Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет отчета – процесс кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие.
Цель отчета – изучение кредитования малого бизнеса и определение методики анализа и оценки кредитования малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие кредитования малого бизнеса и факторы его определяющие …………..4
1.2 Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса…………………..17
1.3 Методика анализа и оценки кредитования малого бизнеса………………………25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…..………………………………………………………….35
2.1 Современное состояние поддержки малого бизнеса в Челябинской области в сфере кредитования…………………………………………………………………....…35
2.2 Анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области…………………………………………………………….……….43
2.3 SWOT – анализ государственной поддержки кредитования малого бизнеса в Челябинской области………………………………………………………….………….57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………….62

Вложенные файлы: 1 файл

кредитование малого бизнеса.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

В этой деятельности палаты наряду с выдачей общей информации, справок, рекомендаций, указаний занимаются и индивидуальным консультированием, особенно в правовых проблемах, с которыми почти постоянно сталкиваются предприниматели. На палаты также возложено решение спорных вопросов, возникающих вследствие конкурентной борьбы.

Все промышленно-торговые палаты Германии объединены в Ассоциации Германских промышленно-торговых палат (АГПТП) — их ведущей организации, представляющей интересы промысловой промышленности на федеральном уровне в правительстве, в бундестаге, а также в Европейском сообществе. Особенно тесна совместная работа АГПТП и стран-членов Европейского экономического сообщества, а также стран, готовых вступить в это Сообщество. Промышленно-торговые палаты этих стран образуют Объединение промышленно торговых палат Европейского сообщества, в котором постоянно работает АГПТП. Многочисленные зарубежные контакты Ассоциации способствуют благоприятному развитию все промышленно-торговых палат.

Китай. В Китае одним  из способов поддержки малого предпринимательства  в области предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства  является Кредитный гарантийный  фонд. Успешно создаются и действуют технопарки, которые поддерживаются правительством страны, что создает предпосылки для инновационного развития. Отсутствует и проблема производственных помещений в Китае, так как идет их интенсивное строительство в связи с бумом на недвижимость, а арендная плата намного меньше чем в РФ.

Активной поддержкой малого бизнеса занимается Китайский  центр координации и кооперации бизнеса (CCBCC) как часть Национальной комиссии по развитию и реформированию (NDRC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями CCBCC являются:

- исследование проблем малого бизнеса;

- сбор информации и  разработка политики в сфере  малого бизнеса; 

- создание комплексной  системы оказания услуг для  малого бизнеса;

- организация торговых  ярмарок, выставок и помощь  в проведении деловых переговоров; 

- обучение и консультирование бизнеса.

В Китае поддержкой малого предпринимательства занимается также  Государственный фонд развития малых  и средних предприятий, который  полностью финансируется государством. Основные функции фонда – это  защита законных доходов малых предприятий от посягательств любых лиц и организаций, а также отстаивание прав малого бизнеса во всех сферах (льготные кредиты, налоги и т.д.).

Интересен опыт Китая в области налоговых  преференций. Было создано большое  количество свободных экономических  зон (СЭЗ), что привлекло иностранные инвестиции и научно-технические ресурсы, были созданы фонды развития малого и среднего предпринимательства, предоставляющие льготные кредиты и гарантии потенциально успешным предприятиям, была открыта государственная некоммерческая информационная служба China SME Online – CSMEO: www.sme.gov.cn, что позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности малого и среднего бизнеса. Позже служба реформировалась в 3-х уровневую систему таким образом, что в каждом городе аккумулировалась актуальная информация именно для этого города. В КНР была реализована успешная политика развития технопарков, что совместно с наличием большого количества СЭЗ привлекло иностранный венчурный капитал, были созданы площадки для развития инновационных предприятий, развивалась система профессионального обучения и т.д.

    1. Факторы, условия и специфика кредитования малого бизнеса

Вследствие диктуемых  хозяйственной действительностью задач, экономические функции малых предприятий в российской экономике можно определить следующие:

-             расширение ассортимента и увеличение производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций;

-             обслуживание крупных предприятий, изготовление для них комплектующих изделий, отдельных узлов, организация сбыта готовой продукции;

-             преодоление монополизма, развитие конкуренции, формирование рыночных отношений в российской экономике является одной из главнейших экономических функций МП;

-             вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения;

-             разработка и внедрение в производство инновационных технологий;

-             малый бизнес выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера, которые особенно наглядно просматриваются и поднимают его роль и значимость в кризисные периоды развития рыночной экономики.

Обратимся к процессу генезиса малого предпринимательства в российской экономике. Так в российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

Необходимо отметить произошедшие изменения в критериях, по которым определяются субъекты МП. Так, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ – утратившего силу, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %.  И в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала предельных уровней: в промышленности – 100 чел; в строительстве – 100 чел; на транспорте – 100 чел; в сельском хозяйстве – 60 чел; в научно-технической сфере – 60 чел.; в оптовой торговле – 50 чел; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» было установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства в России являлось индивидуальное предприятие.

На сегодняшний момент понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии, по которым они к ним относятся,  определяются Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от  24 июля 2007 г. №  209-ФЗ [1].

Согласно этому закону, к субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ) относятся потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП – государственные унитарные предприятия и МУ – муниципальные предприятия), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Также введено понятие не только малого предприятия, но и среднего предприятия и микропредприятия. Критерием отнесения предприятия к одному из видов осталась средняя  численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна  превышать предельные  значения:

а) для малых предприятий  до 100 человек включительно;

б) для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий).

В научной литературе дискуссионным является вопрос о  правомерности зачисления к категории  “малое предпринимательство” физических лиц (ПБОЮЛ). В 1990-е гг. преобладала точка зрения рассмотрения малого предпринимательства с позиции малого предприятия как юридического лица. Ситуация начала изменяться в 2000-е гг., когда отдельные исследователи стали относить к категории малого предпринимательства, помимо малых предприятий, еще и всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [8; 11]. Например, по мнению исследователей П. Ореховского и  В. Широнина, сложилась узкая трактовка термина “малые предприятия”, что приводит к “занижению показателей развития данного субъекта экономики в нашей стране в 4-5 раз”. С другой стороны, по-прежнему, анализу подвергаются преимущественно малые предприятия – юридические лица.

Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при софинансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе Соглашений между Федеральным фондом, администрациями регионов и региональными фондами. Данные Соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников. В них предусматриваются паритетное финансирование, контроль и гарантии по использованию бюджетных средств. Такие Соглашения подписаны с 66 регионами.

Как правило, имеющая  место нехватка финансовых ресурсов для реализации мероприятий и проектов, включенных в региональные программы, компенсируется в некоторых субъектах федерации использованием набора других механизмов и средств. К ним следует отнести страховые, залоговые и гарантийные фонды; льготы по налогам, бюджетные кредиты, госзаказы, лизинг, развитие системы взаимного кредитования, франчайзинг.

В тех регионах, где  созданы региональные фонды поддержки  предпринимательства, ими осуществляются отбор, экспертиза и финансирование предпринимательских проектов, включенных в региональные программы. Однако ограниченность финансовых возможностей фондов и длительность процедур экспертизы часто приводит к тому, что значительная часть проектов остается нереализованной.

Основными финансовыми источниками для малых предприятий являются собственные средства или привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса.

Одной из основных проблем развития малого бизнеса является проблема кредитования. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: сложность получения кредита, особенно долгосрочного, исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями.

Проблемы кредитования обострились в условиях кризиса. Кризис подорвал финансовое благополучие многих предпринимателей, многие заемщики столкнулись с финансовыми сложностями (проводились реструктуризации, закрывались и перепрофилировались компании, шли увольнения, фиксировались убытки), что негативно сказалось на их кредитной истории, существенно сократились объемы кредитования МСП. Кроме того, маленькие фирмы, как правило, существуют на рынке намного меньше времени, чем крупные, к тому же они более подвержены различным «финансовым волнениям» в стране. Поэтому сейчас в России очень немногие малые предприятия обладают кредитной историей.

Проблемы кредитования малого бизнеса:

С точки зрения банков:

  1. Непрозрачность малого бизнеса
  2. Недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей
  3. Отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов
  4. Отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса
  5. Высокие риски невозврата кредитов

С точки зрения предпринимателей:

  1. Высокая стоимость кредитов
  2. Слишком жесткие условия получения кредитов
  3. Большие сроки рассмотрения заявок
  4. Недостаточная государственная поддержка малого бизнеса
  5. Невозможность получить кредит на создание бизнеса "с нуля"

Сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с  малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

В целом наименьшие шансы  получить кредит у фирм, проработавших на рынке менее одного года, ведущих упрощённую бухгалтерию, а также не имеющих поручителя или залога. В таких случаях, даже банки, обладающие государственной поддержкой, выдают кредиты на крайне невыгодных условиях.

Совершенствование кредитования малого предпринимательства не может быть осуществлено без совершенствования политики банков, без развития соответствующей активности самих предпринимателей и без поддержки со стороны государства.

Многолетняя проблема малых  предприятий — отсутствие доступа к кредитным ресурсам — продолжает оставаться чрезвычайно острой.

Основная проблема кредитования связана с нехваткой у банка достаточного объема информации о потенциальном заемщике. Банку неизвестно качество деятельности предпринимателя и его фирмы и, наконец, банку не всегда известно, как заемщик намеревается использовать кредит. Банк с помощью клиента пытается выяснить ответы на вопросы, которые необходимы для того, чтобы принять решение о выдаче кредита. Принимается во внимание тот факт, что потенциальный клиент заинтересован в предоставлении выгодных для него сведений. То есть важным аспектом деятельности сотрудника кредитующего подразделения является сбор и тщательный анализ финансовой информации о деятельности потенциального заемщика.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса