Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:56, курс лекций

Краткое описание

I. Основные понятия, история развития и виды ИС.
1. Понятие информационной системы;
2. Этапы развития ИС. Качественное отличие современных ИС.
3. Роль структуры управления в ИС.
II.Экономические ИС, использующие различные виды ИТ.
1. Системы электронной обработки данных (СЭОД);
2. ИС управления;
3. Системы ППР;
4. Экспертные системы.
III.Функциональные подсистемы ИС организации.
1. Подсистема руководства;
2. Подсистема маркетинга;
3. Подсистема производства;
4. Подсистема финансов;
5. Подсистема управления персоналом.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ИС в экономике.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Налоги – это обязательные платежи, которые согласно законодательным актам в обязательном порядке подлежат уплате в установленные сроки и в определенных объемах. Основными налогами в бюджет являются: налог на прибыль (доход), налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, акцизы, экспортно-импортные таможенные пошлины, налог с физических лиц, транспортный налог, плата за пользование природными ресурсами, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и прочие налоги.

Налоги разделяют на прямые (налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, земельный налог, налог с физических лиц, налоги на имущество физических и юридических лиц) и косвенные (НДС,  налог на операции с ценными бумагами и сделки с недвижимостью, акцизы на отдельные товары, транспортный налог, таможенные пошлины).

Предприятия самостоятельно определяют направления, объемы и характер использования чистой прибыли. Распределение чистой прибыли осуществляется посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных  (рисковых) фондов.

Фонд накопления используется на финансирование научно-исследовательских, проектных и технологических работ, разработку и освоение новых видов продукции,  техническое перевооружение и проведение правоохранных мероприятий, погашение краткосрочных ссуд и уплата процентов по ним.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, финансируются культурные и оздоровительные мероприятия, оказывается материальная помощь, выплаты компенсаций, надбавок к пенсиям и т.п. Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью показателей прибыли и показателей рентабельности.

Рентабельность характеризует соотношение полученного эффекта к затратам и рассчитывается на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров или продукции  и чистой прибыли. Экономический смысл показателей рентабельности связан с оценкой прибыли, получаемой на каждый рубль затрат.

В ИС реализуются  следующие методы анализа:

1. горизонтальный (временной) анализ, позволяющий рассчитать  абсолютные приросты, базисные и  цепные темпы роста;

2. вертикальный (структурный) анализ, позволяющий выявить структуру  итоговых финансовых показателей с учетом влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3. трендовый анализ (выявление  основной тенденции развития  экономического показателя и  формирование его прогнозных  значений );

4. факторный анализ (анализ  влияния отдельных факторов на  результативный показатель);

5. сравнительный анализ (пространственный),  позволяющий проводить внутрихозяйственные и межхозяйственные сравнения  отдельных показателей с показателями конкурентов и среднеотраслевыми показателями;

6. метод финансовых коэффициентов;

7. маржинальный анализ (для  исследования соотношения между прибылью, издержками и объемом производства). На основе маржинального анализа обосновываются управленческие решения, выбор цены и варианты изменения ассортимента товаров (продукции),  оценка эффективности принятия дополнительного заказа, определяется запас финансовой устойчивости, который зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж;

8. функционально-стоимостной  анализ (конечной целью анализа  является поиск наиболее экономичных  вариантов решения проблемы и выявление резервов сокращения затрат.

 

Постановка задачи. Необходимо составить такой план  выпуска продукции, при котором прибыль предприятия от реализации  продукции будет максимальной (или затраты на ее производство - минимальными).

Сформулируем общую задачу линейного программирования.

Дана система m линейных уравнений и неравенств с n переменными

                                                      (*)

и линейная функция

Необходимо найти такое решение системы X= (х1, х2, ..., хj ..., хn), где  хj ³ 0 (j = 1, 2, ..., l;    l £ n), при котором линейная функция F принимает оптимальное (т.е. максимальное или минимальное) значение.

Система (*) называется системой ограничений, а функция F – линейной функцией, линейной формой, целевой функцией или функцией цели.

Более кратко общую задачу линейного программирования можно представить в виде:

при ограничениях:

Оптимальным решением (или оптимальным планом) задачи линейного программирования называется решение X= (х1, х2, ..., хj ..., хn) системы ограничений (*), удовлетворяющее условию (**), при котором линейная функция F принимает оптимальное (максимальное или минимальное) значение.

При условии, что все переменные неотрицательны хj ³ 0 (j = 1, 2, ..., l;    l £ n),  система ограничений (*) состоит лишь из одних неравенств, - такая задача линейного программирования называется стандартной; если система ограничений состоит из одних уравнений, то задача называется канонической.

Пример. Автозавод выпускает 2 модели «Вольво 850» и «Вольво 940». На заводе работает 1000 квалифицированных и 900 неквалифицированных рабочих, каждый из которых работает 40 часов в неделю. На одну машину тратится

 

Модель

Затраты квалифицированного труда, час

Затраты неквалифицированного труда, час

Затраты на сырье, $

Прибыль, $

Вольво 850

50

30

1500

1000

Вольво 940

 

20

40

500

500


 

Общие затраты на сырье должны составлять не более 900 тыс. $ в неделю. Рабочие, осуществляющие доставку автомобилей, работают по 5 дней в неделю и могут забрать с завода не более 210 машин в день.

Какой объем выпуска каждой модели в неделю обеспечит максимум прибыли.

Решение.

х1 – объем выпуска в неделю Вольво 850;

х2 – объем выпуска в неделю Вольво 940;

1000 х1+500 х2 ® мах,

доставка: х1 + х2 £ 210 * 5 = 1050,

сырье: 1500 х1 + 500 х2 £  900 000,

квалиф.труд: 50 х1 + 20х2 £ 1000 * 40 = 40 000 ,

неквалиф.труд: 30 х1 + 40х2 £  900 * 40 = 36 000 .

 

Анализ безубыточности производства

 

Производство товаров  является основой деятельности любого предприятия. Именно в результате производственной деятельности возможно получение денежных средств, позволяющих расплатиться по обязательствам предприятия.

К функциям производства и обработки продукции добавляются функции  планирования выпуска продукции,  расширения производства, улучшения качества продукции, выполнение планов, составление расписаний, оплата труда.

Первичный экспресс-анализ  производственной деятельности предприятия может быть проведен по формам  бухгалтерской отчетности. Например, горизонтальный анализ позволяет зафиксированный период сравнить темпы роста производства товаров, прибыли, рентабельности, объемов реализации, численности работников, стоимости основных и оборотных фондов. Если производство опережает реализацию товаров, то это свидетельствует о проблемах со сбытом готовой продукции: предприятие начинает работать «на склад». Если темп роста реализации опережает темп роста производства, то это характеризует активную маркетинговую политику предприятия или  появление устойчивого платежеспособного спроса на данную продукцию.

Дальнейший анализ может проводиться при наличии бухгалтерских документов, характеризующих положение по каждой товарной позиции, производимой предприятием. Выявляют приоритетные направления дальнейшей деятельности,  наиболее прибыльные  (убыточные) товарные позиции. Такой анализ тесно связан с понятием видов затрат. Различают постоянные (FC – fixed cost) и переменные (VC – variable cost) затраты.

Рассмотрим преимущества, которые дает  маржинальный анализ  и нахождение точки безубыточности.

Маржинальный анализ позволяет найти наиболее выгодное соотношение между прибылью, издержками и объемом производства при условии четкой классификации затрат на переменные  и постоянные. Величина переменных затрат изменяется вместе с изменением объема производства, например: сдельная оплата труда, материальные затраты, покупные полуфабрикаты, расходы на приобретение товара. Величина постоянных затрат в абсолютном значении не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства, например: амортизация основных средств, арендная плата, страховые платежи, плата за газ, воду, электроэнергию, телефон. Маржинальный анализ позволяет решить задачу эффективного управления предприятием,  предоставляя данные о том, сколько необходимо продать товара, чтобы получить определенный размер прибыли.

Точка безубыточности - это объем реализованной продукции, при котором предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки, не получая прибыли

Существует аналитический и графический методы определения показателей взаимосвязи  затрат, прибыли и объема продаж. Взаимосвязь прибыли, объема реализации, затрат и выручки представлена на рис. 15 .

Рис. 15. Определение запаса финансовой устойчивости

 

Точка безубыточности (критическая точка, порог рентабельности) – это то состояние, при котором реализация продукции не приносит ни убытков, ни прибыли. Выше этой точки – зона прибыли, ниже – зона убытков. Тогда каждая единица товара, проданная сверх этого объема, будет приносить прибыль.

Запас финансовой прочности показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. И чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

Обозначения: П- прибыль, К - точка безубыточности (в этой точке выручка равна затратам), ПС - полная себестоимость,  ВР – выручка от реализации, УПР – условно-постоянные расходы.

Маржинальной (предельной) прибылью называют дополнительную прибыль, получаемую от увеличения объема продаж на единицу продукции при неизменных условно-постоянных затратах.

 Маржинальный (предельный) доход – это приращение дохода за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции, т.е. он равен выручке от реализации минус переменные затраты. Зоной прибыли является разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом реализации.

Для аналитического метода маржинальный  доход ( Мд ) на единицу продукции рассчитывается по формуле

                                              Мд = С – Zпер ,                                    (10)

где  С    – цена единицы продукции, руб;

       Zпер – переменные затраты на производство единицы продукции.

Безубыточность (В) рассчитывается как отношение постоянных расходов (Zпост) и  маржинального дохода на единицу (Мд):

                                                B = Zпост / Мд .                                (11)

Объем реализации (Ореал) рассчитывается по формуле:

                               Ореал  = (Zпост + P ) / Мд ,                     (12)

где  P -  размер заданной прибыли.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается как произведение запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи.

На практике реализуются следующие случаи:

1) Мд   = 0 . Выручка от реализации покрывает только переменные расходы (предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек);

2)  Мд   > 0   и  меньше величины постоянных издержек. Выручка от реализации покрывает переменные издержки и часть постоянных;

3)   Мд равна  постоянным издержкам. Выручки от реализации достаточно, чтобы возместить все издержки;

4) Мд   больше постоянных издержек. Деятельность предприятия прибыльна.

Таким образом, целью повышения эффективности производства является получение эффекта без дополнительных затрат.

В задаче определение точки безубыточности осуществляется при условии, что вся произведенная продукция реализована, собственные резервные и финансовые средства предприятия использованы для обеспечения  о6ъёма производства продукции сумма полученных кредитов  не должна погашаться в рассматриваемый период.

Пример 1.

Постоянные затраты равны 20000 руб., цена реализации единицы продукции – 50 руб., переменные затраты на единицу продукции – 30 руб. Определим точку безубыточности.

Решение.

Удельная прибыль = цена реализации единицы продукции – переменные затраты на единицу продукции = 50 - 30 = 20 руб./единицу.

Информация о работе Информационные системы в экономике