Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:56, курс лекций

Краткое описание

I. Основные понятия, история развития и виды ИС.
1. Понятие информационной системы;
2. Этапы развития ИС. Качественное отличие современных ИС.
3. Роль структуры управления в ИС.
II.Экономические ИС, использующие различные виды ИТ.
1. Системы электронной обработки данных (СЭОД);
2. ИС управления;
3. Системы ППР;
4. Экспертные системы.
III.Функциональные подсистемы ИС организации.
1. Подсистема руководства;
2. Подсистема маркетинга;
3. Подсистема производства;
4. Подсистема финансов;
5. Подсистема управления персоналом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ИС в экономике.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

 

5. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ (ЭС) основываются на моделировании процесса принятия решения человеком-экспертом (человеческих эмпирик) при помощи компьютера и разработок в области искусственного интеллекта. В отличие от всех вышерассмотренных систем ЭС основываются на использовании не только данных и информации, но и знаний, что дает им возможность самообучения. Обычно ЭС не включают в себя моделей, улучшающих принимаемое человеком решение. Их цель - обеспечить экономию за счет замены высокооплачиваемого эксперта-пользователя сравнительно низкооплачиваемым специалистом. ЭС призваны автоматизировать многие решения пользователя (но не все). Следует отметить попытки объединить возможностям ЭС и СППР в рамках так называемых гибридных экспертных систем, получивших распространение за последние годы. В целом ЭС могут использоваться на любом уровне управления, а также специалистами-неуправленцами, реализуя экспертную поддержку принятия решений.

В последние годы наибольший прогресс в области компьютерных технологий был связан с разработкой экспертных систем, работа которых основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность вырабатывать решения, используя знания одного или группы специалистов в определенной области знаний.

Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем проблемам, связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента ИТ - знаний.

Основные компоненты. Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются (рис. 9): интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний.

 

6. ИСКУССТВЕННАЯ (КОМПЬЮТЕРНАЯ) НЕРВНАЯ  СИСТЕМА реализует новый вид информационной технологии, основанный на методах искусственного интеллекта, и связанный с обучением компьютера на принципах функционирования мозга и нервной системы человека. Представляя собой частичный функциональный аналог биологической системы человеческого мозга, искусственная нервная система обладает такими интеллектуальными способностями как обобщение, абстракция и даже интуиция.

Все указанные виды ИС могут работать в рамках одной и той же компании одновременно, выполняя свои специфические функции и участвуя помимо этого в процессе принятия решений.

Итак, для решения стоящей перед ним проблемы менеджер принимает решение, основываясь на определенной информации. Информацию для менеджера готовит компьютерная ИС, которая может быть реализована в виде одной из 6 вышеуказанных разновидностей информационных технологий

 

III. Функциональная структура ИС организации

Каждая из ИС принадлежит к определенной сфере бизнеса или, к определенной функциональной сфере хозяйственной деятельности. Среди таких сфер маркетинг, производство, финансы, управление персоналом и др. На рис. 10 приведена функциональная структура ИС организации, включающая в себя пять отдельных частей: 1) информационную систему руководства, 2) информационную систему маркетинга, 3) информационную систему производства, 4) информационную систему финансов и 5) информационную систему кадров (управления персоналом).

Рис. 10. Функциональная структура ИС организации

 

От общей схемы перейдем к конкретным задачам (реализуемые посредством ИС), решаемые на своем уровне управления.

Таблица 2.

Уровень / система

ИС маркетинга и сбыта

 ИС производства

ИС финансов

ИС управления персоналом (кадры)

стратегический

Спрос и предложение

Анализ безубыточности

производства

Соизмерение  разновременных  затрат

Трудовые ресурсы предприятия

тактический

Учет конкуренции эластичности спроса

Математич. моделирование деятельности предприятия

Вложения в образование и здравоохранение

Механизмы стимулирования подразделений

операционный

 

Ранжирование ф-ций деятельн. предприятий

   

 

Однако, база данных является общей для всех подсистем. Часть программного обеспечения также может быть универсальной. Функциональные подсистемы ИС организации работают одновременно в интересах достижения общих целей

 

1. ИС руководства

 

Руководство фирмы имеет свои уникальные требования к информации. ИС руководства предназначены для обеспечения управленцев высшего уровня всей необходимой для них информацией о деятельности фирмы с требуемым уровнем детализации. Эти системы начали создаваться в организациях сравнительно недавно.

По-видимому это связано с тем, что деятельность высшего руководства, затрагивающая множество плохо структурированных и совсем неструктурированных проблем, в значительно меньшей степени понималась специалистами по информатике, чем деятельность работников на более низких уровнях управления. Сегодня ИС руководства, предназначенные главным образом для менеджеров, работающих на уровне стратегического планирования, являются объектом интенсивных научных исследований. Структура ИС руководства приведена на рис. 11.

 компьютера компании и сети персональных компьютеров, выполняющих роль рабочих станций, обслуживающих высшее руководство. Центральный компьютер (работающий не только в интересах ИС руководства) использует базу данных компании, включая данные из СЭОД, библиотеку программных средств, а также специально вводимые в интересах руководства текущие новости и объяснения. Собственная база данных рабочих станций, обслуживающих руководство, содержит данные и информацию, предварительно подготовленные центральным компьютером. Руководитель лишь выбирает нужную ему информацию с указанием требуемой степени подробности или строит свою работу в запросно-ответном режиме. Система обеспечивает доступ руководства к электронной почте, а также к внешней информации и данным.

 

Рис. 11. Структура ИС руководства

 

В основу ее создания положен принцип совмещения возможностей большого центрального

Диалог между руководителем и ИС руководства строится на основе использования меню с минимальным использованием клавиатуры. Информация предоставляется в виде табуляграмм, графиков и объяснений. Используемые программы должны давать возможность переключения между графической и символьночисловой формой представления данных. Сопроводительные пояснения могут вводиться помощниками руководителей или разрабатываться системами искусственного интеллекта. Таким образом, в рамках ИС руководства реализуется, в основном, информационная и экспертная форма поддержки принятия решений.

Обязательным элементом диалога является возможность понижения (или повышения) уровня детализации описания того или иного контролируемого параметра. Так, например, начав с обзора выходных параметров в их окончательном виде и обнаружив в них какое-то несоответствие, руководитель может потребовать расшифровать структуру, порядок расчета и исходные данные, использованные для вычисления данного показателя. Использование такого метода оказывается весьма полезным для поиска возможных ошибок.

Обычно руководители строят свою работу с ИС руководства на основе известных принципов менеджмента. Например, многие руководители используют так называемое "управление по отклонениям", реализуемое на основе постоянного сравнения запланированных и текущих результатов деятельности компании. Другие - предпочитают вводить и контролировать только "критические параметры" деятельности организации. Ясно, что все подобные методы имеют целью уменьшить объем контролируемых данных, перегружающих руководство и затрудняющих принятие обоснованных решений.

И несколько слов о программном обеспечении ИС руководства. В настоящее время рынок программных продуктов, специализированных для ИС руководства, недостаточно широк. Альтернативой покупки такого обеспечения является его разработка собственными силами, которая пока не под силу небольшим компаниям. В ближайшем будущем следует ожидать появления новых видов гибкого программного обеспечения для ИС руководства, особенно использующих принципы искусственного интеллекта.

2. ИС маркетинга

Менеджеры, занимающиеся проблемами маркетинга разрабатывают стратегии использования различных видов ресурсов с целью повышения объема продаж продукции. Отделы маркетинга и  сбыта ответственны в первую очередь  за продажу товаров и  услуг. Функция маркетинга состоит  в определении круга потребителей продуктов и услуг, рекламе  продвижению товаров, удовлетворению запросов клиентов. Функция служб сбыта состоит в поддержании контактов с заказчиками и потребителями, приеме и обработки  заказов.

Информационная система маркетинга (рис. 12) представляет собой часть ИС организации, поставляющую информацию о ее клиентах и конкурентах, необходимую для принятия решений:

- на операционном уровне подсистема  реализуется ввод, обработка и отслеживание заказов;

- на  уровне  знаний проводится  анализ рынка, прогнозируются основные  тенденции и поведение заказчика;

-на  уровне менеджмента проводится  ценообразование и  анализ его результатов;

- на стратегическом уровне прогнозируются  ситуации с продажами товаров.

 ИС маркетинга содержит три  входные и четыре выходные  подсистемы.

 

 

Рис. 12. Структура ИС маркетинга

 

Входными подсистемами являются:

- бухгалтерская ИС, которая поставляет  сведения о продажах компании, используемые для создания периодических  и специальных отчетов, построения  математических моделей и получения советов от экспертных систем;

- исследовательская подсистема  маркетинга, которая предназначена  для сбора данных, связанных с любым аспектом маркетинговых операций фирмы, в частности сбор данных о постоянных и потенциальных потребителях;

- внешняя подсистема маркетинга, обеспечивающая сбор внешних данных о конкурентах фирмы, а также информацию о всех аспектах правительственного и международного регулирования бизнеса.


Выходные подсистемы:

Маркетинговая информация о продукции и услугах, предлагаемых фирмой покупателям, включает в себя четыре основные  характеристики: 1) наименование продукта, 2) место, где продукт был продан, 3) активность фирмы в рекламе и персонала в продаже и 4) цену продукта. Для получения полной информации, характеризующей каждую из указанных характеристик, ИС маркетинга имеет соответствующие четыре выходные программные подсистемы, производящие информацию о сфере сбыта производимой продукции. Пятая выходная подсистема, называемая интегрированной, дает возможность менеджеру разрабатывать маркетинговые стратегии, использующие различные комбинации этих четырех характеристик.

1. Подсистема продукции. Первое решение менеджера, занимающегося маркетингом, обычно связано с определением вида продукции, которым фирма намерена удовлетворить потребности рынка. Для принятия такого решения часто используется диаграмма жизненного цикла продукции, построенная на основе данных о ее продажах со времени ее первого появления на рынке

2. Подсистема определения  места реализации продукции. Выбор  параметра места зависит от принятых на фирме способов реализации.

3. Подсистема активности. Разработка и использование математических моделей для поддержки принятия решений в сфере рекламы, улучшение коммуникаций продавцов и торговых агентов за счет использования портативных компьютеров.

4. Подсистема цен. Принятие  решений в сфере ценообразования  является достаточно важным, если не сказать критическим, при установлении стратегии маркетинга. Некоторые фирмы при установлении цен следуют затратной концепции ценообразования, определяя уровень цен уровнем своих затрат плюс некоторой нормированной прибылью. В теории этот подход оценивается как весьма осторожный, поскольку, возможно, потребитель был готов заплатить и больше. Если информационная система бухгалтерского учета на фирме действует нормально, то расчет затрат, а на их основе - цен, не является сложной проблемой.

Информация о работе Информационные системы в экономике