Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________5
Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок___________________________________________6
Понятие налогового механизма. Его особенности в Республике Беларусь______________________________________________________18
Роль налогообложения в развитии инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности_____39
Особенности налогообложения инновационной деятельности: проблемы и пути их решения ____________________________________50
Анализ налоговой нагрузки на субъекты инновационной деятельности___________________________________________________54
Особенности налогообложения объектов инновационной инфраструктуры ________________________________________________58
Основные направления совершенствования налогообложения в
инновационной сфере___________________________________________59

2. Практическое задание к курсовой работе по дисциплине «Экономика инновационной деятельности»__________________________________64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________79
Список литературы_______________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовоая ОИС.docx

— 121.06 Кб (Скачать файл)

       Показатель  налоговой нагрузки, отражающий отношение  всех уплачиваемых налогов к выручке  от реализации товаров, работ и услуг, обычно используют для оценки динамики фискальной нагрузки на отдельное предприятие  и для ее сравнительного анализа  между субъектами хозяйствования одной  отрасли. Для сравнения этого  показателя по предприятиям различных  отраслей в мировой практике принято  рассчитывать сумму уплачиваемых налогов  к вновь созданной стоимости. Для анализа возможности субъектов  хозяйствования к расширенному воспроизводству, инвестиционной и инновационной  деятельности используется показатель,  отражающий отношение налогов и  сборов из прибыли к прибыли до налогообложения.

       К сожалению, специфика формирования публикуемых статистических данных в стране не всегда позволяет с  достоверностью определить показатели налоговой нагрузки по различным  методикам. Тем не менее специалистами  ассоциации «БелАПП» предпринята попытка  определить нагрузку на прибыль предприятий  по отраслям и регионам, чтобы оценить  их возможности для расширенного воспроизводства и инновационной  деятельности. Исходя из того, что в 2007 году, по разным источникам, отношение  налогов и сборов из прибыли и  налогов, сборов и платежей из прибыли  к прибыли до налогообложения  колеблется от 33,2 % до 33,8 %, с небольшой  погрешностью можно определить налоговую  нагрузку на прибыль. Самая низкая она  в стране на сельское хозяйство —  всего 3,5 %, в промышленности — 34,5 %, к  тому же существенно колеблется: от 29,1 % в химической и нефтехимической  до 50,8 % в легкой. По коммунальным предприятиям этот показатель колеблется от 19,9 % в  Гродненской до 34,4 % в Витебской области и достигает 50,8 % по Минску. Для предприятий без ведомственной подчиненности это 18,1 % в Гродненской и 37,4 %  в Гомельской областях.

       Специалисты предприятий и ассоциации «БелАПП» полагают, что эти данные заслуживают  внимания, требуют изучения и анализа. Учитывая неравномерное распределение  налоговой нагрузки в секторах экономики, было бы целесообразно рассчитывать налоговую нагрузку как  от добавленной  стоимости (для осуществления отраслевого  и регионального регулирования  налоговой нагрузки), так и на прибыль предприятий (с целью  рассмотрения возможности их инвестиционного  потенциала и развития производства).

       Целесообразнее  выстраивать налоговую политику, направленную на снижение, увеличение или выравнивание налоговой нагрузки по отраслям, видам деятельности и  регионам, предоставляя налоговые льготы отдельным предприятиям или группам  предприятий. Это необходимо для  стимулирования инвестиционной активности, увеличения экспорта, производства новой  конкурентоспособной продукции. Государственная  поддержка экономически слабых и  нерентабельных производств оправдана  на стадии выхода производств из кризиса. В дальнейшем несколько искусственное  регулирование финансовых потоков  при отсутствии информации о фактической  налоговой нагрузке в разрезе  отраслей, видов деятельности, регионов и отдельных субъектов хозяйствования не позволяет оценить реальную картину  и выстроить оптимальную налоговую  политику. Весьма проблематично объективно оценить перспективы и возможности  производителей, когда прибыль они  получают не за счет деловой активности, а через снижение налоговой нагрузки.

       Конечно, и в других странах дотируются определенные сферы экономики, но различные  дотации «привязываются» в большинстве  случаев не к производству, а к  реализованному продукту. Другими словами, чтобы получить государственную  поддержку в виде налоговых льгот, необходимо произвести конкурентоспособный  товар и его продать, а не просто осуществить его выпуск. Основная идея такого подхода заключается  в том, что при использовании  льгот сохраняются принципы конкуренции. Процветают более сильные предприятия, которые способны минимизировать издержки, внедрять новые технологии, ориентироваться  на потребности рынка. Более слабые производители так или иначе  «вымирают».

       Еще лет пять назад такие подходы  шли вразрез с социальной политикой  государства. Главным приоритетом  было сохранить рабочие места. Но сегодня уже не приходится говорить о борьбе с безработицей — ее уровень не превышает 1 %. Наоборот, перед  отечественной экономикой стоит более сложная проблема — дефицит квалифицированных кадров. Конкуренция на рынке труда обостряется с каждым месяцем. А значит, пора уравнивать условия хозяйствования, тем самым подталкивая предприятия к конкурентоспособности.

       Как показывает практика, именно борьба за выживание сегодня толкает западных производителей модернизировать основные фонды, внедрять новые технологии в  сферах маркетинга, организации труда  и управления. Это ответная реакция  на усложняющиеся факторы внешней  экономической среды. Современные  мировые лидеры и не подумали бы тратить огромные деньги на маркетинговые  исследования или брендинг, если бы их продукция и в серой обертке  продавалась как горячие пирожки. Но конкуренция стимулирует к  движению вперед. И отечественные  предприятия уже достигли той  зрелости, когда их пора выпускать  из-под опеки в свободное плавание.

       Оценки 

       Согласно  действующему законодательству обязательные платежи из прибыли составляют:

       — для республиканских, коммунальных унитарных предприятий и хозяйственных  обществ с преобладающей долей  республиканской или коммунальной собственности от 33 до 54 %, в том  числе налоги и сборы из прибыли  — примерно 28—29 % (налог на прибыль  — 24 %, местные сборы — 3 %, налог  на недвижимость — 1—2 %) и отчисления части прибыли — 5—25 %;

       — для хозяйственных обществ не с преобладающей долей республиканской  или коммунальной собственности  и юридических лиц без ведомственной  подчиненности (частный бизнес) — 28—29 %.

       Экономисты  предприятий — членов ассоциации «БелАПП» считают, что следует совершенствовать налоговую систему и уменьшать  налоговую нагрузку:

       — путем снижения ставки сбора в  республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки до 1 процента и засчитывать  в уплату сбора предприятиям, имеющим  в своем составе сельскохозяйственные комплексы, суммы, направляемые на поддержку  и развитие данных комплексов;

       — через исключение из объекта обложения  налогом на недвижимость активной части  основных производственных фондов;

       — через сокращение или полную отмену местных целевых сборов из прибыли;

       — исключение обязательного порядка  уплаты авансовых платежей НДС;

       — на этапе техперевооружения или  модернизации производства и закупки  дорогостоящего оборудования возвращать из бюджета НДС,  уплачиваемый при  ввозе оборудования в полном объеме;

       — ликвидировать двойное налогообложение  НДС при экспорте работ, услуг (в  частности, в Российскую Федерацию);

       — при исчислении подоходного налога с физических лиц установить необлагаемый минимум на уровне бюджета прожиточного минимума или минимальной заработной платы (стандартные вычеты).

       Также целесообразно совершенствование  состава затрат, относимых на себестоимость  продукции и учитываемых при  налогообложении:

       — исключить включение затрат, не имеющих  отношение к производству и реализации товаров и услуг, в себестоимость  продукции;

       — сократить перечень нормируемых  затрат, учитываемых при налогообложении.

       На  Востоке 

       По  оценкам российских ученых-экономистов, налоговая нагрузка в РФ также  разительно различается в зависимости  от региона и отрасли. Так, в промышленности изымают от 35 до 45 % прибыли, в жилищно-коммунальном хозяйстве — около 15 %, в сельском хозяйстве — всего 2 %. Во многом отчисления налогов зависят и от географии  предприятия. Так, в Поволжском федеральном  округе фискальная нагрузка колеблется от 25,5 % в республике Марий Эл до 71,1 % в Мордовии, по Оренбургской области  этот показатель составляет около 25 %.

       На  Западе

       Еще не так давно Ирландия являлась технологически отсталой, небогатой страной. Но в  начале этого века был совершен грандиозный  прорыв благодаря внедрению мирового опыта реформирования налогов. В 2002—2003 годах Ирландия модифицировала налоговую  систему, снизив в том числе и  налог на прибыль с 40 % до 12,5 %. Среди  развитых стран это самая низкая ставка. Что позволило привлечь в  реальный сектор экономики прямые иностранные  инвестиции, обогнав по этому показателю не только Данию, Финляндию, но и Германию, Италию, Японию, вплотную приблизившись  к лидеру по инвестиционному «впитыванию» США.

    1. Особенности налогообложения объектов инновационной инфраструктуры

       Декретом  Президента Республики Беларусь “О Парке  высоких технологий” предусмотрены  весьма значительные налоговые льготы в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в  информационно-коммуникационной сфере  и являющихся резидентами Парка. Так, в частности, они освобождаются  от :

       1) налогов, сборов и иных обязательных  платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные  и внебюджетные фонды, установленных  законом о бюджете Республики  Беларусь на соответствующий  финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых  с выручки от реализации товаров  (работ, услуг, имущественных прав  на объекты интеллектуальной  собственности);

       2) налога на прибыль;

       3) налога на добавленную стоимость  по оборотам от реализации  товаров (работ, услуг, имущественных  прав на объекты интеллектуальной  собственности).

       Земельные участки в границах Парка на период строительства его резидентами, но не более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для  осуществления их деятельности, не облагаются земельным налогом. Помимо этого, основные средства и объекты  незавершенного строительства резидентов Парка высоких технологий, расположенные  на его территории, не облагаются налогом  на недвижимость.

       Вместе  с тем в настоящее время  в указанном Парке далеко не в  полной мере обеспечиваются адекватная отдача и эффективность деятельности. Так, объем производства товаров  и услуг резидентами Парка  в 2006 г. составил всего 28,2 млн. долл. США, в том числе экспорт — 21,9 млн. долл. США (77,7% от общего объема производства). Помимо этого, производительность труда  одного работающего в Парке высоких  технологий составила в указанном  году всего 11,2 тыс. долл. США, что, согласно статистическим данным, почти в 3 раза ниже, чем в промышленности Республики Беларусь. 
 
 
 

    1. Основные  направления совершенствования  налогообложения в 
      инновационной сфере

       Для обеспечения инновационного развития Республики Беларусь необходимо наличие  системы законодательства, комплексно и на основе единых принципов регулирующей отношения, возникающие при осуществлении  научно-технической и инновационной  деятельности.

       Особое  внимание должно уделяться разработке нормативных правовых актов, способствующих повышению эффективности системы  государственной поддержки и  государственного стимулирования.

       Базовым законодательным актом Республики Беларусь в этой сфере является Закон  Республики Беларусь «Об основах  государственной научно-технической  политики», предусматривающий комплекс методов и средств участия  государства в управлении научной, научно-технической и инновационной  деятельностью.

       В последние годы законодательство в  сфере научно-технической и инновационной  деятельности активно обновляется, в том числе в рамках мероприятий  по либерализации экономики Республики Беларусь.

       Так законодательство Республики Беларусь пополнилось рядом важных нормативных  правовых актов, определяющих развитие научно-технической и инновационной  деятельности:

       Указ  Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь»;

       Указ  Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения  о порядке создания субъектов  инновационной инфраструктуры и  внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. N 495»;

       Указ  Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда»;

       Указ  Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 662 «О налогообложении высокотехнологичных  организаций»;

       Указ  Президента Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 349 «О мерах по совершенствованию  порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов»;

       Указ  Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами»;

Информация о работе Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок