Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________5
Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок___________________________________________6
Понятие налогового механизма. Его особенности в Республике Беларусь______________________________________________________18
Роль налогообложения в развитии инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности_____39
Особенности налогообложения инновационной деятельности: проблемы и пути их решения ____________________________________50
Анализ налоговой нагрузки на субъекты инновационной деятельности___________________________________________________54
Особенности налогообложения объектов инновационной инфраструктуры ________________________________________________58
Основные направления совершенствования налогообложения в
инновационной сфере___________________________________________59

2. Практическое задание к курсовой работе по дисциплине «Экономика инновационной деятельности»__________________________________64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________79
Список литературы_______________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовоая ОИС.docx

— 121.06 Кб (Скачать файл)

       Последовательность  оценки инновационного поведения предприятия.

       Этап 1. Оценка инновационного поведения предприятия.

       На  этапе формирования стратегического  поведения предприятия определяется, как изменится положение предприятия  во внешнем окружении, если оно изберет  инновационный путь развития. Для  этого в таблице 1.1 представим прогнозные результаты оценки инновационной политики при благоприятных условиях развития ситуации на рынке (одинаковые для всех вариантов).

       Таблица 1.1 – Изменения в системе стратегических показателей предприятия при  выборе политики развития, %

  
       Показатели        Рост  показателей при выборе:
       базисных  инноваций        улучшающих  инноваций        нетехнологических подходов
       1 Патентный  портфель         30        9        0
       2 Доля рынка         15        8        7
       3 Доходы  от продажи лицензий         5        0        0
       4 Номенклатура  в торговом портфеле         20        11        0
       5 Стоимость  компании        10        2        1
       6 Стоимость  акций        10        2        1

       Также приведем расчеты и по нетехнологическому пути развития предприятия, если оно  в ближайшей перспективе предпочтет, например, маркетинговую политику продвижения  товаров на рынке вместо коммерциализации продуктовых и технологических  новинок.

       Как показывают данные таблицы 1.1, выбор  предприятием инновационного пути развития может во многом позитивно повлиять на его экономический рост. Однако, приведенные показатели не учитывают  ни степень риска такого пути развития, ни возможности предприятия эффективно достигнуть поставленных стратегических целей и задач, ни влияние вложения денежных средств в инновационные  проекты на финансовую устойчивость предприятия. Для оценки эффективности  инновационных стратегий и выбора соответствующего пути экономического развития следует провести оценку инновационной  активности предприятия.

       При этом исходим из того, что каждое предприятие отслеживает состояние  и тенденции развития отраслевой науки и техники, представляет, в  каком направлении совершенствуются производимые и реализуемые на данном сегменте рынка товары, а также  имеет в своем интеллектуальном активе определенные инновационные  предложения.

       Этап 2. Оценка инновационной активности предприятия.

       Оценка  инновационной активности проводится вместе с анализом внутренней среды  предприятия при формировании его  стратегического поведения на рынке. Это позволяет оценить накопленный  опыт и возможности предприятия  в инновационной сфере и сделать  предварительный выбор дальнейшего технологического развития. При этом особое внимание уделяется оценке возможностей данного предприятия к освоению определенных видов нововведений – новых или улучшающих. Для этого из данных финансового учета и отчетности предприятия выделим и сгруппируем затраты, которые направляются им на осуществление инновационного развития (таблица 1И исходных данных).

       Расчет  показателей, характеризующих уровень  инновационной активности предприятия, представим в табл. 1.2

       Таблица 1.2 – Результаты анализа инновационной  активности предприятия 

  
       Показатели        Формула для расчета        Расчетное значение        Выбор стратегии        Выводы
       1 Коэффициент  обеспеченности интеллектуальной  собственностью         Кис =        0,000227                Стратегия “последователь”        Выбор в пользу освоения улучшающих инноваций
       2 Удельный  вес персонала, занятого в НИР  и ОКР        Кпр =        0,12069                Стратегия “последователь”        Выбор в пользу освоения улучшающих инноваций
       3 Удельный  вес имущества, предназначенного для НИР и ОКР        Кни =        0,147822                Стратегия “последователь”        Выбор в пользу освоения улучшающих инноваций
       4 Коэффициент  освоения новой техники         Кот =        0,511362                Стратегия “лидер”        Выбор в пользу освоения базисных инноваций
       5 Удельный  вес новой продукции         Кнп =        0,28978                Стратегия “последователь”        Выбор в пользу освоения улучшающих инноваций
       6 Коэффициент  инновационного роста         Кир =        0,028496                Стратегия “последователь”        Выбор в пользу освоения улучшающих инноваций

 

       В результате проведенного анализа инновационной  активности предприятия можно сделать  следующие выводы:

       Предприятию следует сделать выбор в пользу освоения улучшающих инноваций, то есть выбрать стратегию “последователь”. Стратегия конкурентного поведения  последователя состоит в том, что он не стремится атаковать  лидера, однако четко охраняет свою долю рынка. Последователь старается  удерживать своих клиентов, хотя и  не отказывается от получения своей  доли на вновь создающихся рынках. Важной чертой ведения бизнеса такой фирмы является то, что она достаточно высокоприбыльна и в своей рыночной стратегии концентрирует внимание на прибыли. Это уводит ее в сторону от интенсивной конкурентной борьбы. Также следует заметить, что коэффициент освоения новой техники  говорит о положительных тенденциях на пути к внедрению новых технологий.

       Практическое  применение полученных исследовательских  результатов свидетельствует о  том, что для эффективного выбора дальнейшего направления инновационного развития предприятию недостаточно ограничиться проведением оценки текущего состояния возможностей в сфере  НИОКР и взаимосвязанных с  ней структурных элементов. Для  принятия обоснованных управленческих решений необходимо также рассчитать примерные затраты на разработку и реализацию новых и улучшающих технологий и провести финансово-экономический  анализ инновационного потенциала предприятия.

       Этап 3. Расчет потребностей в ресурсах на реализацию намеченной стратегии .

       Поэтапно  рассчитываются затраты на реализацию стратегий инновационного развития. Возможные потребности предприятия  по реализации рассматриваемых стратегий  инновационного развития могут быть представлены в виде таблицы 1.3 (исходные данные представлены в таблице 2И).

       Таблица 1.3 – Затраты, необходимые для  внедрения инноваций на предприятии 

  
       Этап        Затраты на разработку, млн. руб.
       новых технологий        улучшающих  технологий
       Исследовательский

       Конструктивный 

       Концептуальный 

       Дистрибутивный 

       180

       280

       450

       2630

       48

       140

       350

       1260

       Итого        3540        1798

 

       Финансово-экономический  анализ инновационного потенциала предприятия  показал, что затраты на разработку улучшающих технологий на 49,2% меньше затрат на разработку новых технологий, а  это значит, что наиболее выгодным будет выбор в пользу затраты  на разработку улучшающих инноваций, об этом также свидетельствуют результаты анализа инновационной активности предприятия.

       Для принятия окончательного решения в  пользу разработки базисных или улучшающих инноваций следует определить инновационный  потенциал предприятия.

       Этап 4. Оценка инновационного потенциала предприятия.

       При оценке инновационного потенциала предприятия  сначала оценивается достаточность  собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов и краткосрочных  займов для формирования запасов  и нормального обеспечения затрат текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия (Мс, Мд, Мк). Затем на основе полученных показателей рассчитываются величины, дающие оценку размера источников для покрытия производственных запасов и затрат, с учетом возможного излишка или недостатка собственных оборотных средств (+Мс), а также привлечения долгосрочных (+Мд) и краткосрочных заемных источников (+Мк). При анализе этих величин в состав затрат включаются расходы, связанные с реализацией стратегий инновационного развития (см. табл. 1.3). Это позволяет оценить экономические возможности предприятия по реализации стратегий инновационного развития и одновременному обеспечению производственно-хозяйственной деятельности. Расчет представим в таблице 1.4.( исходные данные для расчетов представлены в табл. 3 И)

       Таблица 1.4 – Оценка инновационного потенциала предприятия 

  
       Показатель        Расчетная формула        Финансово-экономическое  обеспечение разработки технологий
       новых        улучшающих
       1 Источники  собственных средств         Ис        4560700        4560700
       2 Внеоборотные  активы         Ва        6755565        6755565
       3 Собственные  оборотные средства         Мс = Ис - Ва        -2194865                -2194865
       4 Долгосрочные  кредиты и заемные средства         Кд        5430980        5430980
       5 Наличие  собственных оборотных средств  и долгосрочных займов         Мд = Мс + Кд        3236115        3236115        
       6 Краткосрочные  кредиты и займы         Кк        765000        765000
       7 Общая величина  основных источников формирования  запасов и затрат         Мк = Кк + Мд        4001880                4001880        
       8 Величина  запасов и затрат         Z        3987600        3987600
       9 Излишек  (недостаток) собственных оборотных  средств для формирования производственных  запасов и затрат          Мс = Мс - Z        -6182465        -6182465        
       10 Излишек  (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования производственных запасов и затрат         Мд = Мд - Z        -750720                -750720        
       11 Излишек  (недостаток) общей величины источников  для формирования производственных  запасов и затрат         Мк = Мк - Z        14280                14280        
       12 Трехмерный  показатель типа финансовой устойчивости         Тс=( Мс;Мд;Мк)        (0;0;1)        (0;0;1)
       13 Величина  затрат на реализацию инновационных  стратегий         ∑С        3540000        1798000
       14 Излишек  (недостаток) собственных оборотных  средств для формирования производственных  затрат и освоения технологий         Мс=Мс-Z-∑С        -9722465                -7980465        
       15 Излишек  (недостаток) собственных оборотных  средств и долгосрочных заемных  источников для формирования  производственных запасов и затрат  и освоения технологий          Мд=Мд-Z-∑С        -4290720                -2548720        
       16 Излишек  (недостаток) общей величины источников  для формирования производственных  запасов и затрат и освоения  технологий          Мк=Мк-Z-∑С        -3525720                -1783720        
       17 Трехмерный  показатель типа инновационной  устойчивости         С=( Мс;Мд;Мк)        (0;0;0)        (0;0;0)

 

       В рассмотренный момент предприятие  обладает неустойчивым финансовым положением об этом свидетельствует показатель типа финансовой устойчивости Тс=(0;0;1), характеризуется нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность  восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.

       Финансовая  неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных  кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости  сырья, материалов и готовой продукции.

       Этап 5. Если в состав запасов и затрат включить расходы на инновационное развитие, то ситуация изменится. При выборе любой стратегии инновационного развития, предприятие рискует оказаться в кризисном финансовом состоянии, при котором оно находится на грани банкротства, т.к. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд. Об этом свидетельствует показатель типа инновационной устойчивости С=(0;0;0), который одинаков в обоих случаях, и говорит о нулевых инновационных возможностях и  дефиците или отсутствии источников формирования затрат. Но с учётом анализа инновационной активности предприятия и финансово-экономического анализа инновационного потенциала предприятия, наиболее приемлемым вариантом инновационного развития промышленного предприятия на основе представленных исходных данных будет выбор в пользу освоения улучшающих инноваций, но пока ему лучше остановить свой выбор на нетехнологических подходах, чтоб нарастить инновационный потенциал. 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Интеллектуальная  собственность является объектом имущества, которым можно не только владеть, пользоваться и распоряжаться, но и (при правильном документальном оформлении и оценке) использовать в уставном капитале, в хозяйственной деятельности предприятия в качестве нематериальных активов и в качестве объектов коммерческой тайны («ноу-хау»). При  коммерциализации интеллектуальной собственности  принципиальным является наличие и  правильность оформления документов, подтверждающих права предприятия  на объекты интеллектуальной собственности, так как в учетных документах предприятия отражаются только ценности, принадлежащие предприятию на правах собственности или на правах использования (нет права на объект – не может  быть и учета объекта в качестве имущества).

Информация о работе Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок