Основы языковой и речевой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:16, курс лекций

Краткое описание

1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003.
2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский Дом «Нева», 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 1992.
4. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по рус. яз..doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

7).ударение в глаголах прош. времени  может стоять на основе во  всех формах ( бить, брить, класть, красть, мять, шить), на основе во  всех формах, кроме формы женского  рода в которой переходит на  окончание: брала, была, взяла, гнала, драла, звала, на приставке во всех формах, кроме формы жен. рода ( донял, замер, занял, запер, нанял, начал, отбыл, принял, убыл). Двоякое ударение в формах глаголов дожил – дожил, допил – допил, задал – задал, нажил - нажил, отнял – отнял, отпил – отпил, подал – подал, поднял – поднял, продал – продал, прожил – прожил, пролил – пролил, раздал – роздал.

8). в глаголах на   – ировать   выделяют две группы: с ударением  на “и” ( блокировать, гарантировать, дебатировать, дирижировать, дисквалифицировать, информировать, копировать, суммировать) и с ударением на “а” ( бомбардировать, гравировать, гримировать, группировать, пломбировать, премировать, формировать и др.).

9). у страдательных причастий   прошедшего времени ударение  в форме женского рода падает на окончание ( взятый – взята, витый – вита, изжитый - изжита, начатый – начата, принятый – принята), в других – на приставку. В причастиях на – бранный – дранный – званный ударение падает на приставку ( добрана, забрана, задрана, зазвана, избрана, прибрана, прерванный, призванный, содранный).

    Ошибки в  ударении могут быть вызваны и другими причинами, о которых следует помнить:

1). Незнание правил ударения  в языке – источнике. Мизерный ( лат. miser- бедный) из французского ” мизер” и произносится “мизерный”.

2).  Отсутствие в печатном  тексте буквы “е”. Между тем,  известно, что в соответствии с нормой  она всегда принимает на себя ударение. Неправильно: свекла, желчь, желчный, новорожденный, завороженный ( правильно: свекла, желчь, желчный, новорожденный, завороженный).

3). Незнание орфографических правил. Слова “броня” и “ броня”  являются существительными 1-го склонения.

      Ударение выполняет  смыслоразличительную функцию: броня-“  преимущественное право на получение чего – либо” и броня – “защитное покрытие “.

Часто встречается  неравномерное употребление слова “ бронь ”.

4).  Незнание принадлежности  слова к той или иной части  речи.

     Например, прилагательное  “развитой”  и причастие “  развитый”.

Первое употребляется в словосочетаниях “развитой юноша”, “развитая промышленность”,”развитое сельское хозяйство”, ударение падает на окончание. Причастие, образованное от глагола “развить”, произносится с ударением на первом или на втором слоге – развитая гражданином N деятельность, развитый преподавателем вопрос, развитая веревка, развитый локон.

      Осваивая нормы  русской акцентологии, надо иметь  в виду и явление вариативности ударения. Существуют слова, в которых нормированным признаются: 1). два варианта ударения ; 2). один считается книжным, а другой – разговорным; 3). Один вариант общелитературный, а другой профессиональный.

      Так, варианты  “ иначе – иначе”, “петля  и петля “, “ржаветь и ржаветь”, “творог и творог” равноправны;  “баловать и баловать”, “договор и договор”, “кета и кета” – первый книжный, а второй разговорный; “астроном и астроном”, “  компас и компас”, “рапорт и рапорт”, “ искра и искра”,   “ добыча и добыча”, “ атомный и атомный” – общелитературный и профессиональный соответственно.

      Культурный человек пользуется орфоэпическими словарями.

4.2. Нарушения морфологических  норм и пути их преодоления.

1). Образование форм имени существительного.

     При употреблении  рода имен существительных ошибки  группируются следующим образом:

 а) изменение рода;

 б) не соответствующее норме употребление существительных общего рода;

 в) ошибки, связанные с возможностью  употребления существительных мужского рода применительно к лицам женского пола.

     Например: Мы с мамой  испекли пирожки с повидлой ( с  повидлом ), Гринев был недорослью ( недорослем). Новая роль ( новый), больной мозоль ( больная), белая тюль ( белый), розовая шампунь ( розовый).

      Золушка потеряла  туфель ( туфлю).

      Мы выехали на  просторное авеню ( на просторную  авеню).

   Несклоняемые существительные, обозначающие животных и птиц, обычно принимают форму мужского рода: забавный пони. ( Исключение: иваси, цеце – женского рода).

    Несклоняемые существительные,  обозначающие географические названия, принимают форму рода в соответствии со словами “город”, ”река”, “озеро”, “столица “, “гора” – полноводное Онтарио, солнечный Сочи.

   В современном русском  языке насчитывается около двухсот  существительных общего рода. Они  могут употребляться как в  значении женского ( “ такая размазня”), так и в значении мужского рода ( “такой размазня” ).

  Например: Гаврик рос круглой сиротой ( круглым ).

   Когда Ломоносов пришел  учиться в академию, его все  дразнили: “Такая дылда пришла  учиться !”( Такой дылда пришел  учиться!).

  Молчалин оказался хитрым  лисой ( хитрой).

 В современном языке существительные  мужского рода могут употребляться  для обозначения лиц женского  пола, поэтому вполне возможны  следующие варианты: Крылова – опытный преподаватель и Крылова – опытная преподавательница.

  Не соответствует норме употребление сущ. мужского рода, если есть соотносительное сущ. женского рода: “ Алеше бабушка казалась добрым волшебником (правильно – доброй волшебницей ).

  В основе категории числа  имен существительных лежит противопоставление  единственности и  множественности, которое по-разному проявляется у конкретных, вещественных, собирательных и отвлеченных существительных.

  Ошибки  встречаются в следующих  случаях: а) образование не  существующих в нормативном языке  форм мн. и ед. числа;

б) использование такой формы  числа, которая неуместна в данном контексте.

 Например: “ У старшего брата  было много скотин ( скота), а у  младшего только осел.”

   “Ребята криками и свистами ( свистом) прогнали собаку.

     “ У нас во дворе  качель ( качели) сломалась ( сломались)”.

    “Окна выкрасили белилом “ ( белилами).

   Или: “Земля от холоду (холода) стала крепкой”.

     “  Мальчик был  разведчиком у партизанов ( у партизан ).”

     “  У сестер  было много красивых платий ( платьев)  “.

     “  Я напою тебя  какаом ( какао ).”

      “ Мама укрыла тесто пальтом (пальто).”

      “  Сколько  время ? ( времени)”

      “  Нельзя предавать  своих юношеских мечт.” ( форма  род. падежа множ.числа отсутствует у существительных “мечта”,  “тахта”,   “мольба”,  “дно”.

2).Образование форм имени прилагательного .

     Форма прилагательного  зависит от категорий  рода, числа и падежа  существительного, к которому оно принадлежит. Ее усвоение происходит естественным путем, и ошибки здесь не так многочисленны.

      Встречаются они  в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени.

      Возникают следующие  речевые ошибки:

а) полная форма употребляется вместо краткой:

   “ Шляпка гриба была  полная воды “ ( полна).

б) краткая форма употреблена  вместо полной:

   “ Я способен, и вы  должны меня принять в институт “ ( Способен к чему ?)

 Ошибки появляются и при  образовании степеней сравнения  имени прилагательного. Это происходит в двух случаях: а) при образовании сравнительной степени такого прилагательного, которое в языке не имеет данной формы и б) при образовании сравнительной степени ненормативной способом.

  “ Сначала я спорил с  мамой, а потом понял, что  она всегда правее меня. ( права).”

   “ Я никогда не видел  книгу толстее (толще ) “.

   “ Эта задача более  легче, чем та, которую решали вчера.”

    “ Самый способнейший  студент “, “ наиболее высочайшее здание”.

 Только в единичных случаях  сочетание “самый” + форма превосходной  степени является нормативным,  хотя и имеет устаревший характер: “самая кратчайшая дорога “, “ самый ближайший путь”, “ самым теснейшим образом”.

3). Образование форм местоимений.

  Специфика местоимений как  части речи в том, что они  являются словами – дублерами. Их роль в организации предложения и текста в целом чрезвычайно велика. Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений “ себя “ и “свой”; указательных местоимений и местоимения “он”, просторечных притяжательных местоимений.

  Например: “ Мария Семеновна  попросила меня принести мой  портфель.” Портфель может принадлежать как Марии Семеновне, так и  мне. Если первое, то нужно употребить местоимение “ее “, если вторе – местоимение “ мой”.

  Местоимения “свой” и “  себя “ часто употребляются  вместо требуемых нормой личных  и притяжательных местоимений.  Например: “ Косте понравились свои  тапочки.” ( его тапочки )

  “ Я нашел книгу у   меня на столе “  ( у себя)

  Ошибкой является и неоправданное  повторение указательных и личных  местоимений: “ Когда он был на озере, он увидел там дерево необычной формы.” (повтор)

    Замещающие местоимения должны быть согласованы с замещаемым в роде и числе: “ Дворянство боялось, что оно может лишиться власти.”(оно может)

    В употреблении местоимений  весьма распространены ошибки, причиной которых является влияние на литературный язык просторечия: “ ихний”, “ихи”, “ейный”.

4). Образование форм числительного.

    Имя числительное –  лексически замкнутая категория,  насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Несмотря на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс, и ошибки встречаются здесь часто.

    Большое их количество  связано с употреблением составных  форм имен числительных. Правила склонения этой части речи просты – при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных -  только последнее слово:

       “ Течение  реки достигает 120 ( ста двадцати) – 400 ( четырехсот) метров в минуту “; “В ночь на 26 ( двадцать шестое) августа шел дождь”.

     При образовании словосочетаний  “ числительное + существительное, имеющее только форму множественного числа ( сутки, сани, ножницы, брюки, очки ) “, используются собирательные ( до 5 ) или количественные ( с 5 ) числительные: “ двое ( трое, четверо)  суток “ -  “пять ( шесть, семь) суток “.

     Часто встречается  в речи неверное употребление  собирательного числительного “ оба “ ( обе ). Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то употребляется форма  “ оба “ ( брата, озера ). Если женского рода – “ обе “ ( сестры, девочки ).

     От родовой принадлежности  существительного зависит склонение  числительного “ полтора “. Муж. и ср. род. в именительном и винительном падежах принимают форму  “ полтора “, в остальных падежах – “ полутора “, женский род в именительном и винительном падежах – “ полторы “. В остальных – “ полутора “. При этом существительные изменяются в соответствии с правилами.

5). Образование форм  глагола.

    Ошибки в образовании  глагольных форм разнообразны. Можно выделить следующие их типы:

 а) неверное образование глагольной  основы: “ Мне нравятся люди, признавающие свои недостатки” ( признающие). “ Он ко мне приставает  “ ( пристает).

“ Она признавает свои ошибки “ ( признает ). “ Если его обидеть, он сразу маме пожаловается “ ( пожалуется ).

 б) несоблюдение чередований  в основе настоящего времени:  “ берегет “ ( бережет ), “  стерегет “ ( стережет ), “ жгем “ ( вместо “жжем” ).

 в) унификация основ инфинитива  и прошедшего времени: “ Хотя  я сильно ушибилась, но все равно не плакала” (  ушиблась ).

   “  Мокнул под дождиком  “ ( мок ); “ сохнул на солнышке  “ ( сох ); “ исчезнул вдали “ ( исчез ).

 г) деформация разноспрягаемых  глаголов “ хотеть” и  “  бежать “: “Бегим скорее домой  “. “ Он сказал. Что не хотит идти с нами.” “ Они хочут свою образованность показать. “ ( А. П. Чехов ).

 д) ненормативное образование  форм повелительного наклонения:

     “  Закончь эту  работу  побыстрее ! “ ( закончи ).

    Формы “ ехай(те) “  и  “едь(те) “ носят ярко  выраженный просторечный характер и не могут быть рекомендованы для употребления. Надо говорить: “ поезжай(те)”.

 е) заполнение “ пустых  клеток “ в парадигме.

     Ряд глаголов имеет  неполную парадигму, то есть  в системе их форм не хватает тех или иных образований. Так, некоторые глаголы не имеют нормативной формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени по фонетическим причинам: дерзить, победить, очутиться, дудеть, гудеть, ощутить, ерундить, затмить, убедить, чудить, шкодить. Надо говорить: “ я могу победить”, “ я не буду шкодить.”

Информация о работе Основы языковой и речевой культуры