Особенности ведения бухгалтерского учета в банках, на примере ОАО «Белгазпромбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Банк - по законодательству Республики Беларусь коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком РБ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.

Содержание

Введение
1.Особенности ведения бухгалтерского учета в банках________________________6
2.Практические аспекты деятельности банка ОАО «Белгазпромбанк»___________
2.1Характеристика банка как объекта исследования__________________________13
2.2Система управления банка. Организационная структура управления, её характеристика_________________________________________________________19
2.3Характеристика финансово-хозяйственной деятельности банка.________________________________________________________________ 24
2.4Особенности ведения бухгалтерского учета в банке_______________________ 35
Заключение____________________________________________________________44
Список использованных источников_______________________________________46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

интеграцию индивидуумов в общество: их влияние на общественные процессы (участие в управлении, демократических процедурах и т. д.), наличие или отсутствие дискриминации отдельных социальных групп и т. п.

Уровень развития человеческого  фактора (качество жизни населения  и человеческой самореализации), как правило, оценивается по следующим основным направлениям:

— индекс качества жизни (HDI), отражающий продолжительность жизни, уровень смертности от заболеваний, экологические условия, а также интеллектуальные компоненты — уровень образования и культурного развития. Образование характеризуется агрегатом, в который включены уровень грамотности взрослого населения и нормы первичного и двух повторных наймов на работу;

— индекс равенства между полами и поколениями (GDI) — различия в доходах, доступности политических и социальных благ для возрастных групп населения, мужчин и женщин;

— индекс участия в управлении (GEM), отражающий представительство в органах власти для различных социальных и половозрастных групп и их способность участвовать в управлении.

Системы показателей уровня жизни населения, как правило, отражают степень удовлетворения материальных и духовных потребностей домашних хозяйств и в то же время включают характеристики, расширяющие рамки чисто потребительского подхода. Так, при оценках и межстрановых сопоставлениях уровня жизни (благосостояния) (методики ООН и др.) наиболее часто используются следующие группы индикаторов.

1. ВВП на душу населения.  Доля расходов на конечное  потребление домашних хозяйств  в ВВП. 

2. Уровень реальных  доходов населения. Уровень реальной заработной платы и пенсий.

3. Показатели распределения  населения по уровню среднедушевого  дохода (в частности, децильный  коэффициент фондов, характеризующий  соотношение среднедушевых доходов  10% населения с наибольшими и  наименьшими доходами).

4. Общий уровень потребления  материальных благ и услуг,  в том числе по элементам:  продуктам питания, алкогольным  напиткам, предметам гардероба, товарам  длительного пользования и хозяйственного  назначения, услугам. 

5. Белково-калорийная  ценность суточного рациона питания (потребление калорий, белков, жиров и углеводов на душу населения в сутки).

6. Обеспеченность жильем  и основными предметами длительного  пользования (на 1 семью / домашнее  хозяйство и одного человека).

7. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин. Младенческая смертность.

8. Общий уровень безработицы  (число безработных и их доля  в численности экономически активного  населения). Безработица среди молодежи (с 16 до 24 лет).

9. Доля государственных  расходов на образование и здравоохранение в ВВП.

10. Обеспеченность населения  услугами здравоохранения (число  врачей и больничных коек на 10 000 чел.).

11. Образовательный уровень  населения (численность учащихся  начальных и средних общеобразовательных  школ, студентов ВУЗов на 10 000 чел.).

Наряду с основными  индикаторами уровня жизни (благосостояния) целесообразно учитывать и характеристики, отражающие соотношение между доходами и минимальными нормами потребления  в отдельных социальных группах:

— отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения;

— отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионеров;

— отношение доходов 20 % населения с наименьшими доходами к стоимости минимального потребительского набора. [3, с. 231]

 

 

 

2 МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ И ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Для определения уровня жизни фактическое потребление  необходимо сравнивать с социальными  нормами и нормативами потребления, определяя таким образом степень  удовлетворения потребностей.

Важная роль среди  социальных нормативов принадлежит  системе потребительских бюджетов: прожиточному минимуму, минимальному потребительскому бюджету и бюджету  высокого достатка.

В зависимости от соотношения  фактического потребления и обеспечивающих его текущих денежных доходов с потребительскими бюджетами могут быть выявлены слои с разным уровнем материального достатка: бедные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума; низкообеспеченные — с доходами ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума; средние — с доходами выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка, а также относительно обеспеченные (состоятельные) и богатые, у которых текущее потребление и доходы выше бюджета высокого достатка.

К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных  размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская  корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума.

Минимальный потребительский  бюджет — это баланс доходов и расходов, позволяющий определить стоимость жизни тех групп населения, которые располагают минимальными доходами. Он включает в себя отдельные научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и платным услугам. Таким образом, данный бюджет устанавливает минимально необходимый уровень и структуру потребления материальных благ и услуг, а, следовательно, и размер доходов, в том числе заработной платы.

Продовольственная корзина — это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.

Принятые для расчетов минимальные нормы потребления  продуктов  включают в себя продовольственные  товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец и т.д.).

Нормы дифференцированы по социально-демографическим группам  населения. За основу формирования минимальной продовольственной корзины для населения трудоспособного возраста принят набор продуктов питания работающего мужчины, который (набор продуктов) обеспечивает 2700 ккал в сутки (при общем потреблении белка 88,7 г., в том числе животного происхождения — 31,5 г).

Как считают специалисты, данный набор продуктов соответствует физическим потребностям человека по калорийности и содержанию основных пищевых веществ. В состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы. 
Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.

Стоимость минимального потребления непродовольственных  товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.

Расходы на непродовольственные  товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования, разработанных в Министерстве экономики. Расчет производится по трем группам товаров: 1 — предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.); 2 — предметы санитарии, гигиены, лекарства; 3 — товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.).

Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов.

Учитываются также затраты  семей на налоги и сборы. 
Совокупный минимальный объем потребностей в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину.

Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас  и деления на срок службы.

Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных  товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Показатели прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности, с помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем минимальный потребительский бюджет); БПМ служит базой для адресной социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости; БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающего право на социальные выплаты и пособия.

Все элементы системы, связанной  с установлением БПМ, определяются уровнем развития производительных сил общества. Государство в законодательном порядке устанавливает бюджет прожиточного минимума и минимальную заработную плату. Теоретически их величины должны быть равноценны, именно в этом и состоит экономический смысл расчета БПМ как базы для установления минимальной заработной платы, которая, в свою очередь, является точкой отсчета для тарифной системы оплаты труда. Однако в действительности в настоящее время минимальная заработная плата в Республике Беларусь существенно ниже величины прожиточного минимума, что можно лишь объяснить (но не оправдать) трудностями, с которыми столкнулась экономика страны в период перехода к рыночным отношениям.

15 декабря 1998 г. в  Республике Беларусь принят Закон  Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения Республики Беларусь.

13 октября 1999 года принят  Закон Республики Беларусь «О  государственных минимальных социальных  стандартах». Настоящий Закон  определяет правовые основы установления, формирования и применения государственных  минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Государственными минимальными социальными стандартами при  оказании социальной поддержки семьям являются государственные пособия  в связи с рождением ребенка и воспитанием детей.

Законодательство Республики Беларусь определяет, что период, в  течение которого семья нуждается  в государственной поддержке  при воспитании и содержании детей, продолжается до исполнения им 18 лет.

Основным законодательным актом, согласно которому реализуется право семей с детьми на материальную поддержку, является Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», новая редакция которого введена в действие с 1 апреля 2002 года. Пособия на детей в возрасте до 3 лет выплачиваются всем семьям безотносительно их материального положения, а на детей старше этого возраста пособия выплачиваются адресно, с учетом совокупного дохода. Размеры пособий установлены в процентном отношении к бюджету прожиточного минимума и ежеквартально пересматриваются. Внесение с 1 апреля 2002 г. изменений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» позволило в среднем повысить размеры пособий на 25 процентов.

Пособие в связи с рождением ребенка установлено в двукратном размере бюджета прожиточного минимума, а поощрительное пособие женщине, ставшей на учет в женской консультации до 12-недельного срока беременности, в размере бюджета прожиточного минимума.

Государственными минимальными социальными стандартами при оказании социальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам являются пособия, единовременные выплаты и иная материальная помощь.

В Республике Беларусь действует  разветвленная система государственной поддержки, предоставляющая право на разнообразные виды социальной помощи значительной части семей и одиноко проживающих граждан.

Одним из видов государственной  поддержки малообеспеченных граждан (семей) является система адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц.

Цель адресной социальной помощи – оказание необходимой социальной поддержки малообеспеченным и находящимся  в трудной жизненной ситуации гражданам (семьям). В основу системы  положен принцип адресного предоставления социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам, совокупный доход которых ниже гарантированной части бюджета прожиточного минимума.

Основными получателями помощи являются многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей (92,5 %).

Вместе с тем, сложившаяся  система социальной помощи в новых  экономических и социальных условиях развития республики оказалась недостаточно эффективной и справедливой как  в плане поддержки наиболее нуждающихся  групп населения, так и в плане  рационального использования выделяемых на нее государственных средств.

Кроме того, основными  недостатками сложившейся системы  социальной помощи, определяющими необходимость  ее совершенствования, являются отсутствие единых подходов и критериев назначения различных видов помощи, координации этой работы, универсального механизма учета доходов получателей социальной помощи.

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерского учета в банках, на примере ОАО «Белгазпромбанк»