Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:56, курс лекций
I. Основные понятия, история развития и виды ИС.
1. Понятие информационной системы;
2. Этапы развития ИС. Качественное отличие современных ИС.
3. Роль структуры управления в ИС.
II.Экономические ИС, использующие различные виды ИТ.
1. Системы электронной обработки данных (СЭОД);
2. ИС управления;
3. Системы ППР;
4. Экспертные системы.
III.Функциональные подсистемы ИС организации.
1. Подсистема руководства;
2. Подсистема маркетинга;
3. Подсистема производства;
4. Подсистема финансов;
5. Подсистема управления персоналом.
5. Интегрированная подсистема
ИС маркетинга дает
Рассмотрим две задачи, которые служат примером функциональной подсистемы маркетинга.
2.1. Примеры реализации ИС маркетинга.
Паутинная модель спроса и предложения.
Спрос – это денежное выражение величины потребности в товарах и услугах (т.е. желание и возможность заплатить за получаемое благо).
Объем спроса (Qс) – количество товаров и услуг, которое покупатель готов приобрести за некоторый промежуток времени.
Объем предложения (Qпр) – это количество продукта, которое производитель хочет и может произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного времени.
Равновесная цена (С*) – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных фирм.
Постановка задачи. Зная выборку значений спроса и предложения на товар найти его оптимальную (равновесную) цену С*. Решение данной задачи организовано в четыре этапа.
1. Оценка тесноты связи изучаемых явлений с помощью линейного коэффициента парной корреляции (для линейной регрессии) или индекса корреляции (для нелинейной регрессии).
2. Нахождение вида функции спроса и предложения. Пусть даны функции спроса и предложения в общем виде (нелинейная регрессия):
yc =
где yc , хп , хс , уп – выборки значений спроса и предложений на товар (цена и количество товара);
a, b – коэффициенты уравнения регрессии, которые необходимо найти.
Для нахождения коэффициентов используется формулы, получаемые из системы канонических уравнений:
где – средние значения.
Затем функции yc , yп записывают в явном виде и строят графики спроса и предложения.
3. Оценка качества построенной модели (расчет коэффициентов детерминации и средней ошибки аппроксимации).
4. Нахождение точки пересечения графиков (равновесной цена). Используют итерационный процесс:
где t – номер итерации,
g(x) - монотонно убывающая функции,
f(x) – некоторая монотонно возрастающая от аргумента x (т.е. от цены).
Зададим точность .
Соотношения, отражающие закон спроса-предложения, проиллюстрированы (см. рис. 13).
Из рисунка видно, что процесс формирования равновесной цены начинается с назначения в начальный момент времени цены на уровне . Производитель-продавец отреагировал на это в следующий момент времени величиной предложения, равной , в тоже время спрос на этот товар сформировался на уровне . Заметное превышение предложения над спросом привело к понижению цены в следующий момент времени до уровня . Это сразу отразилось на предложении в последующий момент времени. Спрос резко подскочил и составил величину и т.д. Продолжение этого процесса обозначено траекторией (индексирована стрелками), которая сходится к точке равновесия – точке пересечения кривых f(x) и g(x).
Учет конкуренции эластичности спроса
Эластичность спроса (предложения) по цене определяют с помощью коэффициента эластичности по формуле Э. Маршалла. Коэффициент эластичности (Е) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса (предложения) на товар при изменении его факторного признака (цены) на 1 %.
где - прирост спроса,
- прирост факторного признака;
Q – базовый показатель,
С – базовое значение факторного признака.
Положительное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака спрос растет (связь прямая).
Отрицательное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака спрос сокращается (связь обратная).
При Е < 1 – товар является мало эластичным или неэластичным.
При Е > 1 – товар является эластичным или сильно эластичным.
При Е = 1 – товар является слабо эластичным, единично эластичным (так называемый унитарный спрос). В этом случае снижение цены не приводит к коммерческому результату (росту выручки), т. к. изменение одного признака вызовет такое же изменение другого признака.
Рассмотрим два частных случая: эластичность спроса от цены и эластичность предложения от цены.
1. Эластичность спроса от цены. Пусть известна функция спроса D(С) некоторого товара, где С – цена товара. Тогда эластичность спроса от цены определяется следующей формулой:
Эластичность спроса от цены показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении его цены на 1%.
Так как кривая спроса D(С) - убывающая функция (с ростом цены спрос падает), то <0. Следовательно, при таком определении эластичность спроса от цены положительна.
Если > 1, получаем товар эластичного спроса (при повышении цены товара на 1% спрос на товар (число покупок) понижается более чем на 1%; при понижении цены товара на 1% спрос на товар (число покупок) повышается более чем на 1%).
Если < 1, получаем товар неэластичного спроса (при повышении цены товара на 1% спрос на товар (число покупок) понижается менее чем на 1% ; при понижении цены товара на 1% спрос на товар (число покупок) повышается менее чем на 1%).
Задача 1. Функция спроса некоторого товара D(С) = . Найдем эластичность спроса от цены при определенной цене С:
Тогда эластичность спроса от цены
При определенной цене и коэффициентах а и b находим эластичность спроса от цены .
2. Эластичность предложения от цены. Пусть известна функция предложения S(С) = некоторого товара, где С – цена товара. Тогда эластичность предложения от цены определяется следующей формулой:
Эластичность предложения от цены показывает, на сколько процентов изменится предложение товара при изменении его цены на 1%.
Задача 2. Функция предложения некоторого товара S(С) = . Найдем эластичность спроса от цены при определенной цене С:
то эластичность предложения от цены
При определенной цене и коэффициентах а и b находим эластичность предложения от цены .
Задача 3. Известен индекс цен на продукцию I = 1,126 и коэффициент эластичности предложения E = 0,91. Как изменится предложение в связи с ростом цен на продукцию и как изменится выручка от реализации этой продукции?
Заданный коэффициент эластичности предложения свидетельствует о том, что предложенный товар неэластичен ( ). Это означает, что рост цены на товар не снизит объема предложения в силу потребности в этом товаре.
Объем предложения получим из преобразованной формулы эластичности предложения:
Находим
Таким образом, рост цен на 1% вызовет рост предложения на 0,06%, а выручка от реализации продукции при неэластичном спросе снизится.
3. ИС производства
Управленцы, работающие в сфере производства, используют компьютер и как компонент самой производственной системы, и как компонент управления. В производственной системе компьютеры используют в системах автоматизированного проектирования (САПР), а также для создания промышленных роботов и гибких производственных систем (ГПС). Функциональные подсистемы ИС производства, используются:
- на операционном уровне для контроля оборудования;
- на уровне знаний для
- на уровне менеджмента
- на стратегическом уровне
Структура производства представлена на рис. 4 одной из функциональных подсистем ИС.
Рис. 14. Структура ИС производства
В состав ИС производства фирмы входят следующие три входные подсистемы, поставляющие внешнюю и внутреннюю информацию, данные:
- подсистема бухучета - большое количество данных и информации, потребной для целей управления производством, поступает в ИС производства от бухгалтерской ИС.
- инженерная подсистема, от которой поступает дополнительная информация, описывающая производимые производственные операции;
- подсистема внешней
информации обеспечивает
В состав ИС производства входят четыре независимые выходные подсистемы для оценки отдельных направлений производственного процесса:
- календарная подсистема позволяет оценить временной аспект потока работ, переходящих с одного рабочего места на другое.
- подсистема управления
запасами предназначена для
- подсистема контроля качества предназначена для комплексного контроля качества на всех стадиях производства, начиная с входного контроля поступающих на фирму материалов, сырья и комплектующих элементов, и заканчивая контролем качества готовой продукции перед отправкой ее с предприятия;
- подсистема учета затрат
позволяет оценить
Ниже рассматриваются задачи, которые могу служить примером ИС производства.
3.1. Примеры ИС производства
Математическое моделирование деятельности предприятия
Основные определения. Получение прибыли является результатом производства и/или продажи продукции (товара, услуги), основанных на привлечении капитала, труда и ресурсов. Финансовые результаты (прибыль, рентабельность) являются главным критерием оценки деятельности предприятия.
Обобщающим финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности является валовая прибыль. В валовую прибыль входит прибыль от реализации товаров (продукции, услуг), прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов. Общий финансовый результат на отчетную дату называется балансовой прибылью. Валовая прибыль в отличие от балансовой прибыли в составе внереализационных доходов и убытков учитывает уплаченные штрафы и пени (за исключением штрафов и пени, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).
Внереализационные доходы включают:
1) поступления от сдачи
2) доходы по операциям в иностранной валюте;
3) пени, штрафы, неустойки и другие виды санкций за нарушение обязательств и условий, присужденные или признанные должником;
4) прочие доходы, не связанные с реализацией и производством товаров и услуг.
К внереализационным расходам (убыткам) относятся:
1) стоимостной ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов;
2) арбитражные и судебные издержки;
3) некомпенсируемые затраты,
связанные с ликвидацией
4) отрицательные курсовые
разницы по операциям с
Балансовая прибыль за вычетом налогов называется чистой прибылью.
Другие классификации понятий «прибыли»:
1) в зависимости от
источников формирования
2) относительно состава элементом, формирующих прибыль классифицируют: маржинальная, балансовая, чистая;
3) относительно характера
налогообложения выделяют –
4) по характеру использования: капитализированная (нераспределенная) и распределенная прибыль;
5) относительно характера «инфляционной очистки»: номинальная и реальная;
6) относительно регулярности формирования: чрезвычайная, регулярно формируемая прибыль;
7) в зависимости от
источников формирования
Прибыль отчетного периода является объектом налогообложения.