Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:56, курс лекций
I. Основные понятия, история развития и виды ИС.
1. Понятие информационной системы;
2. Этапы развития ИС. Качественное отличие современных ИС.
3. Роль структуры управления в ИС.
II.Экономические ИС, использующие различные виды ИТ.
1. Системы электронной обработки данных (СЭОД);
2. ИС управления;
3. Системы ППР;
4. Экспертные системы.
III.Функциональные подсистемы ИС организации.
1. Подсистема руководства;
2. Подсистема маркетинга;
3. Подсистема производства;
4. Подсистема финансов;
5. Подсистема управления персоналом.
Оценка кадрового потенциала проводится с помощью следующих методов:
1) прогностического, основанного на использовании анкетных данных, характеристик и мнений члена коллектива и вышестоящих руководителей;
2) практического, предусматривающего проверку на конкретном рабочем месте, что дает материал для последующего анализа способности данного кандидата справиться с новой работой. Метод требует достаточно длительного промежутка времени для своей реализации;
3) имитационного, моделирующего ситуацию для оценки деловых и личных качеств кандидата на основе решения имитационной задачи.
Способами оценки кадрового потенциала также являются: анализ документов, собеседование, интервьюирование, тестирование, эксперимент, графологический анализ.
Для получения рейтинговой оценки исследуемого специалиста проводят экспертное оценивание его личностных и профессиональных характеристик (табл. 5).
Рейтинг специалиста определяется по следующей формуле:
где Qj – j-й оценочный критерий (см. таб.5);
Kj - j -й весовой коэффициент важности критерия (определяется пользователем по фиксированной шкале); Kj принадлежит интервалу [1,L], где L- верхняя граница выбранной шкалы.
n- общее число оценочных критериев.
Исследования по определению профессионального уровня членов коллектива дополняются изучением межличностных отношений в коллективе. Используются различные тесты, анкеты и методики (например, методика Т. Лири). В их основе лежит теория по исследованию степени адаптивности и дезадаптивности психики, увязывающая ситуацию и реакцию человека на эту ситуацию.
Таблица 6.
Классификация элементов системы управления персоналам
Элементы системы управления персоналам |
Содержание элемента |
Функции высшего руководства |
Осознание коллективом необходимости преобразований, формирование образа предприятия, формулировка программы, формирование цепей и программы, формирование команды, создание системы оценки и стимулирования реструктуризации. |
Ресурсы фирмы |
Физический капитал, человеческие ресурсы |
Расходы на персонал |
Долгосрочные инвестиции |
Расходы на обучение |
Определяются по критерию «затраты-выгоды» |
Привлечение персонала на фирму |
Активный поиск, реклама, социальные льготы. |
Формы обучения |
Все формы повышения квалификации, включая общее образование |
Социальная инфраструктура |
Формируются отдельные компоненты по критерию «затраты-расходы» |
Стиль руководства |
Определяется ситуацией |
Организация труда |
Индивидуальная, групповая |
Регламентация исполнителя |
Разная степень свободы в организации труда |
Мотивация к труду |
Сочетание экономических и морально-психологических стимулов, использование различных |
Горизонт (сроки) планирования |
Период жизненного цикла человеческих ресурсов |
Функции кадровых служб |
Преимущественно аналитические и организационные |
Одним из направлений управления персоналом является планирование потребностей предприятия в кадрах. С этой целью целесообразно проведение следующих мероприятий.
1. Определение факторов, влияющих на потребность в персонале по каждой кадровой категории. Рекомендуется рассматривать следующие категории: рабочие основного производства, рабочие вспомогательного производства, служащие (включая руководителей), технический персонал.
2. Определение качественной потребности в персонале, ориентация на стоящие перед предприятием производственные задачи.
3. Определение количественной потребности в кадрах.
Основные элементы, формирующие систему управления персоналом, представлены в табл. 6.
Современная концепция управления человеческими ресурсами включает более полное использование потенциала сотрудников, а не минимизацию затрат; самоконтроль, а не внешний контроль, гибкую форму управления организацией, ориентация на работу в команде, повышение роли аналитических функций кадровых служб.
6. Функциональная подсистема сбыта
6.1. Модель затрат на перевозку грузов
Обычно рассматривают следующие задачи:
Рассмотрим подробнее каждый вид задач.
1. Нахождение кратчайшего пути между объектами – транспортировка груза.
Транспортная модель впервые была сформулирована при разработке плана перевозок одного вида продукции из нескольких пунктов отправления в пункты назначения, поэтому и называется именно так.
Постановка задачи. Пусть имеется m пунктов производства продукции и п пунктов ее потребления. Причем есть несколько дорог соединяющих эти пункты и известны пропускные способности этих дорог. Необходимо найти такой путь, чтобы он был кратчайшим.
В общем виде модель можно будет записать следующим образом:
где xij - количество перевозимой продукции;
сij – расстояние (себестоимость) перевозки от i–го поставщика к j–му потребителю;
ai , bj – объем поставки от i–го поставщика, объем потребления в сырье у j–ого потребителя соответственно.
Первая группа ограничений указывает, что суммарный объем перевозок продукции из некоторого исходного пункта не может превышать произведенного количества этой продукции; вторая группа ограничений требует, что суммарные перевозки продукции в некоторый пункт потребления полностью удовлетворяют спрос на эту продукцию. При этом суммарный объем производства продукции должен быть не меньше объема спроса на эту продукцию.
2. Планирование оптимального
Постановка задачи. Необходимо минимизировать издержки при максимальной загруженности транспорта или максимизировать грузооборот и минимизировать простои под загрузкой – разгрузкой сырья у поставщика и на предприятии.
Для математической формулировки данной задачи в общем виде обозначим:
xij - количество перевозимого сырья от i – го поставщика j – м видом транспорта;
Si - расстояние до j – ого поставщика;
Cj - средняя скорость движения транспорта j – ого вида с учетом качества покрытия дороги;
wj - грузоподъемность транспорта j – ого вида;
Vi – количество сырья у i – го поставщика;
В – общая потребность предприятия в сырье.
Кj – количество транспорта j – того вида.
Тогда математическая модель запишется в виде:
Целевая функция показывает возможность снижения продолжительности порожнего пробега транспорта.
Ограничение (1) показывает необходимость вывода всего сырья от поставщика.
Уравнение (2) – зависимость удовлетворения потребности в сырье предприятия.
Ограничение (3) свидетельствует о целочисленности используемого транспорта при составлении расписания.
3. Нахождение оптимальных
Постановка задачи. Найти объемы перевозок для каждой пары «поставщик» - «потребитель» так, чтобы:
Сформируем математическую модель данной задачи.
где сij – себестоимость перевозки от i–го поставщика к j–му потребителю
xij - количество перевозимого сырья от i – го поставщика j – м видом транспорта;
Mi, Nj- количество сырья у i–го поставщика, потребность в сырье у j–ого потребителя соответственно.
Для решения транспортных задач, помимо симплекс-метода, могут применяться разные методы, например, метод, который часто для простоты именуется методом потенциалов.
Получение начального решения (для этого используются разные методы: правило северо-западного угла, метод минимальной стоимости, приближенный алгоритм Фогеля). На этом этапе находится или оптимальное решение, или решение, близкое к оптимальному.
Если на первом этапе оптимальное решение не было найдено, выбирается переменная, вводимая в базис (метод потенциалов). Выбирается переменная, выводимая из базиса (построение цикла).
Данный класс задач – это транспортные задачи, которые относят к задачам сетевого планирования и управления, которые решаются используя сетевой график (графическое изображение комплекса выполняемых работ).
Рассмотрим пример решения таких задач на примере решения задачи о кратчайшем пути.
Пример. Задача о кратчайшем пути состоит в нахождении связанных между собой путей на транспортной сети, которые в совокупности имеют минимальную длину от исходного пункта до пункта назначения. Рассмотрим один из известных алгоритмов решения данной задачи для случая сети без циклов. Этот алгоритм простой, но в нем представлена конструктивная идея рекурсивных вычислений, на основе которой представляется схема динамического программирования.
Рассмотрим сеть автомобильных дорог между семью пунктами, с временем затраченным на перевозку груза, записанным над стрелками (рис.1).
Рис.18.
На рисунке 18 узел 1 является начальной точкой (исходным пунктом), а узел 7 - конечной точкой (пунктом назначения). Эта сеть не имеет циклов, так как нет ни одной цепи, связывающей узел с самим собой.
Прежде чем описать процедуру решения, введем следующие обозначения.
Работа (в данном случае перевозка груза) – это протяженный во времени процесс, требующий затрат ресурсов.
Событие – это момент завершения какого-либо процесса, отражающий отдельный этап выполнения проекта. Событие может свершиться только тогда, когда закончатся все работы, ему предшествующие. Последующие работы могут начаться только тогда, когда событие свершилось.
Время, которое необходимо затратить на выполнение каждой работы, называется продолжительностью работы и обозначается tij . При этом i и j означают выходящее и входящее события для соответствующей работы.
На сетевом графике продолжительности работ (i,j) ставятся над стрелками, направленными от события i к событию j, после этого считается, что сетевой график готов для анализа и работы (рис. 1).
Математический анализ сетевого графика включает в себя определение, в первую очередь, следующих параметров.
Ниже мы приведем формулы (алгоритмы) для вычисления параметров.
Наиболее раннее допустимое время наступления i-го события
(4)
где максимум берется по всем k стрелкам, входящим в i-е событие.
Наиболее позднее допустимое время наступления i-го события
где минимум берется по всем j стрелкам, выходящим из i-го события.
Нахождение наиболее раннего возможного времени наступления каждого события. Формулу (4) следует применять шаг за шагом, лучше всего двигаясь в порядке правильной нумерации событий.
Для начального события 1 положим . Для события 2 по формуле (4) найдём:
Для события 3 находим (в событие 2 входят две стрелки, тогда по формуле (4) нужно найти максимум двух чисел):