Особенности ведения бухгалтерского учета в банках, на примере ОАО «Белгазпромбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Банк - по законодательству Республики Беларусь коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком РБ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.

Содержание

Введение
1.Особенности ведения бухгалтерского учета в банках________________________6
2.Практические аспекты деятельности банка ОАО «Белгазпромбанк»___________
2.1Характеристика банка как объекта исследования__________________________13
2.2Система управления банка. Организационная структура управления, её характеристика_________________________________________________________19
2.3Характеристика финансово-хозяйственной деятельности банка.________________________________________________________________ 24
2.4Особенности ведения бухгалтерского учета в банке_______________________ 35
Заключение____________________________________________________________44
Список использованных источников_______________________________________46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

    Должностные лица ОАО «Белгазпромбанк» несут предусмотренную законодательством Республики Беларусь ответственность за своевременность, полноту и достоверность предоставляемой и раскрываемой информации.

    Отчетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.   

    Основным локальным нормативным актом, регулирующим вопросы ведения бухгалтерского учета и отчетности в банке, является учетная политика. Помимо требований к учетной политике, изложенных в Законе РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», а именно предусматривать в ней: применяемые банком регистры бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов, разработанных и утвержденных банком самостоятельно; правила документооборота по операциям, совершаемым банком, Инструкцией № 198 установлен целый перечень вопросов, которые также должны быть освещены в учетной политике. 

    Инструкцией № 198 оговорено, что банк может самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов с учетом требований действующего законодательства в случаях:

-отсутствия утвержденных типовых  форм или недостатка содержащейся  в них информации;

-оформления однотипных внутрибанковских  операций, затрагивающих дебет одного  счета и кредит нескольких счетов либо дебет нескольких счетов и кредит одного счета, и однотипных операций по одному внебалансовому счету в виде сводного мемориального ордера и сводного внебалансового ордера соответственно.

    Удобно использовать  сводные мемориальные ордера при осуществлении записей по счетам бухгалтерского учета по операциям начисления процентов по остаткам на текущих и иных счетах клиентов и перечислению начисленных процентов на текущие (расчетные) и иные счета клиентов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц).

    Основной составляющей  организации операционного дня  в банке в целях снижения  операционного риска является  соблюдение установленного документооборота, т.е. порядка прохождения документов  по всем стадиям обработки. График документооборота должен быть предусмотрен учетной политикой. Можно оформить график документооборота отдельным локальным нормативным актом и сделать в учетной политике на него отсылочную норму.

    График документооборота  должен быть составлен по всем документам, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета:

-расчетные документы (оформление  безналичных операций банка и  его клиентов);

-кассовые документы (оформление  операций по кассовой работе);

-мемориальные ордера (оформление внутрибанковских операций, а также операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств);

-внебалансовые ордера (оформление  операций по внебалансовым счетам).

    В графике  документооборота должно быть  предусмотрено, в частности, следующее:

-этапы прохождения документов  от момента приема ответственным  исполнителем до момента отражения  по счетам бухгалтерского учета;

-особенности документооборота  по кассовым операциям (зачисление  сумм на счета клиентов по  приходным кассовым операциям только после внесения денежных средств в кассу банка; по расходным кассовым операциям - действия ответственного исполнителя и контролера, а в частности порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу банка и др.);

-разбор и сортировка входящей и исходящей корреспонденции;

-обработка отчетов кассиров  пунктов обмена валют;

-прием и обработка платежных  требований, помещение их в картотеку,  оплата документов, находящихся  в картотеке;

-сверка оборотов и остатков  по счетам бухгалтерского учета, подписание ежедневных балансов.

    Для обеспечения надлежащего  текущего контроля банк самостоятельно  в локальных нормативных актах  должен определить перечень операций, подлежащих обязательному дополнительному контролю, а также ответственных исполнителей, которым предоставлено право выполнять контрольные функции, и порядок его осуществления.

    По операциям  банка, требующим дополнительного  контроля, не допускается их единоличное  совершение одним ответственным  исполнителем.

    Систематизация  информации, содержащейся в первичных  учетных документах, производится  в регистрах бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета подразделяются на регистры аналитического учета и регистры синтетического учета.

    Основным регистром  аналитического учета по балансовым  и внебалансовым счетам является  лицевой счет, форма которого  должна быть разработана и утверждена банком самостоятельно в локальном нормативном акте.

    Основными  регистрами синтетического учета  являются:

-ежедневный баланс;

-кассовый журнал;

-оборотная ведомость;

-проверочная ведомость.

    При ведении  регистров аналитического и синтетического учета, а также при условии ведения аналитического учета на сборных лицевых счетах должно быть обеспечено равенство сумм, отраженных по счетам аналитического учета, и сумм, отраженных по счетам синтетического учета, а также равенство суммы, учитываемой на сборном лицевом счете, и общей величины частных сумм, сформированных по каждому клиенту (объекту учета). С этой целью банк обязан разработать и утвердить в локальном нормативном акте форму и структуру ведомости остатков.

    Документы,  различающиеся по срокам хранения, необходимо формировать и хранить в разных папках. Иначе папки с документами, которым установлен срок хранения, например, 10 лет и 5 лет, придется хранить в течение наибольшего срока - 10 лет, не имея возможности их уничтожить, что негативно скажется на состоянии архивов.

    Также целесообразно  документы, различающиеся по сути  отраженных в них операций, формировать  и брошюровать в отдельные  папки. Формирование кассовых  документов должно осуществляться  в сроки и порядке, установленные нормативными правовыми актами Нацбанка по организации кассовой работы в банке.

 

Заключение

    Банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

    На основании анализа работы ОАО «Белгазпромбанк» целесообразно сделать следующие выводы:

1.Важным аспектом деятельности  современного банка являются денежные операции в бухгалтерском учете. Банковская отрасль – одна из отраслей Беларуси, которая демонстрирует устойчивый рост прибыли на протяжении более 10 лет.

2.Одна из задач банков, связанных с бухгалтерским учетом это концентрация усилий на повышение эффективности его, уменьшение количества бумажных документов, заполняемых вручную. Для эффективного решения этих задач необходима автоматизация основных операций, производимых в бухгалтерском учете.

3.Эффективность и быстрота оформления бухгалтерских операций является одной из целей повышения доходности банка.

4.С увеличением сумм  операций возрастает время на  выполнение операции. Длительность  операции возрастает за счет  увеличения времени на проверку  и подсчет денежных средств, на выписывание справки строгой отчетности и заполнение реестра.

5.Национальным банком  РБ постоянно осуществляется  контроль за ведением бухгалтерского  учета по вопросу соблюдения законодательства.

6.Анализ проверок показывает, что Национальный банк довольно часто устанавливает различные нарушения требований нормативных правовых актов в бухгалтерском учете. Это вызывает у него серьезные опасения.

7.Основными причинами  нарушений в бухгалтерском учете  являются как недостаточная работа  по его организации, так и не всегда высокие требования к профессиональному уровню своих работников.

8.В связи с этим  Национальный банк усиливает  контроль за бухгалтерским учетом, и при выявлении нарушений применяются меры экономического воздействия в соответствии с законодательством.

9.Основным направлением вложения средств ОАО «Белгазпромбанк» является кредитование клиентов (71.1%), так же банк вкладывает свои средства и в ценные бумаги которые составляют 14.7%, средства находящиеся в Национальном банке составляют 4.0%, денежные средства, находящиеся в кассе составляют 2.5%, основные средства и нематериальные активы 2.1%, прочие активы 1.2%. С каждым годом активы банка растут и изменяются. Такое вложение средств позволяет банку достигать максимальной доходности. 

    Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческий банк сегодня - основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Он занимает господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы его деятельности в экономике развитой страны поистине  огромны. Представление  об  этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческий банк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Бонцевич Н.В., Колбас И.В. Стратегия развития коммерческого

банка. - Мн.: Право и экономика,2010. - 207с.

2.Денежное обращение и кредит: учебное пособие А.И.

Короткевич, И.И. Очкольда - Мн. ТетраСистемс , 2010.- 352 с.

3.Деньги, кредит, банки: учебник под. Ред. Белоглазовой - Юрайт _

Издат., 2006.

4.Деньги,банки, кредит по курсу «ДКБ» БГТУ, кафедра УЭ и Ф,

составитель Граник И. М.,2009- Брест.

5.Деньги, кредит, банки: Учеб. /Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко,

Е.И.Кравцов и др. Под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 527с.

6.Макроэкономика: учебное пособие /В.А. Воробьев, А.В.

Бондарь, Л.Н.Новикова [и др.]; под ред. проф. В.А. Воробьева.- Минск:

БГЭУ, 2009.-270с.

7.Организация деятельности коммерческих банков: Учеб. / Под

ред.Г.И. Кравцовой.- 2-ое издание, переработанное и дополненное. - Мн.:

БГЭУ, 2009. – 504с.

8.Тарасов В.И.,Деньги, кредит, банки. - Мн.: Мисанта,2009. – 342с.

9.Харланович А. Организационная структура коммерческого банка

и эффективность его работы //Вестник ассоциации белорусских банков.

2009. №35. С.29-34.

10.Банковский кодекс  Республики Беларусь: в редакции Закона

Республики Беларусь - Минск: Амалфея, 2007 . - 216 с.

11.Деньги, кредит, банки / Под ред. Жукова Е.Ф. - 2-е изд., перераб.

и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 600 с.                                                            12.Лаврушин Е.А. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и

статистика, 2008. - 447с.

1 3.Питер С. Роуз. Банковский менеджмент. Предоставление

финансовых услуг. - М.: Дело, 2006. - 743с.

14.Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В.

Романовского, проф.Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт -Издат, 2009. -

575с.

15.Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.:

Юрайт, 2007. - 275с.

16. Официальный сайт Национального Банка: www.nbrb. by

17. http://www.5ka.su/ref/economy/0_object13538.html

18. http://www.wikipedia.ru/org/wiki/

19. http://www/library.by/

20. http://www.bveb.by

21. http://infobank.by/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

— натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);

— отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;

— характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

Структура основных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнем благосостояния. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека).

ХХI век выдвигает новый  подход к определению места и  роли человека в научно-техническом  и социально-экономическом прогрессе. При таком подходе во главу  угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека — цель, экономический  рост — средство для ее достижения. В центре внимания социально-экономической политики государства должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества.

Если исходить из понимания  уровня жизни населения «как уровня развития и степени удовлетворения потребностей людей», то системообразующей основой изучения уровня жизни населения являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления.

Личные потребности  отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерского учета в банках, на примере ОАО «Белгазпромбанк»