Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________5
Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок___________________________________________6
Понятие налогового механизма. Его особенности в Республике Беларусь______________________________________________________18
Роль налогообложения в развитии инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности_____39
Особенности налогообложения инновационной деятельности: проблемы и пути их решения ____________________________________50
Анализ налоговой нагрузки на субъекты инновационной деятельности___________________________________________________54
Особенности налогообложения объектов инновационной инфраструктуры ________________________________________________58
Основные направления совершенствования налогообложения в
инновационной сфере___________________________________________59

2. Практическое задание к курсовой работе по дисциплине «Экономика инновационной деятельности»__________________________________64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________79
Список литературы_______________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовоая ОИС.docx

— 121.06 Кб (Скачать файл)

       Формами поддержки научной и инновационной  деятельности в Украине являются: прямое бюджетное финансирование, льготы налогообложения прибыли, получаемой от реализации научных разработок, освобождение от уплаты налога на собственность  и землю, относящихся к научным  организациям, освобождение от импортных  таможенных пошлин на ввозимое имущество  научных организаций, необходимое  для проведения научных разработок, предоставление изобретателям и  внедренческим предприятиям беспроцентных  банковских ссуд,  создание венчурных  инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами, снижение государственных  патентных пошлин для индивидуальных изобретателей, право на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков.

       Инновационную составляющую программы по индустриально-инновационному развитию Казахстана возложили на Национальный инновационный фонд (НИФ). Миссия фонда: инвестировать инновационные проекты, создавать венчурные фонды с  неконтрольной долей участия  – до 49%, инвестировать в передовые  зарубежные венчурные фонды, формировать  элементы инновационной инфраструктуры.  В Казахстане построена венчурная  инфраструктура, которая является продуктом  госпрограммы по формированию национальной инновационной  системы. Венчурная инфраструктура Казахстана  была построена при прямой поддержке государства.

       В Японии основными участниками инновационного инвестирования в стране выступают  финансово-промышленные группы, корпоративный  сектор, который осуществляет финансирование около 2/3 инноваций.  Государство  играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских  работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развития НИОКР и поощрении  частных компаний.  На протяжении ряда лет Япония является мировым  лидером по доле расходов на НИОКР. Государственное финансирование распространяется на  малые и средние фирмы.  Финансово-промышленные группы инвестируют  средства преимущественно в прикладные исследования и опытно-конструкторские  разработки, растет значение НИИ при  частных корпорациях и расходов корпораций на НИОКР.

       Американские  разработчики инновационных продуктов  и технологий  также изыскивают различные  пути для финансирования инновационного процесса. Это может  быть личный капитал (привлеченный непосредственно  физическим лицом на свое имя и  на свой риск), капитал семьи, отдельных  крупных инвесторов, привлеченных напрямую в проекту (business angels), спонсорская  поддержка в рамках федеральных  программ инновационного развития экономики  и аналогичных программ отдельных  штатов.

       Мировая практика показывает, что наиболее эффективно, как правило, задачу финансирования инновационной деятельности решают венчурные  организации. Так, основной поток венчурного капитала в США  проистекает из специализированных венчурных фондов. Такие фонды  финансируются за счет неформальных объединений инвесторов, включая  пенсионные фонды,  благотворительные  фонды, страховые компании, банковские холдинговые  компании, крупные корпорации, индивидуальных инвесторов, иностранных  инвесторов, а также так называемых венчурных профессионалов  (venture capital professionals), представляющих собой  посредников между источником инвестиций и компаниями, осуществляющими реализацию инновационных проектов, и не котирующимися  на фондовой бирже. Среди форм венчурного финансирования выделяют инвестиции в  акционерный капитал (equity financing) и  инвестиционные займы, как правило, среднесрочные (для США и Западной Европы) – на срок от трех до семи лет.

       В отличие от США, где индустрия  венчурного финансирования ориентирована  на высокотехнологичные отрасли, венчурный  капитал в странах Западной Европы  направляется в основные отрасли  и сектора экономики. Среди источников происхождения данного вида капитала здесь доминируют банковские структуры.

       Мировая практика выделяет несколько  основных типов венчурных организаций, осуществляющих финансовую поддержку прикладных инноваций.  К ним относятся: сеть «центров превосходства» (программы Centers of  Excellence в Финляндии, программа SBIR в США и центры трансферта технологий, фонды «посевного финансирования (TEKES в Финляндии), бизнес-инкубаторы и др. В ряде стран существуют государственные венчурные фонды, а также фонды фондов. В частности: SITRA в Финляндии, YOZMA  в Израиле,  фонды  SBIC в США и др. Деятельность универсальных институтов поддержки  инноваций (Фонд Чили, программа Аванчи в Мексике) охватывает практически  все этапы развития и внедрения  инноваций.

       Как свидетельствует опыт США и европейских  стран, обязательной предпосылкой становления  национальной системы венчурного финансирования малого, в первую  очередь технологического бизнеса является наличие действующей  модели государственной финансовой поддержки.

       В Беларуси  слабо работающая финансово-кредитная  система и отсутствие рынка капитала не позволяют увеличить объемы негосударственных  капиталовложений в развитие инноваций, а также и объемы государственных  средств, обеспечиваемых бюджетом. Республике Беларусь, для развития инновационной  деятельности требуется развитой финансовый рынок, в том числе фондовый. Он предполагает появление собственных  институтов поддержки инноваций. К  ним можно отнести венчурные  фонды, инвестиционные банки,  лизинговое финансирование, частные пенсионные фонды, страховые компании, гранты  и др.  Однако задача переноса на белорусскую почву опыта зарубежных институтов поддержки  инноваций  весьма непроста. Необходимо учесть, что  опыт США и других стран не всегда может быть адаптирован к отечественным  условиям. Беларусь имеет уникальную возможность, находясь на начальном  этапе развития системы венчурного финансирования извлечь из мирового опыта все самое  целесообразное, учесть ошибки  неадаптированного  использования мировых моделей  и выбрать для себя все самые  эффективные методы и приемы, который  позволят ей интенсифицировать процесс  становления венчурного капитала. 
 
 
 

    1. Особенности налогообложения  инновационной  деятельности: проблемы и пути их решения

       Экономика Республики Беларусь ориентирована  на инновационный путь развития. Государство, со своей стороны, прилагает все  усилия для эффективной реализации такого направления. Основными направлениями  экономической политики Республики Беларусь в сфере инновационной  деятельности являются: государственная  поддержка и координация научных  исследований по приоритетным направлениям развития национальной экономики; формирование условий для быстрого внедрения  в производство достижений науки  и передовых технологий; создание благоприятных правовых, экономических  и финансовых условий для развития конкуренции и предпринимательства  в сфере науки и инновационной  деятельности; совершенствование правовой защиты интеллектуальной собственности. Проводится большая работа по созданию благоприятного инвестиционного климата  для обеспечения роста инвестиционного  потенциала, в том числе за счет собственных средств организаций, средств республиканского и местных  бюджетов, населения, кредитов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также за счет привлечения  иностранных инвестиций и проведения эмиссии ценных бумаг; по проведению структурных преобразований в национальной экономике на основе финансирования инвестиционных проектов с высокими наукоемкими, ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями, приоритетного  развития производств, позволяющих  максимально использовать конкурентные преимущества Республики Беларусь, а  также решения социальных задач  общегосударственного значения.

       С целью эффективной реализации "инновационного направления" в экономике в  налоговом законодательстве Республики Беларусь предусмотрен ряд льгот  для субъектов хозяйствования, реализующих  инвестиционные и инновационные  проекты.

       К налоговым льготам, стимулирующим  развитие инвестиционных и инновационных  проектов можно отнести:

  1. освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь (п.п. 2.31 п.2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991г. №1319-XII "О налоге на добавленную стоимость");
  2. освобождение от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки для организаций, осуществляющих научную деятельность, – в части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджета (п. 3 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 26.12.2007г. №303-З "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год");
  3. уменьшение прибыли, облагаемой налогом на прибыль на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли производится при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на 1-е число месяца, в котором прибыль была направлена на такие цели (п.п. "в" п.2 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991г. №1330-XII "О налогах на доходы и прибыль");
  4. освобождение от обложения налогом на недвижимость впервые введенных в действие зданий и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию (п.1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 23.12.1991г. №1337-XII).

       Кроме того, обращаем внимание плательщиков, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2008 года №204 "О дополнительных источниках капитальных вложений" в целях  создания дополнительных источников капитальных  вложений, установлено, что организациями, реализующими инвестиционные проекты  в соответствии с бизнес-планами, утвержденными и согласованными (прошедшими экспертизу) в установленном  порядке, в 2008 – 2010 годах при исчислении налога на прибыль уменьшение облагаемой налогом прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного  назначения и жилищного строительства  и на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти  цели, производится без учета сумм амортизационных фондов, не использованных данными организациями на 1 января 2005г., в размерах, не превышающих  суммы неиспользованных этими организациями  амортизационных фондов на 1 января 2008г. При этом, следует иметь ввиду, что данный Указ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2008г.

       Особое  внимание следует уделить порядку  налогообложения услуг (работ) по разработке и реализации инвестиционных проектов, в частности, когда такие работы (услуги) резиденты Республики Беларусь выполняются (оказываются) для резидентов Российской Федерации. Основной проблема состоит в том, как определить место оказания данных услуг и  следует ли исчислить НДС?

       Так, согласно статьи 2 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991г. №1319-XII "О налоге на добавленную  стоимость" объектом налогообложения  признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

       В соответствии со статьёй 3 Протокола  между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации  о порядке взимания косвенных  налогов при выполнении работ, оказании услуг, подписанного сторонами 23 марта 2007г., местом реализации работ, услуг  признается территория государства  Стороны, если работы, услуги приобретаются  налогоплательщиком государства этой Стороны при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных и маркетинговых  услуг, а также услуг по обработке  информации и при проведении научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ.

       Постановлением  Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005г. №158 "Об утверждении  правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов" определено, что бизнес-план включает в себя в том числе  такие разделы, как: "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга", "Производственный план", "Организационный план", "Инвестиционный план", "Прогнозирование  финансово-хозяйственной деятельности", "Показатели эффективности проекта". Следовательно, услуги по разработке бизнес-плана  относятся к инжиниринговым услугам, поскольку являются услугами, подобными  услугам по подготовке технико-экономических  обоснований.

       Исходя  из статьи 1 Протокола от 23 марта 2007г. "инжиниринговые услуги" – инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные  и проектные услуги (подготовка технико-экономических  обоснований, проектно-конструкторские  разработки и другие подобные услуги). Необходимо отметить, что согласно Положению о механизме взимания косвенных налогов и контроля за фактическим перемещением товаров (работ, услуг) при переходе на их взимание по принципу страны назначения, являющемуся приложением к Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками Содружества Независимых Государств, заключенному в Москве 25.11.1998, подготовка бизнес-планов относится к инжиниринговым услугам, о чем прямо указано в вышеназванном Положении.

       Таким образом, если услуги по подготовке бизнес-плана  приобретаются налогоплательщиком Российской Федерации, то местом данных услуг не является территория Республики Беларусь. Следовательно, резидент Республики Беларусь не исчисляет НДС из стоимости  данных услуг, но отражает оборот по реализации услуг по строке 8а налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную  стоимость.

       Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что в Республике Беларусь созданы  благоприятные условия для реализации инвестиционных и инновационных  проектов как для инвестора, так  и для субъектов хозяйствования, выполняющих для него работы (оказывающих  услуги). Использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и преференций требует от плательщиков более высокого уровня налоговой  грамотности, поскольку сопряжено  с необходимостью соблюдения особых условий, предусмотренных нормативно-правовыми  актами, однако существенно повышает эффективность инвестиционных или  инновационных проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  налоговой нагрузки на субъекты инновационной  деятельности
 

       Для измерения налоговой нагрузки на макроуровне экономисты обычно оценивают  долю налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). В 2007 году в республике налоговая нагрузка с социальными  налогами составила 47,3 %. Аналогичный  показатель в развитых странах колеблется от 28,6 % (в Японии) до 54,2 % (в Швеции). Впрочем, эти цифры дают лишь относительную  картину фискального бремени. Для  оценки тяжести налогообложения  необходимо уровень налоговой нагрузки рассматривать в контексте с  такими показателями социально-экономического развития, как ВВП на душу населения, производительность труда, удельный вес  заработной платы в ВВП… При этом налоговая нагрузка на макроуровне  не соответствует этому показателю на микроуровне: на конкретное предприятие, регион или отрасль. Тут в мировой  практике применяют другие методики расчетов.

Информация о работе Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок