Лекции по "Первобытному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».

Содержание

Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по первобытному искусству.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

   Для российского  искусства древнего каменного  века, например, в не меньшей степени  характерно использование разного  рода красок. Красная краска в виде порошка была обнаружена в культурном слое мустьерского поселения Носово.

    Краски настолько  широко распространились и так  прочно вошли в жизнь древнего  человека, что на местах поселений  позднего палеолита по всей  территории Евразии часто образовывались  многочисленные участки интенсивно окрашенной породы. Повышенная концентрация краски часто отмечается около остатков очагов, в которых пережигались различные минералы для получения красителей.    

Ранее полагалось, что первобытные  люди использовали лишь находки естественной краски. Однако, когда были произведены тщательные химические и рентгеноструктурные анализы красок, найденных в пещере Ляско, результаты исследований показали, что первобытные люди использовали не только естественные красители, которые  им удавалось обнаружить, но и  смеси,  дававшие разные оттенки основных цветов,  и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов.

    В позднепалеолитических памятниках Восточной Европы чаще всего встречаются краски темно-вишневого цвета. Как правило, в этих же памятниках находят и обломки железистых конкреций. На некоторых кусочках можно увидеть следы соскабливания красящего вещества. При раскопках верхнего культурного слоя Костенок П.П. Ефименко обратил внимание на то, что обломки таких конкреций сосредоточены около очагов, и высказал предположение, что обитатели стоянки получали краску путем обжига железистых соединений.  В дальнейшем это предположение было неоднократно подтверждено.    

В окрестностях памятника Костенки, да и вообще на Русской равнине встречается много железистых конкреций типа сферосидерита, т.е. округлых конкреций с лучистым строением, и лимонита. Они найдены на многих палеолитических стоянках.  Если подобные вещества поместить в  открытый огонь,  уже через полчаса наиболее рыхлые ржавые участки становились темно-вишневыми, и можно было соскабливать красную пудру. Длительный обжиг давал еще больший эффект. Через 6-10 часов почти  все вещество становилось темно-вишневым, и его можно было растолочь до порошковидного состояния. Процесс перехода окиси железа из одного состояния в другое является очень сложным и дает много форм, которые находят отражение в красочном спектре, когда из  одного и того же минерала удавалось получить не только красную, но и охристых тонов красочную основу. Гидроокислы железа типа гётита дают, как правило, настоящую охру. Гематит и магнетит обеспечивают темно-красные тона. Большое значение для цвета имеет также участие окислов алюминия и каолинита. 

   Краску более светлых  и ярких тонов первобытные  люди, по-видимому, добывали из плиоценовых  и более древних пород выветривания. Основу красящего вещества и  в этой краске составляют окислы  железа при большом влиянии  гидроокислов алюминия. Тонкие глинистые частицы полностью прокрашены, и вся масса в целом имеет плотный густой красный цвет.       

Сложнее обстоит дело с  анализом черной краски, встречающейся  в наскальных росписях и на некоторых  костяных предметах. Ее могли получать из древесного и костного угля. Но на многих предметах в Костенках на Дону и в Межиричах в бассейне Днепра черная краска имеет вороненый оттенок металла. Уголь не дает такого оттенка. Судя по анализам из пещеры Ляско, такая краска получалась из двуокиси марганца. В Ляско найдено более сотни кусочков окиси марганца, использовавшихся для нанесения черных рисунков.     

  Результаты качественных  спектральных анализов и изучение  внешнего вида, структуры  образцов  красок из костенковских стоянок,  Авдеева и Межиричей привели  исследователей к следующим выводам.   Желтые красители типа охры представляют собой лимониты. Экспериментальный обжиг кусочков лимонита из песков округи Костенок показал, что при нагревании их образуется ярко-вишневый краситель с сильно магнитными свойствами. Бурые, красные и темно-вишневые красители представляют собой окислы железа в виде гематита. Более светлые по  оттенку образцы имеют примесь кремнезема или глинистых частиц. Все красители содержат в большей или меньшей степени такие примеси.       

В процессе раскопок одного из жилищ Костенок обнаружено несколько ямок разной формы, в которых хранились различные краски: темно-вишневая, алая, охра настоящая и белая. В одной из ямок были встречены более трех килограммов чистой красной глинистой краски. На палеолитической стоянке Боршево в верхнем культурном слое П.П. Ефименко еще в 1923 г. была найдена одна из створок раковины моллюска, наполненная ярко-красной краской, которая была «предварительно растерта и с чем-то смешана». Этой краске было более 20 тысяч лет.

    Но для чего же древние раскрашивали свои рисунки? Вполне возможно, что совершенная идеальная имитация животных, необходимая для магических операций, явилась причиной, по которой стали использовать краски.

    Рисунки древнего каменного века не просто красочные – они раскрашены в несколько цветов. Например, бизоны Альтамиры сочетают в себе черный и красный, а лошади Ляско – различные оттенки желто-коричневого и черный. Применение в живописи второго цвета помогает сделать рисунок более реалистичным и объёмным, передать округлости крупа и боков животного.  

    Очень  мало данных мы имеем о связующем  растворе, использовавшемся для  замешивания красок – скорее  всего для этой цели применялись  вода, кровь, мозг и жир животных. Применяя красители, художники  Альтамиры стремились получить жидкое и стойкое красящее вещество, растирая черные и красные пигменты со слюдой, кварцем и воскоподобной амброй.

    Искусство раскрашивания  должно было возникнуть совершенно  естественным путем, ибо дикари, разрисовывавшие себе тело углем, красной глиной, красной и желтой охрой, могли мазать теми же красками свои вырезанные фигуры или раскрашивать ими сделанные контурные рисунки. Вполне рационально предположение, что изначально краски использовались для раскрашивания тел при проведении разного рода обрядовых действий или для идентификации представителей различных племен. В дальнейшем же, древние люди начинают применять их для создания своих живописных «полотен» на стенах пещер, где огромные росписи, став полихромными,  получили несомненную зрелищность.

   Способ нанесения  красок определить достаточно  сложно. Скорее всего, наносились  они пальцем или палочкой, возможно  кистью, которой мог служить пучок  шерсти или тампоном,  а также  выдуванием мелкоистолченного порошка  на поверхность скалы.

   В целом, история  изучения красителей, используемых  палеолитическими художниками, достаточно  непродолжительна. Тем не менее,  перед исследователями уже встал  важный вопрос: почему использовались  только неорганические краски? Пещерному  человеку, в жизни которого огромное место занимало собирательство, было известно множество самых разнообразных растений, среди которых были и красящие. Так почему же он не воспользовался ими для создания своих рисунков?

   Возможно, это связано  с тем, что органические красители на скальной поверхности выглядели намного более бледными и меньше впечатляли или же очень быстро осыпались, в отличие от красок минерального происхождения. Да и растительные краски не могли дать такой насыщенной палитры любимых верхнепалеолитическим художником цветов – красного, черного, желтого.


Информация о работе Лекции по "Первобытному искусству"