Основы безналичных расчетов и принципы их организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера при­менения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тен­денция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития пла­тежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналич­ных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУ­ЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАР­ТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 8 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 540.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

диплом ОБР1.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Платежное требование представляется в банк вслед за отгрузкой продукции (оказанием услуг) в сроки, определенные договором. Требование, не отвечающее правилам, установленным для представления документов в банк, возвращаются без исполнения.

Платежное требование, поступившее в банк плательщика из банка поставщика, не принимается к оплате и возвращается в банк поставщика в следующих случаях:

а)  отсутствия в нем даты и номера договора отгрузки (отпуска) товара (оказания услуг, выполнения работ), а также даты отгрузки (отпуска) продукции (услуг, работ);

б) когда невозможно установить плательщика или сумму требования;

в) при поступлении требования пусть даже оформленного штампом банка поставщика не через предприятие связи, а непосредственно от представителя поставщика.

До наступления срока оплаты платежные требования хранятся в специальной (срочной) картотеке. Покупателю (плательщику) передается экземпляр платежного требования с указанием срока платежа.

Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате на второй, третий или четвертый день со дня поступления в банк-отправитель, должны содержать надпись: «Акцепт с возможностью отказа».

Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на предварительный акцепт только те платежные требования, которые содержат указанные надписи.

На всех экземплярах платежных требований, поступивших для оплаты в порядке предварительного акцепта с возможностью отказа, в соответствии со сроком платежа, указанным в заявлении на предварительный акцепт (оплата на второй, третий или четвертый банковский день), банком-отправителем в поле «Срок представления акцепта» указывается дата платежа. Третий экземпляр, заверенный штампом банка, направляется плательщику.

Отказ может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на его часть (частичный). Плательщик должен представить заявление на отказ до даты платежа.

Заявление на отказ от оплаты платежных требований представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Форму заявления на отказ банки разрабатывают самостоятельно

В случае несогласия с оплатой требования плательщик представляет в банк заявление об отказе акцепта, однако требуется, чтобы его мотив был обоснован. Отказ может быть полным или частичным. Плательщик имеет право

полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

-  отсутствия данной формы расчетов в договоре;

- предъявления поставщиком бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически не отгруженных (не отпущенных) покупателю;

-  предъявления поставщиком платежного требования за ранее оплаченный товар (услуги);

- в других случаях, если они предусмотрены в договоре с поставщиком.

При приеме отказов банк обязан проверить договор на наличие в нем или подтверждение представленных мотивов отказа.

Платежные требования, по которым поступил полный отказ от акцепта, в тот же день изымаются из картотеки и отсылаются в тот банк поставщика, откуда они поступили с указанием мотива отказа от оплаты, поступившего от плательщика. При частичном отказе от акцепта та часть суммы платежного требования, с оплатой которой покупатель согласен, находится в картотеке до наступления срока оплаты.

По письменному заявлению плательщика, заверенному оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, допускается оплата платежного требования до наступления даты платежа.

Платежное требование, подлежащее оплате в порядке предварительного акцепта с возможностью отказа от оплаты, в день поступления в банк-отправитель приходуется по внебалансовому счету «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и помещается в картотеку к указанному счету в порядке наступления сроков платежа. Платежное требование учитывается по указанному счету до наступления даты платежа, если плательщиком не представлено заявление на отказ либо заявление на досрочную оплату.

Платежные требования, подлежащие оплате в порядке предварительного акцепта с возможностью отказа, считаются:

* акцептованными в полной сумме при наступлении даты платежа, если отказ от оплаты по ним не получен;

* частично акцептованными при наступлении даты платежа, если по ним до даты платежа получен частичный отказ от оплаты;

* неакцептованными, если по ним до даты платежа получен полный отказ от оплаты.

Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о мотивах отказа от оплаты платежных требований и невключения бенефициара в заявление на предварительный акцепт.

При наступлении срока платежа и отсутствии средств на счете плательщика неоплаченные платежные требования передаются в картотеку с просроченным сроком платежа (картотеку №2).

Основными преимуществами расчетов платежными требованиями является то, что:

      используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной их доставки;

      строгий контроль за расчетами как со стороны субъектов хозяйствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их;

      поставщик имеет возможность отгружать продукцию без предварительного оформления расчетных документов, что позволяет ускорить отгрузку продукции, рационально использовать транспортные средства и складские помещения;

      плательщик при этой форме расчетов может проверить выполнение поставщиком договорных обязательств, заявить отказ от оплаты.

           В то же время основными слабыми моментами при использовании расчетов платежными требованиями является:

      возможность возникновения неплатежей;

      трудоемкость, связанная с операциями по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований. [14, с.53]

Документооборот при  расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом:

                                                                  1

 

 

                     2                  10                                                 5               6

                                                                    3

                                                                  

                                                                    8

 

1) отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ); 2)  представление расчетных документов на инкассо; 3) проверка и пересылка платежных требований в банк покупателя; 4) установление сроков акцепта и оплаты платежных требований, оприходование платежных требований в срочную картотеку (картотеку №1); 5) сообщение о сроках акцепта и оплаты платежных требований; 6) согласие на оплату платежных требований или отказ от акцепта; 7) изъятие платежных требований из срочной картотеки и их оплата (при согласии покупателя на оплату) или возврат в банк поставщика (в случае отказа от акцепта); 8) перевод платежа поставщику (заявление об отказе); 9) зачисление денежных средств на счет поставщика; 10) извещение поставщика о поступлении денежных средств (об отказе от акцепта). [14, с.51]

Документооборот при  расчетах платежными требованиями с последующим акцептом:

                                                                 1

 

 

                     2                    8                                                            5

                                                                  3

                                                                 

                                                                   6

1) отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ); 2) представление расчетных документов на инкассо; 3) проверка и пересылка платежных требований в банк покупателя; 4) оплата платежных требований путем списания средств с расчетного счета плательщика или выдачи платежного кредита; 5) сообщение плательщику о списании средств с его расчетного счета (выдача ссуды); 6) перевод платежа поставщику; 7) зачисление средств на     счет поставщика; 8- извещение поставщика о поступлении денежных средств. [14, с.52]

 

 

2.4. Дебетовые переводы, осуществляемые на основании чеков

 

 

Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодержатель – лицо, в пользу которого производится выплата средств по чеку.

Чекодатель- лицо, за счет которого осуществляется выплата средств по чеку.

Банковский чек – чек, чекодателем по которому является банк.

Заявитель- лицо, по поручению и за счет которого уполномоченный банк выписывает банковский чек.

Банковский чек выписывается уполномоченным банком на основании подписанного клиентом заявления на выставление банковского чека (далее – заявление), которое должно содержать следующие обязательные реквизиты:

1)     наименование банка, за счет которого будет осуществляться выплата средств по чеку;

2)     сумму и валюту перевода;

3)     реквизиты заявителя (наименование, его адрес, а также при необходимости номер счета, паспортные данные или данные заменяющего паспорт документа);

4)     реквизиты бенефициара (чекодержателя);

5)     назначение платежа.

Уполномоченные банки самостоятельно разрабатывают формы заявлений, включая в них обязательные реквизиты и другую необходимую банку информацию.

Количество представляемых клиентом в банк экземпляров заявлений и порядок их использования определяются банком самостоятельно. Первый экземпляр заявления заверяется оттиском печати и подписями клиента согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Банковский чек может быть передан банком заявителю, который высылает его бенефициару, либо отправлен бенефициару (чекодержателю) или вобслуживающий его банк. Датой исполнения уполномоченным банком заявления является дата передачи чека заявителю или дата направления чека бенефициару (чекодержателю) или в обслуживающий его банк.

Банковские чеки, выставленные банками-нерезидентами с платежом в уполномоченном банке, оплачиваются уполномоченными банкам в порядке, установленном для исполнения платежных поручений банков-нерезидентов, при условии предоставления уполномоченному банку покрытия.

Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете (по поручению покупателя).

Для получения чековой книжки покупатель (чекодатель) представляет в банк заявление установленной формы.

Срок действия чековой книжки – 1 год. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на чете этот срок может быть продлен еще на один год.

Чекодатель передает чек чекодержателю в момент приобретения товара (оказания услуг, выполнения работ). Чекодержатель сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением- реестром (в четырех экземплярах). Банк чекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика.

При получении поручения - реестра (приложение 4) банк- плательщик проверяет:

- относятся ли приложенные к ним чеки к этому банку, подлинность бланка чека и отсутствие его номера выданной чековой книжке, правильность его оформления, наличие на чеке подписи владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.

Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована сумма. При отсутствии или недостаточности средств на этом счете банк относит недостающую сумму на счет прочих дебиторов и кредиторов со взиманием с клиента определенного процента от отнесенной на него суммы.

Коммерческие банки на договорной основе с обслуживаемой клиентурой могут брать на себя обязанности по взысканию платежей с чекодателей. Преимущество этого порядка состоит в том, что банк сразу же зачисляет средства на счета чекодержателей (на основании поручений- реестров с приложенными чеками). Затем банк от своего имени составляет поручения-реестры и вместе с чеками направляет их в банки плательщиков для списания средств со счетов чекодателей.

По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк.

В тех случаях, когда на депонируемом счете имеется остаток неиспользованного лимита исрок действия чековой книжки не истек, а в чековой книжке использованы все чеки, банк может выдать новую чековою книжку. При исчерпании лимита, но наличии неиспользованных чеков лимит чековой книжки может быть пополнен. [1, с.36]

      Основным преимуществом расчетов чеками является:

      гарантия платежа.

       Основными недостатками:             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ к курсовой.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Операции с пластиковыми карточками.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

показатели функционирования платежной системы.doc

— 137.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации