Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:16, курс лекций
1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003.
2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский Дом «Нева», 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 1992.
4. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху
7).ударение в глаголах прош. времени может стоять на основе во всех формах ( бить, брить, класть, красть, мять, шить), на основе во всех формах, кроме формы женского рода в которой переходит на окончание: брала, была, взяла, гнала, драла, звала, на приставке во всех формах, кроме формы жен. рода ( донял, замер, занял, запер, нанял, начал, отбыл, принял, убыл). Двоякое ударение в формах глаголов дожил – дожил, допил – допил, задал – задал, нажил - нажил, отнял – отнял, отпил – отпил, подал – подал, поднял – поднял, продал – продал, прожил – прожил, пролил – пролил, раздал – роздал.
8). в глаголах на – ировать выделяют две группы: с ударением на “и” ( блокировать, гарантировать, дебатировать, дирижировать, дисквалифицировать, информировать, копировать, суммировать) и с ударением на “а” ( бомбардировать, гравировать, гримировать, группировать, пломбировать, премировать, формировать и др.).
9). у страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода падает на окончание ( взятый – взята, витый – вита, изжитый - изжита, начатый – начата, принятый – принята), в других – на приставку. В причастиях на – бранный – дранный – званный ударение падает на приставку ( добрана, забрана, задрана, зазвана, избрана, прибрана, прерванный, призванный, содранный).
Ошибки в ударении могут быть вызваны и другими причинами, о которых следует помнить:
1). Незнание правил ударения в языке – источнике. Мизерный ( лат. miser- бедный) из французского ” мизер” и произносится “мизерный”.
2). Отсутствие в печатном тексте буквы “е”. Между тем, известно, что в соответствии с нормой она всегда принимает на себя ударение. Неправильно: свекла, желчь, желчный, новорожденный, завороженный ( правильно: свекла, желчь, желчный, новорожденный, завороженный).
3). Незнание орфографических
Ударение выполняет
смыслоразличительную функцию:
Часто встречается неравномерное употребление слова “ бронь ”.
4). Незнание принадлежности слова к той или иной части речи.
Например, прилагательное “развитой” и причастие “ развитый”.
Первое употребляется в словосо
Осваивая нормы русской акцентологии, надо иметь в виду и явление вариативности ударения. Существуют слова, в которых нормированным признаются: 1). два варианта ударения ; 2). один считается книжным, а другой – разговорным; 3). Один вариант общелитературный, а другой профессиональный.
Так, варианты
“ иначе – иначе”, “петля
и петля “, “ржаветь и ржаветь”
Культурный человек пользуется орфоэпическими словарями.
4.2. Нарушения морфологических норм и пути их преодоления.
1). Образование форм имени
При употреблении
рода имен существительных
а) изменение рода;
б) не соответствующее норме употребление существительных общего рода;
в) ошибки, связанные с возможностью употребления существительных мужского рода применительно к лицам женского пола.
Например: Мы с мамой испекли пирожки с повидлой ( с повидлом ), Гринев был недорослью ( недорослем). Новая роль ( новый), больной мозоль ( больная), белая тюль ( белый), розовая шампунь ( розовый).
Золушка потеряла туфель ( туфлю).
Мы выехали на просторное авеню ( на просторную авеню).
Несклоняемые существительные, обозначающие животных и птиц, обычно принимают форму мужского рода: забавный пони. ( Исключение: иваси, цеце – женского рода).
Несклоняемые существительные,
обозначающие географические
В современном русском
языке насчитывается около
Например: Гаврик рос круглой сиротой ( круглым ).
Когда Ломоносов пришел
учиться в академию, его все
дразнили: “Такая дылда пришла
учиться !”( Такой дылда
Молчалин оказался хитрым лисой ( хитрой).
В современном языке
Не соответствует норме
В основе категории числа
имен существительных лежит
Ошибки встречаются в следующих
случаях: а) образование не
существующих в нормативном
б) использование такой формы числа, которая неуместна в данном контексте.
Например: “ У старшего брата было много скотин ( скота), а у младшего только осел.”
“Ребята криками и свистами ( свистом) прогнали собаку.
“ У нас во дворе качель ( качели) сломалась ( сломались)”.
“Окна выкрасили белилом “ ( белилами).
Или: “Земля от холоду (холода) стала крепкой”.
“ Мальчик был разведчиком у партизанов ( у партизан ).”
“ У сестер было много красивых платий ( платьев) “.
“ Я напою тебя какаом ( какао ).”
“ Мама укрыла тесто пальтом (пальто).”
“ Сколько время ? ( времени)”
“ Нельзя предавать
своих юношеских мечт.” ( форма
род. падежа множ.числа отсутст
2).Образование форм имени
Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа существительного, к которому оно принадлежит. Ее усвоение происходит естественным путем, и ошибки здесь не так многочисленны.
Встречаются они
в употреблении полной и кратко
Возникают следующие речевые ошибки:
а) полная форма употребляется вместо краткой:
“ Шляпка гриба была полная воды “ ( полна).
б) краткая форма употреблена вместо полной:
“ Я способен, и вы должны меня принять в институт “ ( Способен к чему ?)
Ошибки появляются и при
образовании степеней
“ Сначала я спорил с мамой, а потом понял, что она всегда правее меня. ( права).”
“ Я никогда не видел книгу толстее (толще ) “.
“ Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера.”
“ Самый способнейший
студент “, “ наиболее высочайш
Только в единичных случаях
сочетание “самый” + форма превосходной
степени является нормативным,
хотя и имеет устаревший
3). Образование форм местоимений.
Специфика местоимений как части речи в том, что они являются словами – дублерами. Их роль в организации предложения и текста в целом чрезвычайно велика. Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений “ себя “ и “свой”; указательных местоимений и местоимения “он”, просторечных притяжательных местоимений.
Например: “ Мария Семеновна попросила меня принести мой портфель.” Портфель может принадлежать как Марии Семеновне, так и мне. Если первое, то нужно употребить местоимение “ее “, если вторе – местоимение “ мой”.
Местоимения “свой” и “
себя “ часто употребляются
вместо требуемых нормой
“ Я нашел книгу у меня на столе “ ( у себя)
Ошибкой является и
Замещающие местоимения должны быть согласованы с замещаемым в роде и числе: “ Дворянство боялось, что оно может лишиться власти.”(оно может)
В употреблении местоимений весьма распространены ошибки, причиной которых является влияние на литературный язык просторечия: “ ихний”, “ихи”, “ейный”.
4). Образование форм числительного
Имя числительное –
лексически замкнутая
Большое их количество
связано с употреблением
“ Течение реки достигает 120 ( ста двадцати) – 400 ( четырехсот) метров в минуту “; “В ночь на 26 ( двадцать шестое) августа шел дождь”.
При образовании
Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного “ оба “ ( обе ). Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то употребляется форма “ оба “ ( брата, озера ). Если женского рода – “ обе “ ( сестры, девочки ).
От родовой принадлежности
существительного зависит
5). Образование форм глагола.
Ошибки в образовании глагольных форм разнообразны. Можно выделить следующие их типы:
а) неверное образование
“ Она признавает свои ошибки “ ( признает ). “ Если его обидеть, он сразу маме пожаловается “ ( пожалуется ).
б) несоблюдение чередований в основе настоящего времени: “ берегет “ ( бережет ), “ стерегет “ ( стережет ), “ жгем “ ( вместо “жжем” ).
в) унификация основ
“ Мокнул под дождиком “ ( мок ); “ сохнул на солнышке “ ( сох ); “ исчезнул вдали “ ( исчез ).
г) деформация
д) ненормативное образование
форм повелительного наклонения
“ Закончь эту работу побыстрее ! “ ( закончи ).
Формы “ ехай(те) “ и “едь(те) “ носят ярко выраженный просторечный характер и не могут быть рекомендованы для употребления. Надо говорить: “ поезжай(те)”.
е) заполнение “ пустых клеток “ в парадигме.
Ряд глаголов имеет неполную парадигму, то есть в системе их форм не хватает тех или иных образований. Так, некоторые глаголы не имеют нормативной формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени по фонетическим причинам: дерзить, победить, очутиться, дудеть, гудеть, ощутить, ерундить, затмить, убедить, чудить, шкодить. Надо говорить: “ я могу победить”, “ я не буду шкодить.”