Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера применения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тенденция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития платежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналичных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Этап внедрения — этап запуска проекта, его опытно-промышленная эксплуатация, отработка технологии в рамках предприятия, корректировка условий проекта для дальнейшего развития.
3. Этап развития — фактически это эксплуатация проекта в промышленном режиме. На данном этапе необходимо четко реагировать на возникающие сбои и проблемы, иначе возможна полная дискредитация проекта после одного-двух затянувшихся сбоев (см. образец типового общего плана реализации зарплатного проекта с использованием карточек).
Очередность указанных этапов достаточно условна, и большинство из них могут быть совмещены по времени.
Общий план реализации зарплатного проекта с использованием карточек:
1. Проведение предварительных переговоров с предприятием, определенным для внедрения зарплатного проекта, обсуждение условий заключения договора, сроков реализации нижеприведенных мероприятий
2. Подготовка договора между предприятием и банком
3. Согласование договора с предприятием
Подписание договора между банком и предприятием
4. Изучение существующих взаимоотношений предприятия и банка
Изучение существующего порядка начисления и выплаты заработной платы на предприятии (организационные аспекты и учет)
Изучение существующего порядка начисления и выплаты заработной плат на предприятии (техническо-программная реализация одновременно с этапами 6-7)
Изучение топографии предприятия исходя из предполагаемой организации выдачи зарплаты
5. Заполнение паспорта зарплатного проекта (на основании результатов исследований)
Определение необходимого состава и конфигурации прграммно-технических средств на основании результатов исследования топографии предприятия и предполагаемого варианта реализации зарплатного проекта
6. Подготовка и согласование полной схемы зарплатного обслуживания для рассматриваемого предприятия
Составление календарного плана внедрения зарплатного проекта
7. Расчет окупаемости зарплатного проекта
8. Составление полного проекта использования на предприятии зарплатной модели использования карточек, обобщающего результаты произведенных исследований, а также включающего в себя заключенный договор и календарный план внедрения проекта
Проведение кампании информировании работников предприятия о предоставляемых услугах и основах использования карточек
9. Организационная и техническая подготовка к реализации проекта (оборудование рабочих мест, обучение персонала, коммуникации, развитие инфраструктуры и т.д.)
Заключение с работниками предприятия договоров на получение карточек.
10. Выдача карточек и их обслуживание
11. Анкетирование работников предприятия по истечении трех месяцев пользования карточками с целью улучшения обслуживания и выработки дополнительных услуг, предоставляемых держателям карточек
12. Анализ собранных анкет
13. Выработка рекомендаций по корректировке проекта
14. Корректировка условий проекта
Особенности и преимущества зарплатных карточек
Применяя технологию выдачи заработной платы с использованием банковских пластиковых карточек, предприятие получает следующие преимущества:
в значительной степени облегчается работа бухгалтерии, наличие кассы в учреждении становится практически ненужным, в результате высвобождаются значительные трудовые ресурсы, которые могут быть направлены на решение иных задач; отсутствует необходимость получать, доставлять, хранить наличные денежные средства, что всегда связано с определенными расходами и непредвиденными ситуациями;
резко сокращается возможность злоупотреблений со стороны работников предприятия на всех стадиях работы с денежными средствами; не нужно депонировать невостребованные наличные денежные средства;
со временем, по мере увеличения доверия к "карточным" продуктам со стороны сотрудников, сглаживаются пиковые нагрузки в дни выдачи заработной платы благодаря увеличению периода ее выдачи, что устраняет потерю рабочего времени;
использование "карточных" технологий в рамках предприятия позволяет на определенном этапе развития проектов упростить учет движения различных безналичных выплат на предприятии ("промышленные деньги");
для повышения имиджа предприятия, по согласованию с банком, возможно нанесение его логотипа на пластиковую карточку.
Использование пластиковых карточек для выдачи заработной платы имеет преимущества не только для самого предприятия, но и для его сотрудников, в частности, это возможность:
получать дополнительный доход за счет повышенных процентов по остаткам средств на карт-счетах;
безопасного использования заработанных средств (в отличие от наличных денежных средств пропавшая карточка не означает потерю денег);
избавиться от толстых кошельков, грязных и порванных купюр;
исключения проблем при выдаче сдачи на предприятиях торговли и сервиса.
В случае устойчивого экономического положения предприятия по договоренности с банком возможно получение овердрафта по карточке в пределах лимита, зависящего от заработной платы сотрудника, что также является весомым дополнительным стимулом для заинтересованности работников в использовании карточек.
Преимущества для банка:
относительно дешевая ресурсная база, возможность аккумулирования значительных денежных средств на карт-счетах и дальнейшее их размещение в доходные активы;
более тесная взаимосвязь клиента и банка;
возможность внедрения и развития различных новых технологий и услуг с использованием карточек в массовых объемах.
В настоящее время реализация зарплатных проектов в Беларуси затруднена из-за целого ряда сложностей объективного и субъективного свойства. Среди основных проблем можно выделить следующие.
1. Незаинтересованность в развитии "карточных" проектов предприятий и учреждений, невостребованность данного вида услуг. На начальной стадии реализации проекта нужно проводить очень серьезную работу с потенциальной клиентурой для убеждения в необходимости и привлекательности карточек всех участников проекта.
2. Низкая культура пользования банковскими продуктами вообще, в том числе и карточками (в частности, у подавляющей массы населения). Необходимо осознавать, что на первом этапе карточки никому не нужны, кроме банков, более того — большинство людей просто не знают, что такое карточки, для чего они и как ими пользоваться. Разъяснению этих моментов, созданию привлекательного имиджа карточки нужно уделить самое серьезное внимание.
3. Низкий уровень доходов населения. Этот фактор является серьезным препятствием для повышения окупаемости проектов. Во-первых, объективно возникает потребность как можно быстрее потратить поступающий доход (вследствие чего деньги задерживаются на счетах на меньший срок). Во-вторых, объем средств, которые приходятся на одну карточку, является относительно невысоким, что требует еще больших объемов эмиссии и снижения расходов на одну карточку для повышения общей окупаемости проектов.
4. Проблемы с коммуникациями, наличие которых в необходимом объеме и соответствующего качества — одно из основных условий нормального внедрения и развития проектов. Некоторые часто заблуждаются, когда считают, что коммуникации в первую очередь важны при реализации зарплатных проектов, основанных на карточках с магнитной полосой. Технология использования таких карточек предполагает высокие требования к линиям связи, но и для карточек с микропроцессором требования к коммуникациям должны быть очень высокими.
5. Незаинтересованность ПТС. К сожалению, в настоящее время предприятия торговли и сервиса в основной своей массе не готовы нести дополнительные расходы по оснащению торговых точек платежными терминалами, линиями связи и другим оборудованием. Нет и общей заинтересованности в обслуживании карточек. На сегодняшний день предприятия не видят потенциала в увеличении торгового оборота за счет карточек, поскольку клиентская база еще недостаточно развита. С другой стороны, ПТС выплачивают очень низкий процент за инкассацию наличных, а потому не готовы отчислять банкам более высокие проценты за обслуживание платежей по карточкам. При этом необходимо учиты вать, что основная тяжесть расходов по организации эквай-ринга ПТС ложится именно на банки, поэтому предлагаемые проценты — всего лишь попытка частично окупить произведенные затраты. Это серьезный сдерживающий фактор. Однако без развития адекватной сети ПТС, обслуживающих карточки, невозможно добиться и сбалансированного развития "карточных" проектов. Именно благодаря использованию карточек преимущественно в качестве средства безналичного платежа достигается основная цель "карточных" программ — задержка зарплатных средств на карт-счетах держателей и возможность дальнейшего их размещения в активы.
6. Недостаток квалифицированных кадров по работе с "карточными" продуктами в банках. Данная проблема устранима, поскольку полностью находится в ведении банков. Необходим активный тренинг сотрудников банка различного звена, занимающихся "карточными" продуктами, их участие в курсах, а также учебных программах, организуемых и проводимых не только международными системами, но и в нашей стране. Кроме того, необходим активный обмен опытом и знаниями между специалистами различных банков, поскольку такая практика позволит повысить привлекательность и востребованность программ с применением банковских пластиковых карточек в целом и совместно добиться гораздо большего эффекта.
Схема выплаты заработной платы посредством банковских пластиковых карточек [27, с.24]
Современным уровнем в развитии безналичных расчетов является введение «городских» карточек.
Городская система безналичных расчетов на основе микропроцессорных карточек — это реальная возможность обеспечить более динамичное развитие экономики города, решить социальные вопросы за счет аккумулирования денежных средств граждан, проживающих в нем, а также вопросы автоматизации системы учета и контроля за «движением» этих средств. Создание такой системы позволяет организовать выплату заработной платы, различного рода льгот, субсидий и социальных пособий, а также осуществлять расчеты в торговых точках города, даже если у предприятия и администрации города отсутствуют «живые» деньги.
Проект «Городские карточки» подразумевает, что каждому жителю города (студентам, пенсионерам, рабочим, служащим) будет выдаваться смарт-карточка. В памяти этой карточки будет храниться информация о категории, к которой отнесен ее пользователь. В зависимости от категории и в соответствии с предусмотренными для нее скидками, льготами держатель карточки сможет приобретать продукты питания, товары народного потребления, оплачивать коммунальные платежи, получать медицинскую помощь и т. д. Таким образом, около 90% денежных средств населения будет «вращаться» в пределах города.
В рамках проекта по созданию городской «карточной» системы его участниками могут являться: администрация города, банки, промышленные, торговые и сервисные предприятия.
Сегодня проекты такого типа, как «Городские карточки», распространены во всем мире. Причем разного масштаба (от небольших проектов с объемом эмиссии 500 — 1 500 карточек до крупных — с объемом эмиссии более 75 тысяч карточек) и в различных государствах: России, Украине, США, Великобритании, Ирландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Румынии, Нигерии и других. [3, с. 29]
Университет штата Флорида (Florida State University, FSU) — крупнейший учебный центр на юго-востоке США, в котором обучаются более 40 тысяч студентов. В рамках проекта «Городские карточки» здесь было эмитировано более 65 тысяч смарт-карточек (FSUCard), которые выполняют функции от «электронного кошелька» для оплаты товаров, услуг до обеспечения доступа в Интернет, пропуска в помещения университета, общежития и т.д.
В августе 2001 года в Москве началась реализация проекта «Социальная карта москвича». Это пластиковая карточка с магнитной полосой и встроенным бесконтактным модулем. Она является идентификационной и предназначена для обслуживания льготных категорий граждан, работающих на предприятиях потребительского рынка и услуг, в лечебно-профилактических учреждениях, а также для обеспечения льготного проезда в метрополитене и на железной дороге, получения социальных выплат. Данная карточка фиксирует право льготника на приобретение или получение товаров и услуг по сниженным ценам или со скидкой, а также право пользоваться установленными для соответствующих категорий лиц льготами на транспорте. Начиная с апреля 2002 года, эта карточка выполняет функции банковской пластиковой карточки VISA Electron.
В июне 2002 года городские власти Львова заявили о желании создать социальную карточку для наиболее нуждающихся в социальной помощи горожан. В результате было принято решение о создании специальных рабочих групп, в которые должны войти сотрудники жилищно-коммунальных, социальных служб и участковые милиционеры. Они будут ходить по квартирам, опрашивая горожан, и таким образом появится возможность определить уровень потребностей всех социально незащищенных граждан и с учетом этого создавать программы адресной помощи.
Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации