Особенности ведения бухгалтерского учета в банках, на примере ОАО «Белгазпромбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Банк - по законодательству Республики Беларусь коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком РБ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.

Содержание

Введение
1.Особенности ведения бухгалтерского учета в банках________________________6
2.Практические аспекты деятельности банка ОАО «Белгазпромбанк»___________
2.1Характеристика банка как объекта исследования__________________________13
2.2Система управления банка. Организационная структура управления, её характеристика_________________________________________________________19
2.3Характеристика финансово-хозяйственной деятельности банка.________________________________________________________________ 24
2.4Особенности ведения бухгалтерского учета в банке_______________________ 35
Заключение____________________________________________________________44
Список использованных источников_______________________________________46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

Физиологические потребности  являются определяющими — первого  порядка, поскольку выражают потребности  человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и  социальные потребности прямой оценки не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величине рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, трудно поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании).

Иррациональные потребности  выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные формы. Преодолеть их можно путем активного формирования разумных потребностей. Средства формирования потребностей — это рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействуют на процессы развития потребностей.

Для изучения уровня жизни  населения и его основных компонентов  необходимо охарактеризовать основные потребности человека и особенности  их удовлетворения.

Одна их первейших  потребностей, удовлетворение которой  составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа, — потребность в пище. Это естественная физическая потребность. В то же время она формируется под влиянием социальных факторов и в этом смысле носит социальный характер. Подавляющая часть потребностей в пище удовлетворяется торговлей, общественным питанием, а у сельских жителей и личным подсобным хозяйством. Полнота и степень удовлетворения этой потребности зависит от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.

Потребность в одежде — одна из важнейших материальных потребностей человека. Основной источник финансирования ее удовлетворения — семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды — процент всего совокупного дохода семьи.

Потребность в ведении  домашнего хозяйства — одна из материальных потребностей, связанных  с необходимостью сохранения и поддержания  домашнего очага. Удовлетворяется  путем трудовой деятельности в рамках домашнего хозяйства, предприятий службы быта. Домашнее хозяйство — необходимый элемент и условие жизни человека.

Потребность в передвижении — одна из естественных потребностей. Удовлетворяется она путем развития пассажирского транспорта — как общественного, так и индивидуального.

Потребность в жилье — также одна из первейших потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От ее удовлетворения зависит в конечном счете и удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности населения в жилье свидетельствует о социальном развитии государства, о том, насколько полно соблюдаются в нем принципы социальной справедливости.

Потребность в труде  — одна из основных социальных потребностей. Она обеспечивается правом граждан  на труд, закрепленным Конституцией Республики Беларусь, и реализуется в процессе самого труда.

Потребность в отдыхе — это физиологическая потребность  человека и одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством  реализации права на отдых является трудовое законодательство Республики Беларусь, которое устанавливает продолжительность рабочего дня и рабочей недели, а также продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска. Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, учебные отпуска и некоторые другие. [5, с. 362]

Среди интеллектуальных — потребности в образовании  и культуре являются важнейшими социальными  потребностями. От степени и качества их удовлетворения зависит формирование и совершенствование главной  производительной силы общества — человеческого капитала.

Потребность в охране и укреплении здоровья в основе своей  выступает как естественная физическая потребность человека. Удовлетворение ее служит в конечном счете продлению его активной жизни. Но она рассматривается и как социальная, так как здоровье — один из факторов повышения эффективности общественного производства, совершенствования человеческого капитала.

Потребность в социальном обеспечении — социальная потребность  человека в гарантированном праве  на материальное обеспечение и потребление социальных услуг в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и других предусмотренных законом случаях.

В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и расходы населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление непродовольственных товаров и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее имущество; условия образовательного и культурного развития, включая образование и культуру; использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая обстановка (антиобщественные явления, преступность); обобщающие индикаторы уровня жизни и др.

Каждый из названных  компонентов имеет собственные  показатели и обеспечивается потреблением товаров и услуг. Потребление  населением определяется ресурсами (доходами и имуществом). Поэтому уровень  жизни населения чаще всего рассматривается в экономической системе «ресурсы — потребление».

Важную роль для повышения  уровня жизни населения играют социальные нормы и нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Они являются основой для выработки мер государственного воздействия на повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы.

В современной научной  традиции понятие уровня жизни населения, как правило, имеет три ключевых аспекта:

— благосостояние населения

— накопление человеческого капитала

— уровень человеческого развития

Одной из попыток учесть отмеченную многоаспектность понятия  уровня жизни стала концепция «человеческого развития» (Human Development Project), широко применяемая в межстрановых сопоставлениях. В рамках этой концепции уровень жизни определяется не только среднедушевыми объемами доходов и потребления (уровнем благосостояния), но и степенью социального равенства (между социальными группами, полами, поколениями), а также возможностью людей участвовать в процессах принятия экономических и политических решений, затрагивающих их жизнь.

Приведем систему понятий, отражающих содержание каждого из трех отмеченных аспектов уровня жизни и  лежащих в основе системы его  количественных измерителей (индикаторов).

1. Благосостояние населения,  т. е. уровень обеспеченности  потребностей человека (семьи) материальными  и нематериальными (в т. ч.  духовными) благами — как абсолютный, так и относительный, в сравнении со стандартами и нормами, принятыми в данном обществе (социальной группе).

Различают два качественных уровня благосостояния:

— устойчивое удовлетворение первичных потребностей человека (семьи) в объемах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности — в питании (прежде всего, по белково-калорийной ценности рациона), одежде, жилье, охране здоровья, личной безопасности и др. В СССР такой уровень благосостояния был в основном достигнут в 60-е гг.;

— материальный достаток, при котором достигнутый высокий уровень насыщения первичных потребностей позволяет перейти к оптимальному, индивидуально-ориентированному типу удовлетворения разнообразных потребностей семьи и каждого ее члена.

Для развернутой характеристики благосостояния населения с учетом социальной дифференциации используется следующие базовые понятия.

1.1. Уровень душевых  доходов, потребления и обеспеченности  домашних хозяйств капитальными  благами. 

1.2. Степень дифференциации  населения по доходам и потреблению. 

1.3. Уровень прожиточного  минимума (Subsistence Level).

В западной традиции прожиточный минимум отражает такие доходы, которые обеспечивают «достойный уровень жизни» в соответствии со сложившимися стандартами потребления. В белорусской практике прожиточный минимум отражает уровень доходов, обеспечивающий лишь минимальное (в физиологическом смысле) потребление. Соответственно, под прожиточным минимумом понимается стоимость набора продуктов питания, отвечающего медико-физиологическим требованиям жизнеобеспечения человека, а также потребление непродовольственных товаров и услуг, характерное для низкодоходных домашних хозяйств.

1.4. Уровень бедности (Poverty Level): абсолютный и относительный. 

Абсолютная бедность соответствует такому уровню благосостояния (семьи, группы, слоя), при котором  доходы не обеспечивают определенного социального минимума потребления, принятого в данном обществе. Относительная бедность характеризуется отклонением уровня благосостояния социальных групп с низкими доходами и потреблением от среднего массового уровня (свойственного наиболее многочисленным группам, или группам со средним достатком и т. д.). Критерий относительной бедности часто задается 50%-м уровнем среднего душевого дохода в данный период времени.

1.5. Жизненный стандарт (Standard of Living).

В западной традиции это  понятие характеризует такой объем и структуру потребления товаров и услуг, которые «средние» представители данной социальной группы принимают в качестве ориентира (норматива) потребления (включая затраты на жилье, транспорт, медицину, образование). Под «стандартами» понимается тот минимальный объем потребительских благ (услуг), которое общество (государство) гарантирует каждому его члену.

2. Накопление человеческого  капитала, характеризующее состояние  здоровья населения, его образовательный,  профессиональный и культурный  уровни с экономической точки зрения, т. е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественного капитала (включая воспроизводство самого работника как экономического субъекта).

В западной традиции сложились  три подхода к оценке человеческого  капитала.

Первый подход рассматривает человека не только как носителя профессиональных и трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций (т. н. «неосязаемый капитал»), но и как объекта вложений в него самого как социально-биологическое существо (т. н. «осязаемый капитал»). Так, Дж. Кендрик оценивает масштабы «осязаемого капитала» как сумму аккумулированных издержек, связанных с содержанием детей до трудоспособного возраста. Альтернативные оценки основываются на накопленных за определенный период времени (например, до завершения периода трудоспособности) вложений в медицинское обслуживание населения. «Неосязаемый капитал» оценивается как накопленная стоимость инвестиций в образование и профессиональные навыки человека. По Дж. Кендрику, интеллектуальный или образовательный капитал уже в конце 60-х гг. в США составлял 86 % стоимости «неосязаемого капитала», а весь человеческий капитал обеспечивал около 50 % валового капитала страны.

Второй, более распространенный подход, состоит в оценке человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.

Третий подход состоит в выделении, наряду с интеллектуальной и социально-биологической («осязаемой») компонентами человеческого капитала, его социальной компоненты. Последняя проявляется в моральном состоянии общества, прочности социальных, в т. ч. семейных отношений, социально-психологическом климате (оптимистичный или депрессивный настрой), что влияет на социальные мотивации, производительность труда, уровень трудовой и предпринимательской активности и проч. Стоимость такого «социального капитала» определяется через оценку капитализации дополнительного дохода, полученного в результате наличия (использования) этого капитала.

3. Уровень человеческого  развития, характеризующий возможности  реализации человека как личности и как члена данного общества. Этот аспект уровня жизни включает два элемента:

качество жизни людей, учитывающее демографические, медицинские, экологические и интеллектуальные условия их существования и самореализации;

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерского учета в банках, на примере ОАО «Белгазпромбанк»