Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

(Можно выполнить упражнение  по созданию образа запаха, например, соснового леса, морозного снега, земляники, горячих пирогов и т.д.)

 

 

 

 

 

Упражнение 3. Образ предмета.

 

 Цель: на основе активизации воображения и ассоциативного мышления создать необычный образ обычного предмета, стараясь придать ему чувственно-эмоциональную окраску.

В процессе работы над этим заданием учащимся необходимо постараться уловить, заметить какие-то особые свойства и признаки предмета, с одной стороны, связанные с его сущностными характеристиками, с другой - необычные, не заметные на первый взгляд. Ребятам предлагается пофантазировать относительно формы предмета, его функций, тех взаимоотношений, в которые он может вступать с окружающими его людьми и предметами, «наделить» предмет характером, привычками, настроением. Это довольно трудное задание, так как требует от учащихся отхода от привычных для них стереотипов, выход за рамки обыденности. Вот отрывки из рассуждений по поводу такого совсем обычного предмета как чайник:

«Любой чайник, в зависимости от формы носа и крышки, имеет свое лицо. При длительном общении с одним и тем же человеком у чайника вырабатывается свой стиль общения, свое отношение к человеку: оно выражается в желании обдать его кипятком или  побыстрее и повкуснее заварить для него чай».

«Чайник с выходящим из носика паром напоминает пароход, скрывающийся за линией горизонта»

«Пар – это душа чайника. Чем дольше его греть на огне, тем большую часть души он отдает».

 

Упражнение 4. Образ незнакомого слова.

 

Цель: развитие ассоциативного мышления; создание образа предмета на основе ассоциаций, вызванных звучанием незнакомого слова.

Для этого упражнения можно использовать любое звукосочетание (например: курлемабур, радоферт, цидель и др.),  незнакомое учащимся слово или слово-перевертыш (нофелет – телефон). Создание образа незнакомого слова, требует активизации воображения, так как отсутствует сенсорный опыт, который можно использовать при выполнении этого упражнения, ассоциации же вызванные этим словом очень разнообразны и индивидуальны. 

Упражнение состоит из двух этапов. На первом происходит семантизация объекта, то есть придание бессмысленному слову определенного значения. Например, «тироцит» - слово, близкое по звучанию к научным названиям минералов и не наполнено эмоциональной окраской, поэтому большинство испытуемых отнесло его к минералам, лекарственным препаратам или птицам. А вот слово «гуфоркампф», не обладающее направленной мотивированностью,  вызвало более разнообразные ассоциации. («Гуфоркампф – это индейское племя»; «это военная машина»; «это имя волшебника»; «произношение напоминает фарфор, светящийся и фантастически-сказочный»)

Второй этап: разработка образа, наделение его признаками, качествами, свойствами, определение его взаимоотношений с окружающим миром. Ответы на вопрос: «Какой он?», - во многом задаются семантизацией данного слова, но степень детализации разрабатываемого образа связана с эмоциональной увлеченностью, с тем насколько нам удалось вовлечь учащихся в игры с образами воображения. Если позволяет ситуация и аудитория, можно предложить сделать иллюстрацию к описываемому образу. Создание графического образа хорошо стимулирует развитие и образного мышления и воображения.

Примеры. «Курлемабур – это такое существо с мохнатым туловищем и гладкими конечностями. Оно веселое и дружелюбное, но если ему угрожает опасность, то он всем своим видом показывает какой он злой и опасный: раздувается, скалит зубки, делает злые гримаски. Он живет в норке из сухих палочек. Любит играть. Если у него что-то не получается, то он начинает ворчать: «бур, бур, бур».

«курлемабур – это миниатюрный бурильный аппарат для куриных яиц. Применяется студентами факультета искусств при изготовлении декоративных пасхальных яиц. Курлемабуром проделывают ровные, аккуратные дырки с двух сторон яиц, что бы потом выдуть их содержимое».

В зависимости от выбора признаков получаются вербальные образы с различной степенью «фантастичности» (это видно из примера). В этом упражнении можно потренироваться в использовании различных приемов творческого воображения, таких как агглютинация, преувеличение и преуменьшение, включение (добавление какой-то детали к образу, что делает его необычным). Своеобразие образа может быть раскрыто как с точки зрения характеристики его качеств и признаков («курлемабур – мохнатое существо с гладкими конечностями»), так и с точки зрения описания его действий и функций («показывает зубки», «делает злые гримаски»). Ассоциативность процесса создания образа формирует у автора эмоционально-оценочное отношение к нему.

 

Упражнение 5. Придумать предмет с новыми свойствами.

(Комбинирование образов.)

 

Цель: научиться оперировать образами, устанавливать новые, необычные связи между обычными объектами.

Для выполнения этого упражнения лучше всего использовать «метод фокальных объектов», разработанный в 50 – е годы И. Вайтингом. В основе этого метода – «комбинирование признаков известного, привычного объекта с различными признаками других случайных объектов. Перенесение новых признаков на исходный объект позволяет получить новые необычные свойства, которые обеспечивают ему возможность получить новые функции» ( 34; 149.)

Выполнение упражнения состоит из нескольких этапов. 1) Поместим в «фокус» внимание какой-нибудь обычный объект, например, стол.  2) Выберем  несколько случайных объектов (например: муха, цветок, телефон) и выделим их признаки:

муха – летает, жужжит, надоедает, может передвигаться по стенам и потолку;

цветок – имеет ножку и лепестки, расцветает и увядает, пахнет, разноцветный;

телефон – имеет микрофон, динамик, обеспечивает контакт между людьми.

3) Эти признаки по одному или  в комбинации переносятся на  исходный объект. При этом следует не механически переносить признак, а постараться создать образ объекта с новыми свойствами.

Примеры. Стол – цветок.  Вырастает и раскрывается, когда это нужно хозяину, имеет встроенный ароматизатор воздуха.

Стол – муха. 1) Может летать, с помощью присоски его можно закрепить на стене или потолке, поэтому он очень удобен для работы в невесомости.  2) Надоедливый стол: постоянно напоминает о невыполненных делах, передвигается за хозяином по комнате, по утрам издает неприятный жужжащий звук, что делает его незаменимым в качестве будильника.

Стол – телефон. Имеет встроенное переговорное устройство.

 

 

Упражнение 6. «Елочка ассоциаций».

(Операции с образами.)

 

Цель: выработать навыки активизации ассоциативного поля; научиться работать с различными образами, устанавливать связи между разнородными объектами и создавать в воображении различные картины и ситуации.

Любое творчество опирается на прежний опыт человека, «потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии» (Л.С. Выготский). Но как активизировать этот опыт?  Как заставить его работать? Данное упражнение может научить человека вовлекать в сферу творчества разнообразную информацию из своего опыта, управлять своим ассоциативным мышлением. «Ассоциация – это отражение в сознании человека взаимосвязей предметов и явлений действительности». (34; 154.) Именно ассоциации поставляют дополнительный строительный материал для создания новых образов в процессе творчества. Ассоциативное поле – это своеобразное пространство, в котором взаимодействуют понятия по принципу ассоциаций, связывая между собой, кажется, совсем не связанные объекты. «Игры» с ассоциациями давно хорошо известны. Предлагаемое задание несколько сложнее простой цепочки ассоциаций, так как оно должно помочь учащимся не только научиться генерировать ассоциации, но и управлять этим процессом.

Пример: стартовое слово – «пылесос»

пылесос           урожай             небо                        удивление

квартира        поле                   звезда                    случай

уборка            грядка                космос                   вечер

пыль                помидор            корабль                  разлука

тряпка           солнце               инопланетянин     грусть

пол                  осень                  встреча                букет

( Подчеркнутые слова являются ключевыми для следующего столбика)

Теперь можно сравнить количество слов, написанных в течение отведенного времени. Если мы хотим увеличить число ассоциативных связей, мы должны подходить к  выполнению упражнения осознанно. Для этого можно воспользоваться функционально-системным подходом. Обозначив стартовое слово, например «лист», предложите учащимся подумать, какие функции выполняет это понятие, то есть где и когда мы с ним встречаемся (лист бумаги, лист фанеры, железа, дерева и т.д.). Теперь посмотрим на лист, например, бумаги, как на некую систему, в которую входят подсистемы: текст, буквы, слова, знаки препинания, цифры и т.д. Лист бумаги можно рассмотреть как часть более крупной системы: книги, записной книжки, ведомости и др. Можно обратить внимание на его свойства: плоский (плоскость), белый (снег, простыня), чистый (стирка, белье) и т.д. Если задействовать «параллельные» системы, то есть объекты, находящиеся с выбранным понятием в разнообразных отношениях, то получится еще больше слов (ручка, карандаш, кисть, ластик, краски и т.д.) Как отмечают М.И. Меерович и Л.И. Шрагина, ознакомление учащихся с функционально-системным подходом увеличивает количество слов при выполнении упражнения на 30 – 50%.

Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас; случайные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать количество ассоциативных комплексов, расширяя зону областей, из которых черпаются активные слова.

 

Упражнение 7. Фантастический рассказ.

 

Цель: 1) научиться видеть обычные предметы под необычными ракурсами; 2) научиться устанавливать логические связи между случайными понятиями.

Для выполнения этого задания можно использовать различные приемы. Самый простой из них – объединить одной идеей группу слов. Для этого используем слова, входящие в «елочку» ассоциаций из предыдущего упражнения. Выбрав в качестве заглавия одно из слов, учащиеся должны написать рассказ, в который бы вошло максимальное количество слов из составленной ими «елочки». Слова можно переставлять в любом порядке, менять их падежи, делать из них любые части речи, добавлять новые слова. Жанр рассказа может быть любой.

В качестве примера возьмем рассказ, составленный на основе елочки ассоциаций, приведенной в предыдущем примере.

Осень

«Опять зашумело! – вздрогнул он, - только созрел, только освоил свою квартиру и настроился, наконец, подумать о небе и  космосе, о солнце и звездах – и опять пыль столбом, и ничего не видно ни утром, ни вечером. Но самое страшное – этот таинственный корабль. Пока он маячит вдали, то вперед, то назад, но с каждым ходом подбирается все ближе и ближе…Блеск его ослепляет глаза и от встречи с ним в душе вспыхивает целый букет чувств. Но что это? Что с моей кисточкой? Куда несет меня воздушный вихрь? Я не хочу в толпу! Здесь тесно как в переполненном троллейбусе! Что-то щелкнуло…Все стихло…Что он говорит этот инопланенетянин?»

- Надоела мне такая работа: авария  за аварией! – водитель вылез  из кабины, послал на базу сигнал и сел прямо на грядку, прислонившись усталой спиной к большому колесу нового помидороуборочного комбайна.

 

При работе с детьми придумывание рассказов является одной из самых распространенных форм творческих заданий. Однако при применении этого задания возникает проблема критерия оценки, а так же сопоставления рассказов, написанных в разное время. М.И. Меерович и Л.И. Шрагина предлагают количественные и качественные критерии анализа создаваемых образов.

Количественными критериями могут быть:

      1. конструктивная активность – количество использованных при разработке содержания рассказа типовых «содержательных» фрагментов (описание места, характеристика персонажа, состояние среды или субъекта, субъективная оценка действительности и т д.)
      1. Детализация разработки – общее количество признаков и деталей внутри каждого использованного типового фрагмента, которыми характеризуются персонажи (события, объекты и т.п.) и которые были использованы для создания целостного образа, рассказа.
      1. Разнообразие используемых образов, ситуаций и действий.
      2. Способы построения образа неизвестного объекта (комбинирование, аналогизирование, трансформации).

 

К важнейшим качественным критериям авторы относят:

      1. Оригинальность идеи, которая положена в основу рассказа - придумана ли она автором или пересказана уже известная.
      2. Впечатлительность, эмоциональность образов – вызывает ли рассказ интерес и эмоции у слушателя.

Можно учитывать и другие качественные критерии: логичность речевого выражения, его ясность и доступность, чистоту речи и выразительность. При оценке оригинальности и художественности рассказа рассматриваются следующие основные признаки: необычайно эффективный способ связи вещей; находчивость в соединении элементов, обычно несоединяемых; способность ярко – метафорически - высказывать свою мысль.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"