Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:16, курс лекций
1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003.
2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский Дом «Нева», 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 1992.
4. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху
Такое стилевое разнообразие дает оратору широчайшие возможности для выражения своих мыслей.
Но оно же обязывает руководствоваться чувством меры, ясно видеть границу, отделяющую разговорную речь от малограмотной и вульгарной.
Некоторые ученные выделяют специфические стилистические особенности ораторской речи, такие, как разговаривать, широкое использование речевых периодов, относительная свобода строя предложения, обилие сигментированых и присоединительных синтаксических конструкций, связочных предложений и обращений, замена причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями и др.1 (Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989).
Кроме объективно существующих стилей языка, есть ещё индивидуальный стиль оратора, т.е. совокупность признаков, характеризующих его манеру говорить. Он создается в результате тщательной, кропотливой, осмысленной работы над словом, изучения лучших образцов ораторской речи («подражание авторов» по Ломоносову). Только плохие ораторы похожи друг на друга. Хороших ораторов отличает неповторимая, только им присущая манера строить выступления, отбирать языковые средства, влиять на аудиторию в процессе речи. Выработка индивидуального стиля – важная задача оратора. (О других аспектах речевой культуры поговорим позже).
Классическая риторика включает следующие разделы:
а) инвенция (от лат. Inventio – изобретение, создание речи);
б) диспозиция (от лат. Dispositio – расположение, построение речи);
в) элокуция (от лат. Elokutio – выражение, украшение) – языковое оформление речи;
г) мемориа (от лат. Memoria - память) – запоминание речи;
д) акцио (от лат. Actio - действие) – произнесение речи.
Интенцией называется раздел риторики, содержащий сведения о том, как: а) выбирать тему речи,
б) вырабатывать авторскую позицию и
в) определять цели выступления.
При выборе темы необходимо учитывать следующее:
а) соответствие темы вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний, которые помогут раскрыть её. Следует придерживаться правила – избранная тема должна дать вам больше информации, чем имеется у ваших слушателей.
б) уместность темы для данной аудитории.
в) конфликтный характер темы. Спор, толкование, борьба всегда вызывает у людей интерес.
г) новизна темы. Человека всегда интересует что-то новое – стремление к познанию присуще ему от природы. Но новое и необычное должно опираться на то, что людям уже знакомо и имеет для них значение.
а) затронуты различные её аспекты;
б) даны ответы на все поставленные вопросы;
в)
приведено достаточное
г) текст высказывания соответствует нормам культурной речи.
Авторская позиция определяется многими факторами:
а) возрастом и полом;
б) образом мысли;
в) уровнем образования;
г) профессий;
д) жизненным опытом оратора.
Древние риторы считали, что позиция автора есть зеркало его нравственного облика, выражения его стремления к добру и справедливости.
Цицерон писал, что оратор только тогда заслуживает доверия, когда собственными поступками доказал верность идеям, которые несёт людям в своих речах. Примером такой верности был Демосфен, посвятивший свою жизнь борьбе за самостоятельность Афин. Другой пример: пламенно выступал, отстаивая своё представление о военном искусстве и воспитании солдат, А. В. Суворов. Страстным защитником своей веры был протопоп Аввакум, идеолог церковного раскола и противник никонианских реформ.
Авторская позиция вырабатывается поэтапно:
а) приобретение знаний по существу проблемы;
б) изучение компетентных мнений;
в) выработка собственного взгляда на проблему.
Приобретение собственных
Источники информации бывают:
а) непосредственные (опыт прошлой и текущей жизни, специальные наблюдения);
б) опосредованные (личный опыт и специальные наблюдения компетентных людей, изложенные в их произведениях).
Количество собранного материала должно быть избыточным, нужно знать историю вопроса и самые новые данные, не доверять всецело первому же автору, но собирать противоположные мнения.
Сбор материала должен сопровождаться записями (основная информация, подлинные слова компетентного лица, собственные мысли).
Прочитав тысячу слов, запишите пятьдесят. По поводу того, как оформлять заметки, единого мнения у лингвистов нет, но все согласны с тем, что должна быть определенная система. Большинство авторитетов рекомендует делать записи на карточках. Карточки должны быть одного размера, записи делаются с одной стороны. Содержание карточки следующее: тема информации, цитаты в кавычках, данные об источнике информации (книга, журнальная статья, авторы, год издания, номер, страницы).
Накопив материал и выработав авторскую позицию, можно приступить к определению цели выступление. Они могут быть общими и конкретными в зависимости от особенностей аудиторий, для которой готовится речь.
Общая цель выступления определяется видом реакции, которую мы хотим получить:
а) удовлетворить любознательность слушателей;
б) развлечь их;
в) воодушевить, убедить, склонить к какому – либо действию или его прекращению.
По характеру общей цели речи подразделяют на следующие типы: информационная, развлекательная, агитация.
Задача информационной речи
– пробудить в слушателях
Задача развлекательной речи – доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно и с пользой провести время отдыха. Основные элементы – шутка в сочетании с серьёзной мыслью, правда и вымысел. По типу высказывания – повествование.
Агитационные речи могут быть воодушевляющими, убеждающими и призывающими к действию. По форме – это приветствия, выступления с оценкой заслуг, в ознаменование каких-либо событий, речи о значении нравственных и общественных ценностей. В них не сообщается новой информации, скорее напоминают о том, что всем хорошо известно, но в суете повседневной жизни отходит на второй план. Воодушевляющая речь призвана затронуть прежде всего чувства слушателя, а не его рассудок.
Успех убеждающей речи возможен при соблюдении следующих условий:
а) в качестве темы выбирать спорный вопрос;
б) проблема должна быть разрешимой.
Призывающая к действию или прекращению оного речь должна вызывать в слушателях потребность сделать то, к чему их призывают (оказать материальную поддержку, проголосовать на выборах, купить товар, прочитать книгу, бросить курить, заняться физкультурой и т.д.).
Конкретная цель выявляет, что слушатель должен знать, чувствовать, делать, выслушав ваше выступление. Она должна быть выражена предложением, раскрывающим центральную идею речи, основное утверждение или изложение темы.
В теории риторики под композицией понимается построение выступления, т.е.:
а) соотношение его отдельных частей;
б) отношение каждой части ко всему выступлению в целом.
Основой композиции является план – взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы, уложиться в отведенное для речи временя.
Наиболее часто студентам
Следовательно, выступление и заключение должны быть в центре внимания оратора. Главное достоинство первой и последней частей речи - краткость.
Во вступлении информационной речи автор решает следующие задачи:
а) заинтересовать публику;
б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя.
В заключении информационной речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение.
Повторение может быть организовано:
а) воспроизведением формулировки поставленной оратором цели;
б) воспроизведение главных
Хорошо продуманное
Чтобы этого не случилось, следует соблюдать два правила:
а) быть логически последовательным в изложении материала;
б) следить за его подчиненностью основной мысли.
Методы изложения материала в информационной речи: дедукция, индукция, проблемный, концентрический, ступенчатый и метод аналогии.
Наиболее распространенные недостатки устных выступлений:
а) нарушение логической последовательности изложения материала;
б) перегрузка текста теоретическими рассуждениями;
в) отсутствие доказательности (аргументов) основных положений;
г) обилие затронутых вопросов;
д) шаблон в композиции и использование языковых элементов.
Аудитория (лат.) – некоторое количество
людей, собравшихся выслушать
а) интеллектуально – познаваемые (пришёл, т.к. интересуюсь данной проблемой);
б) морально – дисциплинированные (подчиняюсь долгу, приказу, порядку);
в) эмоционально – эстетические (интересен сам выступающий или ситуация общения – хочется «побыть на людях»).
Оратору предстоит увлечь всех присутствующих,
то есть преобразовать морально-
Основные интересы людей составляют проблемы жизни и смерти, здоровья, материального благополучия, профессионального и социального престижа, взаимоотношений с окружающими.
Групповые интересы – это интересы членов конкретных социальных групп, сформировавшихся по профессиональному, возрастному, эмоциональному, учебному и прочим признакам.
Конкретные интересы – интересы ко всему, что человек видит, слышит, осязает, вкушает, обоняет, чувствует. Они тесно связаны с половыми, возрастными, культурными особенностями людей.
Первое впечатление об ораторе – зрительное. Психологи установили, что 80% информации о мире мы получаем через зрение, поэтому и наши слушатели оценивают нас прежде всего зрительно – каков наш внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры. Первое впечатление обманчиво, тем не менее оно сильно. Если мы вызываем в слушателях антипатию, то разрушить её бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет установить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет цели.
Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтёте следующие рекомендации:
а) заранее ознакомьтесь с комнатой, в которой вам предстоит выступать, - акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей;
б) выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы – рекомендуются стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу.
в) будьте умерены в жестикуляции и мимике (они выдадут ваше волнение).
г) не читайте речь по написанному тексту – если вы не знаете её наизусть, не стоит и выходить к слушателям. В полнее допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;
д) в процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей.
Помогает восстановить утерянный
контакт и обращение к