Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера применения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тенденция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития платежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналичных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2003 год
Месяц | Количество транзакций в ПВН | Сумма, выданная в ПВН (в тыс. р.) | Количество транзакций в банкоматах | Сумма, выданная в банкоматах (в тыс. р.) |
Февраль | 2855 | 73,8 | 7726 | 125,1 |
Март | 3255 | 117,6 | 10665 | 161,4 |
Апрель | 4877 | 176 | 14739 | 209,9 |
Количество транзакций в предприятиях торговли и сервиса за март месяц текущего года – 502 операции.
Общий объем выданных наличных за март 2004-го в ПВН составил 861741315руб., а в банкоматах филиала составил 1181157000 рублей. (Приложение 5).
В течение апреля т.г. в целом по республике банком эмитировано 41132 пластиковые карточки, общее количество эмитированных карточек составляет на 01.05.2004г. 828582. Заключено 8 1 договоров с предприятиями торговли и сервиса на прием карточек к оплате (на 01.05.2004г. 525 предприятий). В апреле установлено 2 банкомата (всего функционирует 245 банкоматов, из них 11 банкоматов, принимающих карточки международных платежных систем и внутренней системы БелКарт, 15 банкоматов функционирует в 2-х валютном режиме), дополнительно организовано 7 пунктов выдачи наличных (всего на 01.05.2004г. 808 пунктов), 22 пункта приема коммунальных платежей (на 01.05.2004г. 435 пунктов).
Среднедневные остатки по карт-счетам за апрель составили 54,9 млн. руб., при 47.7 млрд. руб. в марте.
Среднедневной оборот овердрафта за март - 5,3 млрд.руб.
Обороты по приему платежей за услуги операторов сотовой связи VELСОМ, МТС, интернет-провайдера «Атлант-Телеком» через банкоматы и инфокиоски в апреле составили 1,3 млрд. рублей, по коммунальным услугам через инфокиоски - 93,1 млн. рублей.
В 2004г. «СБ «Беларусбанк» предоставил своим клиентам новую услугу – SMS-Банкинг 611
Система SMS-Банкинг позволяет Клиенту управлять своим банковским карт-счётом посредством SMS-сообщений.
Стандартные функции, предоставляемые системой SMS-Банкинг:
*оплата за услуги мобильной связи
*получение информации об остатке на карт-счете абонента
Абонент VELCOM, прошедший регистрацию SMS-Банкинг, отправляет SMS-сообщение с командой сервиса на номер 611. В сообщении указывается через пробел тип операции, индивидуальный код для работы с услугой SMS-Банкинг, сумма платежа (в случае операции оплаты). В ответ клиент получает SMS-сообщение с результатом транзакции.
Абонент VELCOM, являющийся держателем пластиковой карточки АСБ «Беларусбанк» можёт активировать услугу SMS-Банкинг в любом платежно-справочном терминале (инфокиоске) банка, выбрав опцию «Регистрация услуги SMS-Банкинг».
Для регистрации необходимо вставить банковскую карточку в платежно-справочный терминал, ввести пин-код банковской карточки, выбрать операцию «Регистрация услуги SMS-Банкинг», ввести свой номер телефона. После успешной авторизации услуги SMS-Банкинг клиенту будет предложено отправить SMS-сообщение, Содержащее цифру 1 на номер 611. Внимание! SMS-сообщение отправляется с номера телефона, указанного при регистрации на платежно-справочном терминале.
После успешного прохождения процедуры регистрации Клиент получает чек с индивидуальным кодом для работы с услугой и краткой справочной информацией.
Услуга SMS-Банкинг предоставляется всем абонентам - физическим лицам, подключенным на основании договора по оказанию услуг связи и являющимися держателями пластиковых карточек АСБ «Беларусбанк».
Для своих клиентов АСБ «Беларусбанк» может предоставить овердрафт по пластиковой карточке. Овердрафт по пластиковой карточке открывается по желанию клиента при условии, что на его карт-счет постоянно производятся зачисления заработной платы. Овердрафт может быть открыт в размере 80 – 85% от среднемесячной заработной платы. Плата за пользование такой услугой составляет 28% годовых + 0,5% взимается комиссионное вознаграждение.
Данный пример является стандартным, так как выявленные соотношения форм безналичных операций характерны практически для всех банков РБ.
Таким образом, можно сделать вывод, что кредитовые переводы являются доминирующей формой безналичных расчетов, как в рассматриваемом филиале, так и в целом в Республике Беларусь. Однако, наиболее перспективная и развивающаяся форма расчетов – расчеты банковскими пластиковыми карточками.
Сегодня перспективы выживания банков на рынке все более и более определяются успешным управлением и внедрением технологий.[23,c.334]
Информационные технологии можно определить как автоматизацию процессов, контроль и получение информации с помощью использования компьютеров, телесвязи, программного обеспечения и вспомогательного оборудования.
Информационные технологии получают все более широкое признание как обязательный аспект банковского дела, если банковская индустрия хочет сохранить свою конкурентоспособность и предлагать широкий набор банковской продукции и современных услуг.[7, с.296]
В банках, в том числе и в филиале №121 ОАО «СБ «Беларусбанк», создано множество компьютерных программ, позволяющих бесперебойно осуществлять банковские операции.
Филиал №121 ОАО СБ «Беларусбанк» в своей работе использует следующие прграммно-технические средства.
Система “Клиент-Банк” состоит из двух частей:
- банковской части, именуемой в дальнейшем подсистемой “Банк”;
- клиентской части, именуемой в дальнейшем подсистемой “Клиент”.
Система “Клиент-Банк” предназначена для работы в трех режимах:
- “клиент – учреждение банка”;
- “учреждение банка – центральный аппарат банка”;
- “клиент – центральный аппарат банка – клиент”.
Для обеспечения работы в режиме “клиент - учреждение банка” могут использоваться системы “Клиент-Банк”, разработанные организациями - поставщиками программного обеспечения “Операционный день банка”.
Подсистема “Клиент” предназначена для решения следующих задач:
- создание, редактирование и распечатка электронных документов;
- подготовка электронного документа к передаче по электронной почте в подсистему “Банк”, при которой осуществляются выработка электронной цифровой подписи и шифрование;
- инициирование выполнения сеанса связи с подсистемой “Банк”;
- взаимодействие с бухгалтерскими системами электронного клиента учреждения банка посредством внешних пачек (прием пачки платежных поручений и выгрузка в файл информации об остатках средств и выполненных банковских операциях по счетам электронного клиента учреждения банка);
- ведение баз данных курсов валют, операций со счетами электронного клиента учреждения банка и состояний внебалансовых счетов (расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и расчетных документов, не оплаченных в срок) на основе информации, полученной из подсистемы “Банк”;
- информирование электронного клиента учреждения банка о состоянии каждого из его электронных документов в течение банковского дня;
- ведение базы данных электронных документов, полученных из подсистемы “Банк”;
- автоматическое ведение протоколов работы исполнителей учреждения банка;
- ведение архива электронных документов.
Подсистема “Банк” предназначена для решения следующих задач:
- автоматическая первичная обработка поступивших электронных документов и запросов о состоянии электронных документов и счетов электронного клиента учреждения банка;
- исполнение электронных документов электронного клиента учреждения банка;
- ведение архива электронных документов;
- взаимодействие с базой данных ИАС “Операционный день учреждения банка” и с другими системами посредством внешних пачек.
Взаимодействие подсистем “Клиент” и “Банк” основано на следующем:
- инициатором обмена информацией является подсистема “Клиент”;
- передаваемые данные из одной подсистемы в другую имеют определенный формат;
- подсистема “Банк” обрабатывает электронные документы только от зарегистрированных в ее базе данных электронных клиентов учреждения банка.
Подсистема “Банк” формирует для подсистемы “Клиент”:
- сообщение о состоянии принятого электронного документа;
- сообщение о неправильно оформленном электронном документе;
- электронный документ о состоянии счетов электронного клиента учреждения банка;
- электронный документ со справочной информацией (курсы валют, справочник исполнителей учреждения банка, справочник банков);
- сообщения электронным клиентам учреждения банка от исполнителей учреждения банка.
Подсистема “Банк” взаимодействует с базой данных ИАС “Операционный день учреждения банка” и автоматизированными рабочими местами работников центрального аппарата банка.
Подсистема “ Клиент” взаимодействует с любыми бухгалтерскими системами электронного клиента учреждения банка посредством внешних пачек.
Система электронной почты – это комплекс организационных мер и распределенных территориально между структурными подразделениями центрального аппарата, учреждениями банка и сторонними организациями программно-технических средств, обеспечивающих обмен электронной информацией по линиям телекоммуникаций между пользователями системы.
Система электронной почты АСБ "Беларусбанк” является частью системы электронного документооборота. Она предназначена для оперативного, надёжного и достоверного обмена информацией в электронном виде между структурными подразделениями центрального аппарата, учреждениями банка, их должностными лицами и сторонними организациями в целях обеспечения устойчивой и эффективной работы банка и сокращения затрат времени на осуществление банковской деятельности.
Система электронной почты позволяет решать следующие задачи:
Пересылать и получать электронные образы организационно-
Передавать электронные платежные документы;
Собирать в электронном виде информацию о деятельности учреждений ОАО СБ “Беларусбанк”;
Осуществлять центральным аппаратом банка обслуживание филиалов по системе “Клиент-банк” по вопросам размещения валютных депозитов, совершения операций на валютной бирже, передачи валютных платежей на систему SWIFT;
Обеспечивать операционное обслуживание юридических лиц через систему “Клиент-Банк”;
Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации