Поэтому по инициативе государства Российской Федерации был создан фонд содействия кредитования для малого бизнеса – это и есть, так называемая, государственная поддержка кредитования малого бизнеса. Давайте попробуем разобраться, что эта организация собой представляет, и какие опасности могут поджидать владельцев малого и среднего бизнеса.

Ни для кого не секрет, что для некоторых юридических  лиц получить кредит сложно, а иногда просто невозможно, поэтому не стоит  считать, что данный кредит станет своеобразной панацеей от всех проблем для малого бизнеса в стране. Не всегда ведь получается так, что вы обратились в такой центр для выдачи кредита и вам сразу же пошли на встречу, быстро его оформив. Тут никто не может дать определённых гарантий, ведь для выдачи кредита, иногда нужно, чтобы предпринимателем были соблюдены дополнительные условия, речь о которых пойдёт чуть ниже, другими словами – государственная поддержка кредитования малого бизнеса должна быть получена заслуженно.

Основной задачей фонда  является помощь предпринимателю в  поисках дополнительных источников кредитования и оказание помощи в становлении предприятия. Можно сказать проще: фонд – это своеобразный поручитель, который может гарантировать вашу платёжеспособность.

Однако не стоит рассчитывать на то, что поручительство этой, даже столь серьёзной организации, столь же серьёзно воспримется банком, ведь у него есть собственная программа расчета кредита, основанная на определённых факторах. Главный, из которых – это то, что зачастую банки не хотят кредитовать предприятия малого бизнеса, срок существования которых не превышает 1 года. В данном случае даже фонд по содействию кредитования малого бизнеса не сможет ничем помочь – государственная поддержка кредитования малого бизнеса оказана не будет.

На сегодняшний день свыше половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, специальной техники. Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес кредитов банкиры отклоняют.

По данным статистики, в течение 2010 года происходят постепенные  изменения в экономике страны в лучшую сторону, что, безусловно, сказывается и на рынке кредитования малого бизнеса. Кредитный портфель банковской системы за 1-е полугодие 2010 г. вырос на 2,6%, или на 519 млрд рублей. 10% этого портфеля приходится на долю малого бизнеса. На рынок кредитования вышли ряд банков федерального уровня, обладающих обширной филиальной сетью. Ожили региональные игроки. Рост конкуренции повлек за собой неизбежное улучшение условий кредитования. С начала 2010 года ставки по кредитам для компаний малого бизнеса снизились на 3-4 п.п. (в зависимости от суммы и сроков кредитования) и составляют в настоящее время в среднем по банковской системе 15% годовых.

1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса

Эффективность любого проекта, в том числе и  кредитования, «базируется на структурном анализе затратных и результативных оттоков, связывающих проект с внешней средой». Любое вложение денежных средств должно соответствовать двум принципам: во-первых, полное возмещение вложенной суммы, во-вторых, получение такой прибыли от вложенного капитала, которая может компенсировать неудобства, связанные с временным отказом от его использования.

К числу показателей  конечного результата, характеризующих  развитие малого бизнеса, относятся  количество субъектов малого предпринимательства, объем оборота, количество занятых, объем инвестиций, величина налоговых поступлений. На динамику указанных показателей помимо ряда прочих существенных факторов непосредственно влияют меры государственной политики, результативность и регулирующее воздействие которых и подлежат оценке.

Показатели непосредственного  результата призваны оценить эффективность  использования ресурсов, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства. Такие показатели особенно удобны, когда стоит задача оценки результативности конкретной программы по развитию малого предпринимательства и деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и иных организаций по ее реализации. Для этих целей, очевидно, показатели конечного результата в принятом здесь понимании (показатели, характеризующие динамику сектора малого предпринимательства в целом) подходят слабо, поскольку зависят от ряда ключевых «посторонних» факторов, не связанных напрямую с деятельностью того или иного органа власти либо организации. Таким образом, при формировании системы проектного управления программой поддержки малого предпринимателя, в первую очередь, интересует непосредственная результативность соответствующих мероприятий.

К числу используемых показателей непосредственного  результата могут быть отнесены данные об итогах реализации программы поддержки малого предпринимательства, предоставляемые Минэкономразвития России. В частности, это такие показатели, как:

  • величина и соотношение расходов федерального и региональных бюджетов на государственную поддержку малого предпринимательства;
  • распределение расходов федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства по различным мероприятиям (инвестиции в создание бизнес - инкубаторов, инвестиции в создание венчурных фондов, развитие системы кредитования и лизинговых отношений, субсидии на поддержку экспорта);
  • количество объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, возможности по единовременному размещению стартующих компаний в бизнес - инкубаторах (количество таких компаний, количество рабочих мест и т. п.);
  • количество получателей экспортных субсидий, общая сумма таких субсидий;
  • возможности по дополнительному привлечению финансовых ресурсов субъектами малого предпринимательства (в денежном выражении) за счет реализации мероприятий по развитию системы кредитования и лизинговых отношений (дополнительно возможна оценка соотношения величины затрат бюджетных средств и общей величины дополнительно привлекаемых с их помощью финансовых ресурсов, а также эффекта мультипликатора);
  • количество и размер частно - государственных венчурных фондов, их доходность.

Отметим также, что в  определенном смысле показатели конечного  результата можно соотнести с  динамикой сектора малого бизнеса. Они отражают состояние и развитие малого предпринимательства. А показатели непосредственного результата – с выгодами и преимуществами, получаемыми предпринимателями отражают эффективность программ и мероприятий государственной поддержки.

Выбирая метод оценки эффективности  политики поддержки малого бизнеса, следует обратить  внимание на такие методики как: 

  1. Рейтинговая методика оценки политики поддержки малого предпринимательства;
  2. Методика  оценки политики поддержки малого предпринимательства на основе сопоставления фактически достигнутых значений индикативных показателей с их плановыми значениям;.
  3. Методика оценки эффективности политики поддержки МБ - Европейской экономической комиссии ООН.

Рейтинговая методика оценки политики поддержки малого предпринимательства. Настоящая методика оценки политики поддержки малого предпринимательства разработана в целях решения следующих задач:

  • осуществление контроля за эффективностью реализуемых мероприятий областных и муниципальных программ развития малого предпринимательства;
  • соблюдение индивидуального подхода к муниципальным образованиям, с учетом их социально-экономической специфики, потребности и условия для развития малого предпринимательства;
  • влияния малого предпринимательства на формирование экономического, социального и политического климата в городах и районах области.

Рейтинговая оценка политики поддержки малого предпринимательства  проводится на основе выставления системе поддержки малого предпринимательства баллов  по установленному перечню показателей, с последующим их суммированием.

Присвоив проводимой политике по каждому  показателю определенный балл, суммируем  полученные баллы по всем показателям  в итоговую сумму.  Исходя из полученной суммы, присваиваем проводимой политике поддержки малого бизнеса группу эффективности.  По степени эффективности  они разбиты на 3 группы: созданы благоприятные условия для развития малого предпринимательства в регионе, созданы удовлетворительные условия и  созданы условия недостаточные для развития малого предпринимательства (Таблица 2).

Таблица 2 – Классификация эффективности проводимой политики по количеству набранных баллов

№ п/п

1 группа

2 группа

3 группа

Количество набранных баллов

Более  45

От 30 до 44

Менее 30 баллов

Оценка эффективности  проводимой политики поддержки

Созданы благоприятные условия  для развития малого бизнеса

Созданы удовлетворительные условия  для развития малого бизнеса

Созданы условия, недостаточные для  развития малого бизнеса


Данная методика, с одной стороны, устанавливает определенные «стандарты качества» работы для регионов и  муниципальных районов - с другой стороны, является инструментом стимулирования, обеспечивает своеобразный эффект соревнования.

Методика оценки эффективности  политики поддержки МБ - Европейской  экономической комиссии ООН, которая использует индекс развития предпринимательства (ИПР). Он представляет собой  комплексный экономический  показатель отражающий вклад малого предпринимательства в развитие экономики. Применительно  к региону можно предложить индекс развития малого предпринимательства в регионе, который рассчитывается как:

Информация о работе Кредитование малого бизнеса