Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:16, курс лекций
1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003.
2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский Дом «Нева», 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 1992.
4. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху
Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора. Дикция (лат. Dictio – произнесение) - это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Дикция является основой разборчивости речи и может быть отчетливой, членораздельной, косноязычной, нечленораздельной.
Хорошая дикция обеспечивается точной и автоматизированной координацией психофизиологических речевых центров с органами речи - дыхательными органами, вибраторами (связками), артикуляторами (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) и резонаторами (полость рта и носа). Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20-30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.
В устном общении, особенно в долгих выступлениях, большую роль играют паузы. Они помогают как говорящему, так и слушающему:
а) облегчают дыхание;
б) дают возможность обдумать предстоящее высказывание;
в) улучшают восприятие речи.
В зависимости от этих функций различают паузы:
- дыхательные;
- ритмические;
- смысловые или логические;
- психологические.
Публичное выступление может стать
особо выразительным и запомина
Этика – это учение о марали, система норм нравственного поведения.
Этикет – установленный, принятый обществом порядок поведения отраженный в речевых формах.
Этикет этичен только тогда, когда отражает душевное богатство личности.
Этикет в поведение и речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели.
В общении, в социальных контактах употребляются слова, словосочетания, целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах.
По этикетным речениям не трудно распознать:
а) возраст говорящего;
б) уровень образованности;
в) общественную принадлежность;
г) профессию.
Так, можно говорить об этикетных формах общения в условиях школы между учащимися и учителями, в среде военнослужащих, среди людей общей, одной профессии.
Этикетные слова и
Ситуации, требующие речевого этикета, отчетливо отличаются одна от другой и имеют свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов: обращение, знакомство, благодарность нравственных отношений, выражение признательности за оказанное добро, внимание, поздравление, пожелание, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, приказ, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение, похвала, комплимент.
Ситуации, в которых требуется соблюдение этикета, бесконечно разнообразны.
Какими же качествами должен обладать хороший оратор?
Вот эти качества:
- компетентность, эрудиция;
- высокая общая культура;
- убежденность:
Чтоб собеседник нашу мысль постиг,
Нужней нам сердце, нежели язык.
Как сможешь в чем – то убедить другого,
Когда ты сам в своё не веришь слово?
(О. Хайям)
- ум (гибкость, критичность, самокритичность);
- настойчивость решительность, самообладание (волевые качества);
- устойчивость, импульсивность, жизнерадостность (эмоциональные качества);
- доброжелательность, общительность, скромность, такт (коммуникативные качества);
- организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность(деловые качества).
Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействия с него и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения.
Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их сочетание с природным темпераментом, особенностями характера, опытом дает нам многообразие индивидуальных стилей, определяет успех любого публичного выступления.
«Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения: другой – вкладчивою грациею изложения; третий - преимущественно ирониею, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения… Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты…».
Лекция № 4
Тема: Понятие нормы и виды норм современного русского литературного языка.
Терминологический словарь:
Содержание лекции.
Нередко речь человека считается грамотной, культурной, если она правильная. Литературно правильная речь построена в соответствии с языковыми нормами.
Норма – единообразное образцовое
общепризнанное употребление элементов
литературного языка в
Установление нормы и ее усвоение носителями языка помогает сохранить целостность и общепонятность литературного языка, защищает его от неоправданного проникновения диалектных, просторечных и жаргонных элементов.
Именно соответствие норме позволяет используемым нами вербальным средствам выполнять основную функцию – быть средством общения.
Норма может быть :
а) императивной ( лат.imperativus – не допускающий выбора );
б) диспозитивной ( лат.dispositivus – допускающий выбор ).
Нарушение императивной
нормы расценивается как
Например: алфавит – алфавит, принял – принял, курица – кура, благодаря чему – благодаря чего.
Диспозитивная норма
допускает варианты –
Различают нормы:
а) орфоэпические ( нормы произношения );
б) акцентологические ( нормы ударения );
в) грамматические;
г) лексические
Их усвоение носителями
национального языка
Наиболее доступные среди них:
1. Трудности словоупотребления
и варианты норм русского
2. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр., доп. – М., 1987
3. Трудности русского языка. Справочник журналиста. 2-е изд., испр., доп.- М., 1981
4. Ефремова Т. Ф., Костомаров В.
Г. Словарь грамматических
5. Вакуров В. Н., Рахманова Л. И., Толстой Н. В., Формановская Н. И. Трудности русского языка. Словарь – справочник. Под ред. Л. И. Рахмановой. Изд. 3-е, испр., доп. 2 ч – М., 1993 – 1994
6. Словарь сочетаемости слов русского языка. 2-е изд., испр. – М., 1983
4.1. Нарушения орфоэпических норм.
Орфоэпические ( греч. orthos – правильный + греч.epos – речь ) нормы – нормы произношения и ударения. Их соблюдение облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения. Правила орфоэпии и русском языке можно разделить на три группы:
а) произношение гласных;
б) произношение согласных;
в) произношение заимствованных слов.
Часто встречающиеся недостатки в произношении :
1). В произношении согласных звуков действуют законы уподобления и оглушения. Оглушаются звонкие согласные в конце слова, эта норма, как правило, не нарушается, за исключением звонкого согласного [г] в конце слова. Он должен звучать как взрывной глухой [ к ] – сапог [к ].
Но в практике часто встречается произношение как фрикативный глухой [х]. Такое произношение недопустимо как диалектное ( особенность южных говоров ) – ( исключение – слово “ бог “- бо[х].
2). Часто встречаются ошибки в произношении “ чн “. В соответствии с нормами это сочетание произносится как [ чн ]: вечный, брачный, заочный, злачный, посадочный. Произношение [шн] требуется в женских отчествах - Фомини[шн]а, Кузьмини[шн]а – и сохраняется в словах горчи[шн]ый, коне[шн]о, пустя[шн]ый, скворе [шн]ик. Есть и двоякое произношение – було[шн]ая и було[чн]ая, копе[шн]ый – копе[чн]ый, моло[шн]ый – моло[чн]ый, порядо[шн]ый – порядо[чн]ый, сливо[шн]ый – сливо[чн]ый.
К нормам произношения
гласных относят нормы
а) в эстонском, латышском, чешском, финском языках – 1 слог;
б) в польском и грузинском – предпоследний;
в) в армянском и французском – последний.
Другой особенностью
русского ударения является
Основная функция ударения
– фонетическое объединение
Чаще всего акцентологические
ошибки встречаются при
1). в односложных сущ. муж. рода в Р.п. ед.числа ударение падает на окончание: зонт – зонта, ковш – ковша, плод – плода, герб – герба. Исключение: гусь – гуся, уголь – угля.
2). сущ. ж.р. 1-го склонения в В.п. ед. числа имеют ударение на окончании: золу, избу, кирку, козу, нору, полу, росу, смолу, сову, строфу, траву, на основе (бороду, борону, цену, щеку), двоякое ударение (реку – реку, доску – доску ).
3). Некоторые сущ. 3-го скл. При употреблении с предлогами “в” и “на” имеют ударение на окончании – в груди, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сени, в степи, в тени, в цепи.
4). сущ. 3-го скл. В Р. п. мн. Числа имеют ударение на основе ( местностей, почестей, прибылей, прорубей, шалостей), двоякое ударение ( отраслей и отраслей, ведомостей и ведомостей), на окончании ( ветвей, горстей, должностей, крепостей, плоскостей, степеней, скатертей, скоростей).
5).употребляемые с
6). краткие прилагательные имеют
ударение на первом слоге
основы в мужском, среднем