Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:16, курс лекций
1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003.
2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский Дом «Нева», 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 1992.
4. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху
Однако в речи встречается и ошибочное образование таких форм:
“ Никогда я не думал, что очутюсь в такой ситуации.”
Ошибки, связанные с причастиями, можно разбить на две группы:
а) те, которые возникают при образовании форм причастий: “ ученик, сумеющий выполнить задание в срок” ( сумевший ), “ собака, попытающаяся достать палку из воды” ( попытавшаяся ). “ Все, пожелавшие бы приехать на курорт, получат такую возможность” ( неверно ). “ Порватая куртка“, “сдатый экзамен”- неверно. “ Порванная куртка “, “ сданный экзамен “ – верно.
“ Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством “ – неверно.
Надо: “ устанавливаемый “ или “ устанавливающийся “.
Или ошибки:
б) те, которые связаны с
4.3. Нарушения синтаксических норм и пути их преодоления.
Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием:
а) порядка слов в предложении. В русском языке относительно свободный порядок расстановки слов. Однако имеется более или менее принятый порядок следования членов предложения в повествовательных , побудительных и вопросительных предложениях – прямой порядок и отступления от него - обратный порядок ( инверсия – лат.inversio – перестановка ). Инверсия используется в разговорной речи и в произведениях художественной литературы для придания речи особой выразительности.
В повествовательном
Подлежащее может располагаться после сказуемого, если:
1). Обозначает отрезок времени
или явление природы при сказуе
2). Текст носит описательный характер: “ Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце… “ ( М. Горький ).
3). В словах автора, стоящих после или внутри прямой речи: “ Что же ты не едешь? “ – спросил я ямщика… ( А. С. Пушкин).
Появление синтаксических
б) координации подлежащего и сказуемого. Координация ( лат.con- с, вместе, совместно + ordinatio- упорядочение, расположение ) подлежащего и сказуемого – это синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное уподобление форм слов.
Глагол может принимать как
форму единственного, так и
форму множественного числа в
следующих случаях: 1) если подлежащее
выражено словом или словосочет
2) если подлежащее выражено
3) если подлежащее выражено
Использовать только форму
единственного числа глагола-
Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием:
в) согласования определений и приложений.
В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь: “ Она страшная растеряха ( копуша, сластена и др.)”. “Он неисправимый задира ( злюка, лежебока и др)”.
Особые правила существуют и в употреблении падежа. Когда определение относится к словосочетанию” числительное “два” ( три, четыре) + существительное “ и стоит между его элементами, используются такие формы согласования:
Как правильно использовать
при согласовании число определ
Довольно часто встречаются существительные, имеющие при себе два определения, которые указывают на разновидность предметов.
В един. Числе определение ставится в следующих случаях:
1) если сущ. не имеет формы
множественного числа: “
2) если сущ. приобретает во множ.числе иное значение: “электронная и космическая связь “ ( ср. : “ тесные связи “);
3) если определения, характеризующие сущ., связаны ( сопоставлены, противопоставлены) между собой ( правый – левый, мужской – женский, верхний – нижний ) и образуют вместе с существительным сочетание терминологического характера: “ с правой и левой стороны”, “ глаголы единственного и множественного числа”, “уравнения первого и второго порядка”.
Во множественном числе сущ. ставится тогда, когда подчеркивается наличие нескольких предметов: “ деревянные и пластмассовые рамы”, “ японский и китайский словари”, “ баскетбольная и футбольная сборные .”
Существуют выражения, где
одно определение относится к
двум или нескольким
Используем определение в ед. числе, если по смыслу ясно, что оно относится не только к первому ( ближайшему ) существительному, но и к остальным: “дорожная суета и неразбериха”, “ зимний холод и стужа “, “ночная тишина и покой”.
Во множественном числе
употребляем определение тогда,
При согласовании приложений затруднения возникают, как правило, когда нужно выбрать падежную форму географического названия, выступающего в роли приложения. Названия городов обычно согласуются во всех падежах с определяемым словом: “ в городе Уфе “, “ у города Казани “, “ к городу Ростову”.
Допустимы согласованные и несогласованные формы для названий городов на – О : “в городе Зверево” и “в городе Звереве “.
Не согласуются составные названия городов: “ у города Великие Луки “, “ к городу Великие Луки “, “ с городом Нижний Новгород “, “ по городу Нижний Новгород “.
Названия рек, как
правило, согласуются с
Не согласуются названия заливов, проливов и бухт, островов и полуостровов, гор, горных хребтов, пустынь: “К полуострову Ямал”, “ по озерам Эльтон и Баскунчак “, “ вблизи пролива Босфор “, “ по пустыне Сахара “, “ к бухте Золотой Рог “.
Не согласуются названия
портов, станций, зарубежных
Согласуются наименования улиц в форме женского рода : “ на улице Ордынке, Остоженке” и не согласуются остальные: “ недалеко от улицы Крымский вал “.
Согласуются названия зарубежны
Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием:
г) правил управления.
Следует говорить: “ оплатить расходы ( счет, проезд, питание, проживание, работу )” ;
“ заплатить за билеты ( за продукты, за учебу, за мебель )”;
“ скучаем по вас “, “ скучает по нас”;
“ по получении ( П. п. ) распоряжения “ ; ” по окончании ( П. п. ) сессии”; “ по истечении срока ( П. п. ) срока”; “ благодаря ( Д. п. ) хорошему образованию “ ; “ согласно приказу “ ( Д. п.) ; “ вопреки указанию “ ( Д. п. ).
В письменной речи встречается и такой стилистический недостаток, как “ нагромождение” родительных падежей : ” Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа “ ( Розенталь Д. Э. ).
“ Творческая
обработка образа дворового
В конструкциях с управлением при двух управляющих словах имеется общее зависимое : “ бегать и прыгать на площадке “ , “ собирать и разбрасывать камни “. Такие конструкции безупречны, если глаголы в них требуют одинакового управления.
Неверно: “ лечить и
Появление синтаксических
д) правила использования
Грамотное употребление
“ Факты, приведенные в докладе, свидетельствуют о больших успехах современной науки “ – верно.
2) распространенной ошибкой
является неправильная расстано
“ В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой “ – верно.
Самая распространенная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом состоит в том, что авторы не всегда отчетливо осознают основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, совершаются одним лицом ( предметом ). Если не учесть данное обстоятельство, то получили, например, следующее высказывание: “ Подъезжая к городу, начался сильный ветер “, “ открыв окно, запахло соснами “.
Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –А ( - Я ) в наст. времени: “ писать “, “ бежать “, “ беречь”, “ мазать”, “ вязать”, “ мочь”, “ жать”, “петь”, “ чесать” и др.
Лекция № 5.
Тема: Качества грамотной речи
Терминологический словарь.
1. Абстрактная (лексика) – (лат. abstractus- удаленный, отвлеченный). Совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния.
2. Богатство речи - это разнообразие речи, одно из главных ее коммуникативных качеств; богатая речь разнообразна в лексическом отношении.
3. Выразительность речи – это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя).
4. Диалектизмы (греч.dialektos- говор, наречие).Разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной. Слова из различных диалектов (“кочет“- петух, “пимы” – валенки).
5. Логичность речи – это коммуникативное качество речи, характеризующее ее со стороны содержания, последовательности изложения
6. Омоним – слово, однозвучное с другим, но отличное от него по значению
(меховая “опушка“ (обшивка) и “опушка леса“).
7. Паронимы (греч.para – возле + onima , onoma – имя). Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (“демократичный – демократический”, “абонент и абонемент”).
8. Понятие – это форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам.
9. Плеоназм – (греч. pleonasmos – излишество). Многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова (“памятный сувенир”).