Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:38, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение системы потребительского кредитования и меры по ее совершенствованию в коммерческом банке.
Объект исследования – система организации потребительского кредитования в коммерческом банке ОАО Сбербанк России.
Предмет взаимодействие между банком и заемщиком (физическим лицом).
Для достижения цели дипломной работы решались следующие задачи:
- изучение теоретического аспекта потребительского кредитования;
Введение…………………………………………………………………..
1. Сущность и виды потребительского кредитования. ………………
1.1. Понятие потребительского кредита и его характеристики………
Обзор развития рынка потребительского кредитования в России.
1.3.Правовая основа развития системы потребительского кредитования в Российской Федерации……………………………………………………..
1.4.Организация процесса потребительского кредитования в коммерческом банке……………………………………………………………
2.Анализ потребительского кредитования в Сбербанке России………………………………
2.1.Общая характеристика и основные финансовые показатели развития Сбербанка России в 2010-2012 гг………………………………..
2.2.Анализ портфеля розничного кредитования в Сбербанке России…….
2.3.Оценка используемых технологий в области потребительского кредитования (на примере кредитной фабрики)…………………
3. Совершенствование политики в области потребительского кредитования в банке
3.1. Оценка рисков кредитования отдельных заемщиков потребительского кредитования по методике Сбербанка России…………
3.2. Предложения по улучшению в рамках кредитной фабрики…….
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы и источников……………
Предложения по
улучшению в рамках кредитной
фабрики многообразны и
все эти предложения надо обосновывать с помощью расчетов (Мне непонятно – Н.Ф.Л.!!!!!!!!!!!)
1. Совершенствование систем
формализованной оценки
2. Усиление роли функции
управления рисками в процессе
подготовки и принятия
3. Совершенствование службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью на основе ее консолидации. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.
4. Совершенствование и поддержание на достойном уровне взаимодействия с бюро кредитных историй.
5. Совершенствование политики процентных ставок по кредитам в сторону снижения.
Конкретная реализация этих направлений будет учитывать особенности работы с различными клиентскими сегментами.
Общие направления развития КФ-технологии Сбербанка очевидны специалистам. Таким образом, развитие технологии «фабрики» необходимо по следующим направлениям.
Первое - охват новых клиентских сегментов и продуктов.
Второе - технологическое развитие, создание автоматизированного процесса мониторинга мошеннических действий и операций, и автоматизация процесса расчета кредитных лимитов для предодобренных заявок.
Третье - развитие новых инструментов и моделей - автоматизация процесса корректировки моделей, обновления стратегий предкредитной обработки информации в соответствии с изменениями в моделях.
Четвертое - географическое
развитие - завершение внедрения технологии
«фабрики» в дочерних банках СНГ
и Восточной Европы.
Эти направления соответствуют
мировым тенденциям развития подобных
технологий кредитования розничного сегмента.
Потребительское кредитование – рискованный вид банковской деятельности. С одной стороны – объективный рост уровня жизни основной массы населения приводит к росту потребности граждан в потребительских кредитах. С другой стороны массовость повышает риски банков, что показал финансовый кризис 2008-2009 годов и статистика роста просроченной кредиторской задолженности 2010-2013 гг. Анализ кредитоспособности клиента должен осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к заключению договора на обслуживание клиента. Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа платежеспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк готов взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.
Все это обуславливает
необходимость оценки банком
не только платежеспособности
клиента на определенную дату,
но и прогноза его финансовой
устойчивости на перспективу.
Объективная оценка финансовой
устойчивости заемщика и учет
возможных рисков по кредитным
операциям позволяют банку
Признаком современной системы кредитования физических лиц служит переход именно к таким формам, которые в большей степени гарантируют возврат банковской ссуды. С точки зрения обеспеченности возврата кредита более надежными с позиции мировой практики являются залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования. Кредитный механизм в виде КФ-технологии, внедряемы Сбербанков вот уже 5 лет, органически включающий данные формы, дает возможность банку укрепить свою независимость и тем самым снизить кредитный риск.
В данной выпускной квалификационной работе, исходя из поставленной цели и задач исследования, рассмотрена организация процесса потребительского кредитования и его оценка на основе КФ-технологии, проведен анализ потребительского кредитования в Сбербанке. Изучены также методологические подходы к оценке платежеспособности заемщиков, применявшиеся в отечественных и зарубежных коммерческих банках.
Систематизация существующих теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных авторов дают основания сделать вывод о том что, методики, применяемые в различных банках, имеют общий методический стержень, но в Сбербанке России в виде инновационной технологии «кредитной фабрики» внедрены более детальные и глубокие подходы к количественному и качественному анализу рисков.
Выбранные и применяемые
Сбербанком методики и анализ системы
показателей, характеризующих
Первое - охват новых клиентских сегментов и продуктов.
Второе - технологическое развитие, создание автоматизированного процесса мониторинга мошеннических действий и операций, и автоматизация процесса расчета кредитных лимитов для предодобренных заявок.
Третье - развитие новых инструментов и моделей - автоматизация процесса корректировки моделей, обновления стратегий предкредитной обработки информации в соответствии с изменениями в моделях.
Четвертое - географическое
развитие - завершение внедрения технологии
«фабрики» в дочерних банках СНГ
и Восточной Европы.
Эти направления соответствуют
мировым тенденциям развития подобных
технологий кредитования розничного сегмента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гражданский кодекс
2.Федеральный закон «О
банках и банковской
3. Правила кредитования
физических лиц Сбербанком
4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2010, № 40, ст. 4971. (ред. от 23.07.2013 г.)
5. Регламент Сбербанка
России «Порядок
6. Федеральный закон «О кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. № 218–ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть I), ст. 44; 2007, № 31, ст. 4011. ред. от 30.12.2004 г.).
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов, затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, введенное приказом Минфина РФ от 2 августа 2006 г. № 60-н
8.Положение Банка России
от 16 декабря 2003 года № 242–П
«Об организации внутреннего
контроля в кредитных
9.Положение Банка России от 31 августа 1998 г. № 54–П «О порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) //Вестник Банка России, 1998, № 70–71, 2001, № 73; 2004, № 33. (ред. от 27.07.2001 г. №144-П)
10. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» //Вестник Банка России, 2004, № 28; 2009, № 77. (ред. от 24.12.2012 г.)
11.Положение Банка России от 20 марта 2006 г. № 283–П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» //Вестник Банка России, 2006, № 26; 2009, № 47. (ред. от 3.12. 2012 г.)
12. Инструкция ЦБ
РФ от 01.10.1997 г. № 1 «О порядке
регулирования деятельности
13.Инструкция Банка России
от 14.09.2006 № 28–И «Об открытии
и закрытии банковских счетов,
счетов по вкладам (депозитам)»
14. Бюллетень банковской статистики
15. Банковское дело. Под редакцией Е.Ф. Жукова. М. , Юрайт 2012. – с.591
16. Белоглазова Г. Н., Кровилецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. Юрайт-Издат. 2012. – с. 422
17. Банковское дело: современная система кредитования. Учебное пособие / Лаврушин О.И, Афанасьева О.Н, Корниенко С.Л. Кнорус. 2007, 3-е изд., доп. 264с.
18.
Афанасьева О.Н. Банковское
19.Белоглазова Г.Н.Деньги. Кредит. Банки. Учебник. 2009, 620с.
20. Асаул А.Н. Экономика недвижимости. Учебник. – 3-е изд., испр., СПБ.: АНО «ППЭВ», 2009. – 304 с.
21.Балабанов Н.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп., и перераб., М.: Финансы и статистика, 2009. – 512 с.
22. Бланк И.А. Основы
финансового менеджмента.
23. Банковское дело/Под редакцией Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2008. – 143 с.
24. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. проф. О.И. Лаврушина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 768 с.
25.Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. Учебное пособие/ред. Лаврушин О.И. – 4-е изд., М.: Кнорус, 2010. – 320 с.
26.Деньги, кредит, банки. Учебник. /ред. Белоглазова Г.Н., М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.
27.Дяченко О., Кредитная рулетка// Банковское обозрение; №3 (59), март 2010.
28.Доклад о денежно-кредитной политике. ЦБ РФ №1 2013 г.
29.Жуков А., Правительство и ЦБ указали путь банкам до 2011 г.//Деловая пресса; 11.04.2010., №12(289).
30. Жиркина Н.И. Кредит,
предоставляемый физическим
31.Иванова C., Банки опережают
развитие народного хозяйства
// Банковское обозрение,
32.Иванов О. Деньги и
кредит. Современные проблемы
33. Коновалова
Ю.В. Новый механизм
34.Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 251 с.
35.Лаврушин О.И., И.Д. Мамонова Банковское дело: учебник/О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова (и др.), М.: КНОРУС, 2009.
36. Москвичева Я.Л.
«Подводные камни» ипотеки и
способы их преодоления. Закон.
37.Непомнящий А.В. Вопросы совершенствования потребительского кредитования в РФ. Банковские услуги.- 2011.- №8.- с.25-36
38.Оценка кредитоспособности физических лиц. Ж-л «Банковский ритейл, 2010 №2
39.Общая теория денег и кредита. Практикум. 2-е изд., доп. и перераб., /под редакцией Е.Ф. Жуковой. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 430 с.
40. Поляк Г.Б. Финансы. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. М.:Юнити-Дана.- 2008.- 703 с.
41.Полищук А.И., С.А Быстров.
Точная модель
42.Письмо ЦБ РФ от 05.05.2008 г. №52-Т. Памятка заемщика по потребительскому кредиту.
43. Подъяблонская Л.М. Финансы. Учебник. М.:Юнити. - 2010
44.Скогорева А. Рынок потребительского кредитования – фавориты новые, лидеры старые/ Банковское обозрение№12 – 2011.- с. 12-15
45.Скуридин Д.Г Управление
кредитными операциями банка/
Международный журнал «
46. Смулов А.М., Управление проблемной банковской задолженностью. Учебник. Изд. Инфра-М. 2013 - с. 352
47. Финансы. Учебник. /ред. Грязнова А.Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – Финансы и статистика. – 2012. – с.496
48. Фролов В.
Экспресс – кредитование
49.Цурихина О., Лебедева
К.Ф Методика определения
50.Сайт банка России. О
состоянии рынка жилищного
51. Анализ рынка
потребительского кредитования
в России. «Credit.ru». Режим доступа-
http://www.credit.ru/
52. Трушина Н. Прогнозы
развития потребительского
53. Казаков М. Ставки
по потребительским кредитам
могут снизиться.// РБК. Режим доступа
http://credit.rbc.ru/
54. Сайт Государственной Думы РФ. Проект закона «О потребительском кредитовании» принятый в первом чтении.
55. Стратегия развития ОАО Сбербанк России на 2014-2020 гг.
56. Пункт 1.4. А.А. Володин. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник. — 2-е изд. / Под ред. A.A. Володина. — М.: ИИФРА-М. — 510 с. — (Высшее образование)., 2011 - перейти к содержанию учебника
Информация о работе Cовершенствование системы потребительского кредитования в коммерческом банке