Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:56, курс лекций

Краткое описание

I. Основные понятия, история развития и виды ИС.
1. Понятие информационной системы;
2. Этапы развития ИС. Качественное отличие современных ИС.
3. Роль структуры управления в ИС.
II.Экономические ИС, использующие различные виды ИТ.
1. Системы электронной обработки данных (СЭОД);
2. ИС управления;
3. Системы ППР;
4. Экспертные системы.
III.Функциональные подсистемы ИС организации.
1. Подсистема руководства;
2. Подсистема маркетинга;
3. Подсистема производства;
4. Подсистема финансов;
5. Подсистема управления персоналом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ИС в экономике.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Введение

Курс ИС в экономике рассчитан на два семестра и включает в себя:

1 семестр:

  • раз в неделю лекцию;
  • раз в неделю практику;
  • выполнение РГР;
  • сдача коллоквиума;
  • в конце семестра экзамен.

2 семестр:

  • раз в неделю лекцию;
  • раз в неделю практику;
  • выполнение КР;
  • сдача коллоквиума;
  • в конце семестра зачет.

Лекции пройдут по темам

1 семестр:

I. Основные понятия, история развития и виды ИС.

  1. Понятие информационной системы;
  2. Этапы развития ИС. Качественное отличие современных ИС.
  3. Роль структуры управления в ИС.

II.Экономические ИС, использующие различные виды ИТ.

  1. Системы электронной обработки данных (СЭОД);
  2. ИС управления;
  3. Системы ППР;
  4. Экспертные системы.

III.Функциональные подсистемы ИС организации.

  1. Подсистема руководства;
  2. Подсистема маркетинга;
  3. Подсистема производства;
  4. Подсистема финансов;
  5. Подсистема управления персоналом.

IV. Заключение.

На практических занятиях мы будем выполнять лабораторные работы, используя MS Excel.

 

2 семестр:

I. Основные понятия, история развития программы 1С:Бухгалтерия.

1. Понятие информационной системы;

2. Этапы развития ИС. Качественное отличие современных ИС.

II.Экономические ИС, использующие различные виды ИТ.

  1. Системы электронной обработки данных (СЭОД);
  2. ИС управления;
  3. Системы ППР;
  4. Экспертные системы.

III.Функциональные подсистемы ИС организации.

  1. Подсистема руководства;
  2. Подсистема маркетинга;
  3. Подсистема производства;
  4. Подсистема финансов;
  5. Подсистема управления персоналом.

IV. Заключение.

На практических занятиях мы будем выполнять лабораторные работы, используя программу 1С:Бухгалтерия.

1. ИС  общие сведения

 

Предмет называется ИС в экономике. И для начала необходимо разобраться с понятием система и ИС. 

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей (Система – Элементы системы – Главная цель системы):

  1. Фирма -  Люди, оборудование, материалы, здания и др. -  Производство товаров;
  2. Компьютер - Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др. - Обработка данных;
  3. Информационная система - Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение -  Производство информации.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами, независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Современная информационная система практически любого производственного процесса представляет собой развитый человеко-машинный комплекс, имеющий сложное строение. Для достаточно полного (понятного) описания таких ИС необходимо отразить все ее внутреннее состояние в нескольких "разрезах". Такими "разрезами" являются: организационное, математическое, информационное, техническое, программное и кадровое (правовое) обеспечения.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Если рассматривать ИС в применении к экономическим областям человеческой деятельности, то мы получим ЭИС. Вспомним некоторые экономические понятия, которые понадобятся нам в дальнейшем.

2. Этапы развития информационных  систем

 

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 1.

Сейчас ИС становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Что можно ожидать от внедрения информационных систем:

  1. получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
  2. освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
  3. обеспечению достоверности информации;

 

Табл. 1.

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1950-1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов

Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960-1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970-1980 гг.

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений

Системы для высшего звена

Выработка наиболее рационального решения

1980-2000 гг.

Информация — стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы

Автоматизированные офисы

Выживание и процветание фирмы


 

  1. замене бумажных носителей данных на магнитные диски, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
  2. совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
  3. уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
  4. предоставлению потребителям уникальных услуг;
  5. отысканию новых рыночных ниш;
  6. привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

3. Роль структуры управления  в ИС.

 

Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.

1. Структура информационной  системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме — эффективный бизнес; в государственном предприятии — решение социальных и экономических задач.

2. Информационная система  должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.

3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной  информации.

Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом. Аналогично для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии.

Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации — структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

Персонал организации – сотрудники разной степени квалификации и уровней управления – от секретарей, выполняющих простейшие типовые операции обработки, до специалистов и менеджеров, принимающих стратегические решения.

Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.

Структура управления организацией

Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования. Рассмотрим содержание управленческих функций.

Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.

Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.

Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела — менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.

Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.

Стимулирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:

  1. финансовые стимулы — зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.;
  2. психологические стимулы — благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и т.п.

В последние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие "принятие решения" и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.

Принятие решения — акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: операционный, функциональный и стратегический.

Информация о работе Информационные системы в экономике