Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:16, курс лекций
1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003.
2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский Дом «Нева», 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 1992.
4. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху
Форма служебного документа - это совокупность элементов его оформления и содержания, оцениваемых с точки зрения их состава, объема, последовательности распоряжения и взаимной связи. К элементам оформления документа относятся: наименования, разные адреса, даты, регистрационные номера и т.д.
Элементы содержания – это структурные части основного текста: обращение, мотивировки, выводы, цифровые перечни, схемы и т.д.
Фома документа определяется его назначением, типом, а также конкретным содержанием. Служебный документ, как правило, имеет стандартную форму и составляет в строгом соответствии с типовым формулярам, принятым для документов данной разновидности.
В соответствии с ГОСТ 6.39 – 72 формуляр
– образец устанавливает следую
В типовом формуляре закрепляются:
Каждый реквизит имеет строго установленный состав сведений и место их расположения.
Стандартизация формы
Отсутствие нужного адреса или ссылки на другие документы нередко требует наведения справок, а это неизбежно ведет к затрате времени, сил и средств.
Неправильное расположение обусловленного типовым формуляром материала очень затрудняет использование документа.
Сияние исходит на подготовленную почву,
озарению всегда предшествует труд.
Р. Гамзатов
Тема: Культура публичной речи.
Терминологический словарь:
1. Что такое культура публичной речи? Как достичь цели, выступая публично?
Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону?
Какую речь считать наиболее действенной?
В чем секреты убедительности устного публичного выступления?
Из чего слагается успех хорошей ораторской речи?
Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?
Найти ответы на эти вопросы непросто, особенно начинающему оратору. Уму не обойтись без глубокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров устного слова, без серьезной практической работы над собой.
Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы.
Чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих а оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
Перед всяким человеком, готовящимся выступать публично, неизбежно встает целый ряд вопросов:
а) общих, связанных с целью речи: для кого говорю, что хочу им сказать, зачем говорю.
б) частных, отражающих внешнюю, «техническую сторону речи»: как сказать правильно, понятно, интересно, убедительно.
Помочь ему призвана риторика-наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действительность, убедительность речи, превращающих слов в средство влияния на других людей.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в неё вкладывали различное содержание. Она рассматривались и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменный и устный), и как наука и искусство устной речи.
В современных работах риторика
рассматривается как
У этой науки есть и другие названия:
а) ораторское искусство;
б) красноречие;
в) мастерство устного публичного выступления;
г) элоквенция.
Они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но мы будем их рассматривать как синонимы.
Главным центральным понятием риторики является оратор (от лат. Orare - говорить) – человек, произносящий публичную речь.
Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи (от лат. Audire - слышать).
Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. Публичная речь – это общественно значимое, социально обусловленное выступление.
Когда оратор говорит перед аудиторией, им движут, как правило, два желания: поделиться мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетания мысли и чувства, рационального и эмоционального аспектов речи дают нам разнообразие жанров ораторского искусства, например: социально-политический, деловой, дипломатический, социально-бытовой, академический, судебный, военный, церковный (гомилетики). Это самая распространённая и традиционная классификация, так называемая жанрово – тематическая.
У каждого жанра своя специфика, он ориентирован на определенную ситуацию общения, и существуют довольно четкие каноны (законы) построения речей и их произнесения в конкретных жанрах. Внутри жанров можно выделить виды речей. Например, в социально-политическом красноречии:
а) политическая речь;
б) политический доклад;
в) агитационная речь;
г) политический обзор;
д) митинговая речь.
В академическом:
а) лекция (эпизодическая и цикловая);
б) доклад на научной конференции, симпозиуме;
в) научное сообщение.
В социально-бытовом:
а) юбилейная, поздравительная речь;
б) застольная речь (тост);
в) надгробное слово.
Классифицировать ораторское выступление можно и по другим критериям, например:
а) намерения оратора (виды речей: информационные, декларативные, аргументированные, императивные);
б) с точки зрения конкретной цели (разъясняющие, убеждающие, развлекающие, побуждающие и др.).
Следует иметь в виду, что любое подобное разделение весьма условно. Мы определили риторику как науку о законах публичной речи. Но часто заменяем это название другим словам – ораторское искусство. Что же всё – таки это такое - наука или искусство?
В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связывали её с поэзией (литературной) и сценическим мастерством.
В наши дни она чаще рассматривается как наука, её иногда определяют как «теорию убеждающей коммуникации». Противоречия здесь нет, оба подхода оправданы. Дело в том , что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга.
Ораторская речь является особой своеобразный вид эмоционально – интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова (Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978, с.75); она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека.
Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.
В проблеме речевой культуры следует выделить три аспекта:
а) стиль устной речи;
б) соблюдение основных требований к языку выступления;
в) использование особых средств речевой выразительности.
Более подробнее остановимся на первом аспекте.
Будучи живым оргазмом, язык развивается и изменяется вслед за изменениями, происходящими в обществе. С возникновением и развитием различных областей жизни возникали и новые явления в языке, которые кристаллизуются в различных стилях речи. Каждому из них присущи определенные особенности, набор специфических языковых средств, употребляемых в строго очередных сферах общения. Изучением стилей занимается стилистика – наука, связанная прежде всего с искусством письменной речи, однако оратор пользуется в своей деятельности живым словом устной речи, а ей присущи свои особенности, в том числе и стилистические.
Каковы эти особенности?
В чем преимущества устной речи перед речью письменной?
а) прежде всего, устная речь старше, а потому привычнее и предпочтительнее письменной. По свидетельству ученных – психологов, большинство людей предпочитает слушать и говорить, чем читать и писать. Звучание – самая естественная форма существования языка.
б) устная речь – это живое общение без пространственных и временных преград, ей присущих точный адрес, простота реализации, диалогичность. Она всегда предполагает конкретного собеседника и дает возможность непосредственно воздействовать на него.
в) устное слово позволяет оратору импровизировать, корректировать свою речь, постоянно поддерживать и развивать контакт со слушателями, учитывать их реакцию, их интересы.
г) в устной речи допустимо отступление от строгих (императивных) норм речи письменной, что дает возможность сделать выступление более ярким, эмоциональным, а значит – более действенным. Если письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, то устное слово подходит для выражения эмоций, отношений, настроений.
д) для устной речи характерно смешение, взаимопроникновение различных функциональных стилей. Основу публичной речи составляет литературно-книжная лексика, многие виды выступлений (политическая речь, лекция, доклад) тяготеют к научному и официально - деловому стилям. Но в любом жанре красноречия хорошей можно считать лишь такую речь, которая активно использует элементы публицистического, художественного и даже разговорного стилей. Без этого оратору не достичь эмоциональности и убедительности речи. Эту особенность ораторского искусства отмечал академик В. Виноградов: «Такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступления в дискуссии, лекция, консультация, пресс – конференция, доклад, беседа…» обычно строятся на многообразном чередовании элементов «разговорного и книжного языка» (Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1981, с. 211).