Организация операций с пластиковыми картами в ОАО “СКБ -банке”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с безналичными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно естественны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов. К тому же за последние 5-6 лет в нашу жизнь со стремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения, бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментами электронных расчетов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты системы безналичных расчетов в банковском деле с
использованием пластиковых карт
1.1 Понятие операций с пластиковыми картами и их роль в безналичных
расчетах 6
1.2 Удаленное банковское обслуживание с помощью пластиковых карт 23
1.3 Опыт внедрения пластиковых карт в безналичные расчеты
в зарубежной и российской практике 30
2 Организация операций с пластиковыми картами в ОАО “СКБ -банке”
2.1 Общая характеристика кредитной организации 40
2.2 Оценка основных конкурентов банка по работе с пластиковыми картами 60
2.3 Анализ операций с пластиковыми картами в банке 65
3 Рекомендации по развитию операций с пластиковыми картами 76
Заключение 94
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 869.00 Кб (Скачать файл)

Развитие пластиковых средств платежа базировалось на ряде преимуществ современных технологий. После создания “правил игры” и широкого их внедрения произошло значительное снижение издержек обращения в связи с переходом от наличных средств и носителей. Распространение карточек позволило измерять системные издержки и сравнительные преимущества систем, хотя, строго говоря, именно широкое распространение безналичных средств платежа косвенно, но очень убедительно доказывает их преимущество в логике “цена-качество”.

Прямые попытки подсчитать и сравнить издержки обращения на национальном уровне показывают, что удельные издержки электронных систем составляют, в общем, от трети до половины доли бумажных. Предварительные расчеты выгоды на агрегированном уровне для США дали эффект в 1% ВВП. Столь высокий эффект достигается при достаточно широком распространении безналичных расчетов. Это тем более важно для стран с развивающимися рынками, которые могут избежать промежуточных дорогостоящих ступеней развития, перейдя непосредственно к эффективным безналичным системам платежей. В традиционных рыночных экономиках с преобладанием чеков (как во Франции) развитие электронных систем платежей может происходить медленнее, что связано с традицией и психологическими факторами. В то же время введение электронных систем платежа является важным прорывом в развитии рынков стран Латинской Америки и Азии. Это касается большей надежности платежей, прозрачности финансов, использования средств как для потребления, так и для операций малого бизнеса. Для малых стран с большими объемами туристического бизнеса надежность электронных платежей является критической при сроках отдыха в пределах 3-10 дней. Еще большее значение это имеет для регионов со значительными перемещениями рабочей силы между странами – надежность, скорость и достоверность переводов заработков может серьезно влиять на использование этих средств для развития таких регионов. Трансграничные потоки финансовых ресурсов на индивидуальном уровне (в основном переводы мигрирующих рабочих) достигли в мире величин, сравнимых с потоками капитала. Вывоз таких платежей из США оценивается в 99 млрд. долл. (ввоз – 8 млрд.), из стран ЦВЕ и Ближнего Востока с Африкой (т.е. из России и стран – производителей нефти) – примерно 112 млрд. долл. (ввоз – 67 млрд.). Соответственно в Азии и Латинской Америке преобладает ввоз этих средств. Организация, легализация и обеспечение надежности этих потоков придали бы значительный импульс развитию стран этих регионов.

Для стран с переходной экономикой, в которых или не было надежной банковской системы и системы чекового обращения, или они использовались только ограниченным сегментом наиболее состоятельного населения, принципиально важно “проскочить” бумажный этап, который потребовал бы высоких издержек обучения и организации таких систем, которые по правовому обеспечению, языку и технологии были бы изолированы внутри страны. Развитие электронных технологий платежей является конкурентным преимуществом стран с точки зрения привлечения иностранных туристов, деловых людей и инвесторов. “Большой скачок” к пластиковым картам в Азии и ЦВЕ является естественным средством адаптации к глобальным стандартам конкуренции. Наибольшую важность это имеет для младших поколений, с современным уровнем образования, что дает им доступ к средствам кредитования и деловым возможностям.

За границей розничные электронные платежи посредством пластиковых карт стали преференциальным средством платежа, позволяющим резко сократить трудности обмена бумажных денег, платежных документов и доступа к товарам и услугам. Развитие многих отраслей глобальной экономики, особенно сектора рекреационных услуг (путешествий, отдыха и развлечений) во многом обусловило спрос на удобные средства платежа с использованием пластиковых карт.

Пластиковые карты можно классифицировать по различным критериям. В приложении А приведена классификация пластиковых карт.

Пластиковые карты изначально создавались как розничный продукт, ориентированный на держателя – физическое лицо. И сейчас во всем мире пластиковые карты для банков – одно из важных направлений розничного бизнеса. При этом маркетинговые цели бизнеса могут быть различными. В общем случае в зависимости от этих целей можно выделить три главных направления использования пластиковых карт:

  • для работы с клиентами банка – физическими лицами;
  • для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов;
  • карты могут предлагаться корпоративным клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов (корпоративные карты).

Зарплатные проекты появились в России одними из первых. Основное количество карт выпущено именно в рамках этих проектов. По данным Центрального банка РФ на конец 2004 г. 90% выпущенных в России карт являются зарплатными, т.е. используются не как платежные инструменты, а только для получения наличных.

Лидерами в регионах являются те банки, которые реализуют зарплатные проекты.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Пластиковые карты, используемые для реализации зарплатных проект 

Как следует, из рисунка 1, наибольшее распространение имеют, в настоящее время, пластиковые карты Visa.

Как на начальном этапе истории развития карточного бизнеса в стране, так и сейчас Зарплатные проекты своей целью имеют:

  • привлечение дополнительных ресурсов в виде остатков на карточных счетах сотрудников предприятия, на котором реализуется зарплатный проект;
  • закрепление за банком крупного клиента – юридического лица, замкнув на себе еще большие денежные потоки клиента (если проект реализуется на предприятии, уже имеющем расчетный счет в банке);
  • привлечение нового клиента – юридического лица с перспективой перевести его к себе на расчетно-кассовое обслуживание (если предприятие еще не имеет в банке расчетного счета).

Таким образом, зарплатные проекты можно рассматривать и как самостоятельные проекты, позволяющие привлекать дополнительные ресурсы на счетах физических лиц – сотрудников предприятия, и как прикладные проекты, посредством реализации которых можно привлекать на расчетно-кассовое обслуживание новых клиентов – юридических лиц.

Цель корпоративных карт, позволяющих руководству предприятия оплачивать с их помощью так называемые представительские расходы, можно обозначить как дополнительная услуга выгодному клиенту – юридическому лицу с целью повышения “лояльности клиента” к банку.

Проведем классификацию пластиковых карт, используемых банками для ведения розничного бизнеса, по ряду существенных признаков с точки зрения как функциональных характеристик карты, так и карточного бизнеса.

Во-первых, пластиковые карты можно подразделить по признаку наличия лицевого счета – на карты со счетом и карты без счета.

Основная масса пластиковых карт привязана к определенному лицевому счету на балансе, по которому согласно правилам бухгалтерского учета отражаются все платежи по операциям с картой – будь то сами операции, комиссии банка за их

12

совершение или начисление процентов на остаток, если такой есть в тарифах по обслуживанию карты.

Карты со счетом также можно классифицировать, используя два дополнительных признака, – тип счета и режим его ведения. По данным признакам карты со счетом могут быть разделены на два основных класса:

  • дебетовые карты;
  • кредитные карты.

Что касается дебетовых карт, то для них тип лицевого карточного счета – расчетный счет, расчеты по карте совершаются в пределах свободного остатка на счете, овердрафт недопустим (хотя в принципе и возможен). С кредитными картами несколько сложнее. В общем случае кредитные карты можно подразделить на три категории:

  •   расчетные или так называемые чардж-карты1 (тип лицевого карточного счета – расчетный счет, но режим ведения счета таков, что позволяет производить расчеты по карте не только в пределах свободного остатка, но и в пределах разрешенного овердрафта по счету, размер которого оговаривается в договоре или тарифах банка, при этом задолженность должна ежемесячно погашаться держателем карты в полном объеме);
  • револьверные кредитные - тип лицевого карточного счета – ссудный, однако жесткое требование ежемесячного погашения ссудной задолженности в полном объеме отсутствует;
  • револьверные овердрафтные (тип лицевого счета – расчетный счет с допущением овердрафта, требование ежемесячного погашения ссудной задолженности в полном объеме отсутствует).

При рассмотрении карт со счетом уместно дать определение двух основных понятий – “доступный баланс” и “кредитный лимит”.

Доступный баланс – это сумма, в пределах которой можно совершать операции с пластиковой картой в момент, когда предполагается совершить операцию. Таким образом, доступный баланс – величина меняющаяся. Она уменьшается на сумму выполненных с картой операций, на сумму комиссий банка и увеличивается, например, если на карту банком начислены проценты на остаток или вернулись денежные средства по оспоренной клиентом операций.

Кредитный лимит – это максимальный размер ссудной задолженности по карте, которая может возникнуть (в случае с револьверной кредитной картой), или же максимальный разрешенный овердрафт (в случае с расчетными или револьверными овердрафтными картами). Таким образом, кредитный лимит в отличие от доступного баланса – это величина, зафиксированная в договоре между банком и клиентом, и она неизменна, пока банк или клиент не подпишут новый договор или не внесут изменения в действующий. При этом конечно, операции по карте могут исчерпать кредитный лимит, и совершение операций станет невозможным вплоть до погашения задолженности.

Для дебетовой карты доступный баланс ровняется свободному остатку на карточном счете (т.е. за минусом заблокированных на карт счете сумм операций по карте). Для расчетной карты доступный баланс равняется сумме свободного остатка по карте плюс кредитный лимит (т.е. разрешенный овердрафт). Для кредитной револьверной – “невыбранной” на момент расчета сумме кредитного лимита. Для револьверной овердрафтной – свободный остаток плюс кредитный лимит.

Карты без лицевого счета – тоже достаточно распространенный банковский продукт. Как правило, это предоплаченные неименные карты. В случае с такими картами банк может выступать в качестве распространителя карты, оказывающего по согласию с компанией-эмитентом еще некоторые информационные услуги клиентам. Полученные от клиента денежные средства банк-распространитель сначала аккумулирует на транзитном счете, а потом по соглашению с компанией-эмитентом перечисляет на счет компании (например, карты Visa Travel Money Cash Passport).

Карты со счетом тоже могут быть неименными, хотя в большинстве своем они все-таки именные (примером неименной карты с лицевым счетом может служить Visa Instant Issue).

Особый случай – карта с чипом, реализованная как электронный кошелек. У чиповой карты – электронного кошелька тоже имеется лицевой счет, но режим его ведения отличается от режима лицевого счета традиционных карт. Обычная карта сама по себе не содержит информации о состоянии счета, она является как бы инструментом доступа к расчетному счету (или инструментом для оформления платежного документа для последующего списания со счета суммы операции – в случае с неавторизованной операцией). Соответственно в момент зачисления банком денежных средств на карточный счет, к которому привязана обычная платежная карта, на саму банковскую пластиковую карту никакого зачисления не производиться. Другое дело – карта типа электронный кошелек: в момент ее пополнения остаток на лицевом счете уменьшается на сумму, на которую было произведено пополнение карты. Так что на карте действительно появляется электронная наличность, в результате чего и становится возможной и безопасной (с точки зрения возникновения овердрафта по счету) авторизация операций в режиме off - лайн.

Как любой продукт, предназначенный для розничной продажи, пластиковые карты ориентированы на массовый рынок. Поэтому карточные продукты, предлагаемые платежными системами и компаниями, максимально стандартизированы. В каждой платежной системе есть карточные продукты, ориентированные по трем основным клиентским сегментам – массовый клиент (карты Standard), состоятельный клиент (класс Gold) и элитный клиент (карты типа Infinite, Platinum). Кроме того, предусмотрены специальные продукты для корпоративных клиентов (класс карт Business). В последние годы в связи с развитием Интернета и электронной коммерции появляются карты, предназначенные для использования в данной области.

Российские банки – члены платежных систем (не только международных, но и российских) на базе стандартных карточных продуктов платежных систем создают свои стандартные продукты. Для каждого из таких продуктов, как правило, утверждаются единые тарифы по выпуску и обслуживанию, разрабатываются стандартные клиентские договоры, схемы проводок по операциям и т.д.

Платёжной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платёжной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

Таким образом, с организационной точки зрения ядром платёжной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платёжной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платёжной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платёжной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк), процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платёжной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платёжная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Информация о работе Организация операций с пластиковыми картами в ОАО “СКБ -банке”