Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________5
Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок___________________________________________6
Понятие налогового механизма. Его особенности в Республике Беларусь______________________________________________________18
Роль налогообложения в развитии инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности_____39
Особенности налогообложения инновационной деятельности: проблемы и пути их решения ____________________________________50
Анализ налоговой нагрузки на субъекты инновационной деятельности___________________________________________________54
Особенности налогообложения объектов инновационной инфраструктуры ________________________________________________58
Основные направления совершенствования налогообложения в
инновационной сфере___________________________________________59

2. Практическое задание к курсовой работе по дисциплине «Экономика инновационной деятельности»__________________________________64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________79
Список литературы_______________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовоая ОИС.docx

— 121.06 Кб (Скачать файл)

       Включение в договоры и соглашения пунктов  о передаче ноу-хау ведет к  дополнительному увеличению доходов  правообладателя и ускорению  освоения приобретенных технологий покупателем.

       Владелец  исключительных прав (правообладатель), анализируя конкретную ситуацию, сам  выбирает наиболее перспективный вариант  использования ОИС: создать свое дело на базе ОИС; передать права на использование ОИС на определенный срок; уступить права на ОИС и  т. д.

       Наиболее  традиционными для отечественного рынка формами коммерческого  использования ОИС являются передача прав на его использование по лицензионному  договору (лицензирование) и уступка  исключительных прав.

       Лицензионный  договор является одним из основных договоров, опосредующих коммерческое использование ОИС. По лицензионному  договору обладатель исключительного  права на ОИС (лицензиар) разрешает  другому лицу (лицензиату) определенное время использовать ОИС за оговоренную  в соглашении плату — паушальный (единовременный) платеж и роялти. При  этом лицензиат может получить право  использовать ОИС на исключительной основе (исключительная лицензия) или наряду с другими пользователями (простая, неисключительная лицензия). Лицензионным договором может ограничиваться территория использования ОИС, оговариваться объемы производимой продукции, требования к качеству и т. д.

       По  договору уступки исключительные права  переходят другому лицу, то есть меняется правообладатель. Данная сделка, в отличие от лицензионного договора, позволяет получить лишь разовую  выгоду. При заключении же лицензионного  договора исключительные права остаются у лицензиара.

       По  оценкам европейских экспертов, лицензирование как метод коммерциализации используют большинство компаний. Его  успешность в ряду иных методов оценивается  несколько выше, чем продажа (уступка) интеллектуальной собственности, но, тем  не менее, находится в конце «рейтинга  эффективности». Уступка является наименее эффективным методом коммерциализации.

       На  первом месте по эффективности стоит  франшизирование. В Республике Беларусь это договор комплексной предпринимательской  лицензии — договор франчайзинга.

       По  договору франчайзинга одно лицо (правообладатель  — франшизор), имеющее разработанную  систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу (франшизи) использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. Система  на условиях франшизы — это пакет  договоров, охватывающих права на ОИС, включающие права на промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки  и технологию ноу-хау, которыми будет  пользоваться франшизи. Потенциальный  пользователь франшизы не приобретает  права на ОИС: эти права ему, как  и в случае лицензионного договора, только передаются на определенный срок. Франшиза может распространяться на любую хозяйственную деятельность, для которой разработаны способы производства, переработки и продажи товаров или оказания услуг.

       За  последние годы в странах с  развитой рыночной экономикой значительно  увеличилась продажа товаров  и услуг на условиях франшизы. В  США франшизе предоставлено фактически более одной трети всей розничной  торговли. В Австралии свыше 90% общей  торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляются на условиях франшизы. Франшиза используется более чем  в 70 странах мира.

       Законодательные основы ее правового регулирования  утверждены в Гражданском кодексе  Республики Беларусь (глава 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)»). Франшиза — способ расширения бизнеса, при котором быстро растущее предприятие  вместо создания дочерних предприятий  заключает договор с уже существующими  юридическими или физическими лицами, причем на использование не одной  конкретной технологии или товарного  знака, а на целый комплекс исключительных прав, которым обладает данное предприятие, — лицензионный комплекс. Франшиза предоставляет право воспроизводить налаженный бизнес во всех его проявлениях. Пользователю франшизы не надо отвоевывать  место на рынке в борьбе с конкурентами, он надежно защищен фирменным  наименованием и товарным знаком владельца франшизы. Франшизи получает право осуществлять свою деятельность под известным товарным знаком, фирменным  наименованием и знаком обслуживания, уже имеющим популярность. Система  франшизы способствует появлению новых  конкурентов на рынках сбыта, увеличивает  конкуренцию товарных знаков.

       В Республике Беларусь франшиза как реально  существующая разновидность коммерческих отношений, появилась сравнительно недавно, но уже начинает приносить свои плоды и должна соответствующим образом развиваться. Возможности франчайзинга как наиболее удобного и эффективного способа создания развернутой сети бизнеса можно реализовывать на примере сети пунктов питания быстрого обслуживания, путем создания туристского комплекса в географически выгодных местах Беларуси.

       Еще одним из наиболее эффективных способов коммерциализации является создание бизнес-структуры  на основе соответствующего интеллектуального  капитала. При создании собственного производства для освоения продукции, созданной с использованием технических  новшеств, требуется первоначальное вложение крупных денежных средств. Владелец ОИС несет большие затраты  на организацию производства, маркетинговые  исследования, внедрение в различные  сегменты рынка и риск, связанный  с выбором каналов распределения  или с созданием своей торговой сети. Однако в случае успеха выпуск новой продукции даст возможность  через определенный период времени  компенсировать первоначальные затраты  и получить значительную прибыль, необходимую  для дальнейшего развития производства.

       Следующим не менее эффективным способом коммерческого  использования исключительных прав является формирование коммерческих альянсов, при которых субъекты хозяйствования методом перекрестного лицензирования на взаимовыгодной основе (один субъект  передает по лицензии важные для контрагента  ОИС взамен на ОИС, принадлежащие  данному контрагенту) либо посредством  оформления совместных прав на определенный ОИС (например, созданный в результате совместных исследований) оптимизируют свои экономические связи, тем самым  укрепляя позиции на рынке. Использование  интеллектуальной собственности для  укрепления экономических связей между  субъектами хозяйствования особенно актуально  в условиях развития на постсоветском  пространстве интеграционных процессов, в частности, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

       Создание  новых технологий — достаточно трудоемкий и затратный процесс, который  требует значительных финансовых вложений. Перед предприятиями возникают  вопросы о привлечении инвестиций в создание новых ОИС, для которых  важны благоприятные экономические  условия. Но это не единственный вопрос экономики интеллектуальной собственности, ведь созданный объект, в конечном счете, способен многократно окупить  вложенные затраты. Широко известно, что в современных условиях стоимость  отдельных ОИС может быть сопоставима, а иногда и превышать стоимость  материальных активов предприятий. За счет создания ОИС белорусские  предприятия смогут существенно  увеличить свою рыночную стоимость  и получат возможность превратить свои активы в реальные денежные средства, осуществить модернизацию производства, привлечь новые инвестиции.

       Тем не менее, вопросы достоверной оценки стоимости интеллектуальной собственности  требуют большего внимания. Оценка интеллектуальной собственности у  отечественных субъектов хозяйствования относится к наиболее слабым элементам  управления интеллектуальным капиталом. Большинство предприятий вообще не оценивают свои интеллектуальные активы либо делают это редко. Немногие субъекты прибегают соответствующих  независимых оценщиков, несмотря на то, что оценщики в большинстве  своем имеют больше шансов провести оценку объективно и способны предложить результат, которому действительно  бы доверяли оппоненты. Профессиональные оценщики имеют, как правило, больше опыта в оценке различных категорий  ОИС и применительно к различным  ситуациям, тогда как сами предприятия  при оценке своих активов зачастую ограничиваются оценкой интеллектуальной собственности, основанной на прямых затратах или других аналогичных методиках, не позволяющих дать действительную оценку стоимости ОИС.

       Таким образом, повышение эффективности  управления интеллектуальным капиталом  посредством совместных усилий всех участников рынка интеллектуальной собственности будет способствовать интенсивному освоению инновационных  механизмов развития экономики и  позволит обеспечить получение реальных конкурентных преимуществ от инновационной  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
    1. Понятие налогового механизма. Его особенности  в Республике Беларусь
 

       Основные  положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [8, c.117]

       Бюджетно-налоговая  политика в предстоящем пятилетии  будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

       В области налоговой политики в 2006—2010 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление  сложившихся положительных тенденций  в области налогообложения и  повышение эффективности налоговой  системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности  национальной экономики. Одним из важнейших  направлений налоговой реформы  станет упрощение налоговой системы  и реальное снижение налогового бремени  на экономику. В целях совершенствования  налоговой системы будут реализованы  следующие мероприятия:

       — улучшение налоговой структуры  за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых  налоговых льгот, расширения налоговой  базы каждого из установленных налогов  и сборов;

       — снижение нагрузки на фонд заработной платы;

       — оптимизация ставок и совершенствования  механизма уплаты страховых взносов  в фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный  фонд содействия занятости;

       — повышение стимулирующей роли таможенной политики;

       — выравнивание условий налогообложения  для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых  ставок;

       — совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и  для плательщиков;

       — оптимизация соотношения республиканских  и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности  местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов  и экологических платежей.

       При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006— 2010 гг. будет направлена на:

       — создание условий для полного  и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

       — обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых  систем финансовой поддержки регионов;

       — принятие мер по совершенствованию  процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере. [8, c.117]

       На  протяжении переходного периода  стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение  первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась  дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание  работы стратегически важных производств  и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста  госрасходов, что в конечном итоге  увеличило темпы роста ВВП  с 1995г. Однако проводимая долгое время  бюджетно-налоговая стимулирующая  политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990г. В связи с этим в 2004г. мел место профицит госбюджета. [7, c.123]

       Особенностью  белорусской налогово-бюджетной  политики является высокий уровень  дотаций для экономики по сравнению  с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП  в течение 2003— 2005 гг. колебался в  пределах 3—8 % (рис.5).

Информация о работе Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок