Основы языковой и речевой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:16, курс лекций

Краткое описание

1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003.
2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский Дом «Нева», 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 1992.
4. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по рус. яз..doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Славянские языки делятся на западные, южные и восточные. Восточная группа включает:

    1. русский; 2) украинский; 3) белорусский.

Древнейшие памятники письменности XI – XIII веков являются общими  для всех восточнославянских языков. На древнерусском языке написаны такие памятники, как летопись “Повесть временных лет,” древнейший свод законов “Русская Правда,” “Слово о полку Игоре” и т.д.

В XIV – XV веках общий древнерусский (восточнославянский) язык делится на три самостоятельных восточнославянских языка: русский, украинский, белорусский.

Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окрестностей. Создателем современного русского литературного языка является А.С. Пушкин, который осуществил синтез, соединение литературного русского языка предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Н. В. Гоголь сказал о Пушкине: “В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка…”

В 1934 году А.Н. Толстой говорил: “Настанет  время (и оно не за горами), - русский  язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.” И это время наступило. Русскую речь можно услышать в наши дни во многих странах мира. Изучение русского языка наряду с другими языками становится общечеловеческим, т.к. в русском языке большие живительные и жизненные силы. На этом языке созданы многие шедевры литературы, написаны ученные труды, помогающие развитию мировой культуры.

Известный во всем мире общественный деятель Индии Джавахарлал Неру отмечал: “Русский язык – один из величайших языков мира. Сегодня он играет важнейшую роль не только в политической, но и в культурной, научной жизни народов.”

Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значениями слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях и свою природу, и свою историю, и позицию, отношение к жизни, труду.

Все дисциплины в нашем вузе изучаются  на русском языке. Значит, без осмысления важности изучения законов русского языка, их уместного использования в практической деятельности невозможно добиться успеха.

 

  • Лекция №2

Тема: Язык делового и научного общения.

Терминологический словарь:

  1. Текст – (лат. Tekxtum – связь, соединение). Произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в чтении.
  2. Рубрикация – это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, использование заголовков, нумерация и т.д.
  3. План – взаимное расположение частей, краткая программа какого – либо изложения.
  4. Тезис – (от греч. thesis). Положение, истинность которого должна быть доказана.
  5. Аннотация – прямое, непосредственное описание какого-либо текста, её цель - объективно информировать о коком либо другом тексте.
  6. Реферат – развернутая информация о каком-либо тексте, она содержит описание и умозаключение обобщающего характера.
  7. Конспектирование – это краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.
  8. Рецензия – жанр научной информации, основная цель которой – оценка значимости какого – либо текста или группы текстов.
  9. Заявление – официальное сообщение в устной или письменной форме; письменная просьба о чем – ни будь.
  10. Резюме – (фр. resume)- краткое изложение сути написанного, сказанного, или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо.
  11. Доверенность  - документ, который доверяется кому – ни будь действовать от имени выдавшего этот документ.
  12. Автобиография – описание своей жизни.
  13. Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.
  14. Приказ – самый распространенный вид распорядительного документа, применяемого в практике управления; он издается по основным вопросам внутренней жизни учреждения, я также по кадровым вопросам.
  15. Контакт – договор, соглашение.
  16. Письмо – обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

Содержание лекции.

Язык научных текстов.

   Современный русский язык  – сложное явление. Он реализуется  в самых различных вариантах  словоупотребления. В настоящее время принято разграничивать:

  1. язык художественной литературы – прозы, поэзии, драматургии;
  2. устные формы литературно нормированной речи;
  3. функциональные стили книжно-письменного языка – публицистический, официально-деловой, научный.

 Каждый из этих вариантов литературного языка характеризуется особой функциональной направленностью речи (создание художественных образов, непосредственное речевое общение, политическое воздействие общение, политическое воздействие, обмен научной информацией, организация и управление на основе правовых норм и т.д.), составом языковых средств, а также особенностями их статистического распределения в текстах того или иного типа.

Использования языковых средств в  пределах функциональных стилей подчиняется исторически сложившимся традициям словоупотребления. Правомерно говорить о двух уровнях норм литературного языка – нормах общелитературных и внутри стилевых. Например, употребление предлогов благодаря и согласно с существительными в форме дательного падежа (благодаря содействию, согласно решению) является общелитературной, вне стилевой нормой. Однако неправильное употребление этих предлогов с формой родительного падежа ещё, к содержанию, довольно распространено в деловых текстах (благодаря содействия, согласно решения).

В то же время предпочтение, отдаваемое в деловой речи оборотам типа оказать поддержку, допустить перерасход (вместо глаголов поддержать, перерасходовать), вполне оправдано и поэтому стало внутри стилевой нормой, хотя и не рекомендуется в художественной или публицистической речи.

Таким образом, в качестве языковой нормы могут выступать такие варианты, которые наиболее удобны, уместны, целесообразны, а потому наиболее предпочтительны в той или иной речевой ситуации.

Сегодня наука – важнейший фактор жизнедеятельности человека так или иначе, практически каждый из нас ежедневно сталкивается с результатами её исследований, переживает издержки созданных на её основе техники и технологии.

Специфическими чертами научного стиля принято считать:

  1. подчеркнутую логичность изложения;
  2. отвлеченность, обобщенность;
  3. смысловую точность, объективность изложения.

Цель научной речи – строго объективное  описание факторов деятельности, исчерпывающее  изложение каких-либо понятий, систематизация знаний.

М.Н. Кожина считает, что важнейшим функциональным принципом научной речи является комплексная абстрактизация. «Это такое явление научной речи, когда целый ряд языковых средств каждого небольшого текста (например, в пределах предложения)-и лексических, и грамматических, и иных – “направлен” на выражение отвлеченности и обобщенности мысли» (М.Н. Кожина. Стилистика русского языка. М., 1993г.).

Отвлеченность и обобщенность проявляются  прежде всего в том, что почти  каждое слово выступает в научном  тексте и учебной литературе как  обозначение отвлеченного понятия или абстрактного предмета – “скорость”, “время”, “предел”, “количество”, “качество”, “закономерность”, “развитие”. Часто подобные слова употребляются во множественном числе, что для других стилей не характерно: “величины”, “частоты”, “силы”, “длины”, “широты”, “пустоты”, “скорости”.

Отвлеченно-обобщенный характер лексики  подчеркивается и специальными лексическими единицами (“всякий раз”, “обычно”, “как правило”, “всегда”, “регулярно”) и грамматическими средствами (неопределенно-личными предложениями, пассивными конструкциями). Например, «семена кукурузы высеивают в лотки, заполненные почвой, и выдерживают при пониженной температуре.»

Обобщенность и отвлеченность  собственно научного стиля не означает, что ему противопоказана образность.  Крупные ученые, как правило, способны не только к логическому выражению мыслей, но и обладают весьма развитым воображением, способны в ярком образе просто и доступно дать сложнейшую научную информацию. Особенно часто образность появляется в научных работах в области гуманитарного знания (литературоведение, история, философия, в естественных описательных науках география, химия, геология.)

Образность научной речи – явление  историческое. Свидетельство тому –  стершиеся ныне термины – метафоры, которые в момент возникновения, без сомнения, были ярким образным средством выражения – «язычок», «пестик», «зонтик» (биология), «муфта», «гусеница», «лапа», «подошва», «хребет» (геология).

Чаще других образных средств в  научном стиле используется сравнение, т.к. оно является одной из форм логического мышления. Разумеется, оно не преследует цели создания художественного образа, а призвано пояснить, проиллюстрировать явление. Сравнения в научном стиле точны, содержат термины, оформляются при помощи специальных средств («подобно», «как»). Например: «Такие» молекулы, снующие взад и вперед в беспорядочном движении, веду себя подобно мыши, «отщипывая» от медленно движущегося предмета не больше порции количества предмета небольшие порции количества движения» (Э. Роджес «Физика для любознательных» Перев. с анг. М., 1972г.)

Отвлеченность и обобщенность стиля  научной речи проявляется в специфике употребления языковых единиц.

Так, для глагола характерного использование:

  1. настоящего временного: «Углерод составляет … самую важную часть растения.»
  2. форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа. В результате появляются синонимичные структуры: «мы можем привести примеры», - «мы можем привести пример», «исследуют системы» - «исследуются системы».
  3. Глаголов несовершенного вида, имеющих по сравнению с совершенным видом более отвлеченно - обобщение значения.
  4. Глаголов и местоимений в третьем лице, т.к. первое и второе весьма конкретны. Исключение составляет авторское местоимение «мы» и соответствующая ему личная форма глаголов, употребляемые как выражение скромности и признака объективности изложения.

Использование имени существительного и прилагательного также специфично в научной речи.

Подчеркнутая логичность научной речи – ещё одна её специфическая черта. Реализуется этот принцип применением следующих средств:

  1. связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями;
  2. употребление наречий, указывающих на последовательность течения «мысли», «сначала», «прежде всего», «далее», «потом»;
  3. использование водных слов – «следовательно», «во - вторых», «наконец», «итак», «таким образом»;
  4. употребление союзов – «так как», «потому что», «чтобы»;
  5. использование конструкций и оборотов связи – «Теперь остановился на свойствах…», «Перейдем к рассмотрению вопроса…».

Подобные конструкции позволяют  собраться с мыслями. Требование строгой логичности научного текста обусловливает преобладание в нем сложных предложений с союзной связью, особенно сложноподчиненных.

Формами реализации научного стиля, его жанрами (фр. Genre – род, вид) являются монографии, научные статьи, диссертации, рефераты, тезисы, доклады на научных конференциях, техническая документация, которая используется в производстве, лекции и семинары, учебники и учебные пособия, методические рекомендации, обслуживающие учебный процесс в вузах и т.п. 

По преимуществу научная, техническая, учебная речь – это речь письменная. Использование устной формы (доклад, лекция, семинар) требует строгой  ее кодификации. Язык научного стиля необходимо дополняется чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами и т.д.

Основными способами создания жанров научной литературы является описание и рассуждение. В соответствии с современной терминологией описание, рассуждение, повествование называют типами речи.

 Логическая схема и композиция научного текста.

 

 Любое высказывание должно строиться на основе последовательного и доказательного мышления.

Различают следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция,  проблемное изложение и аналогия. В элементарном смысле дедукция (лат. Deductio - выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным  положениям и законам. К дедуктивному методу изложения материала исследователь прибегает тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основание уже известного положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.

Композиционно дедуктивное рассуждение  состоит из трех этапов:

  1. выдвигается тезис (от греч. Thesis – положение, истинность которого должна быть доказана), или гипотеза (от греч. Hipothesis – основание, предложение);
  2. основная часть рассуждения – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. Argumentum) – логических доводов, служащих основанием доказательства: толкование тезиса, «доказательство от причины», «мнения авторитетов», «доказательство от противного», факторы и примеры, свидетельствующие об истинности или ложности тезиса, сравнения.

 Выводы и предложения.

 

Дедуктивный метод рассуждения активно применяется в научных дискуссиях, теоретических статьях по спорным научным вопросам, на семинарах в студенческой аудитории.

Индуктивный метод (лат. Inductio- наведение) – это движение мысли от частного к общему, или частных факторов к знанию общего правила, к обобщению. В учебниках логики подключение, будучи практически отображением всей производственной практики людей, зародились в весьма давние времена. По словам Аристотеля, «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Индуктивный метод движения мысли от факторов к обобщению активизирует мышление, воспитывает исследовательский подход к окружающим явлениям. Следовательно, он является незаменимым способом научного стиля изложения. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции общий вывод делится на основании знания обо всех без исключения предметах и явлениях данного класса. На практике, однако, индуктивный вывод о классе предметов не может быть сделан на этом основании, т.к. опыт всегда не закончен, практика всегда будет опережать всякую, даже самую лучшую теорию.

Композиционно индукция представляет собой следующее: во вступлении не выдвигается  тезис, гипотеза, хотя у исследователя  может иметься некое предложение, не вполне ясное предчувствие открытия. Строгие условия научной логики предостерегают серьёзного учёного от поспешных выводов, поэтому во вступлении определяется цель предпринятого исследования. В основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о технологии их получения, делается анализ, сравнение и синтез полученного материала. И, наконец, на основе этого могут быть сделаны выводы, установлена закономерность, определены свойства материала, выявлены признаки того или иного процесса и т.д.

Научные сообщения на конференциях, диссертационные исследования, монографии, отчеты о научно – исследовательской работе строятся по схеме индуктивного рассуждения.

Проблемное изложение предполагает активизацию мыслительной деятельности путём постановки в определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно подойти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закона мерностей. Этот метод имеет давнюю историю с знаменитых «сократических бесед», с помощью искусно поставленных вопросов и ответов знаменитый мудрец приводил своих слушателей к истинному знанию. Общеметодологическая основа проблемного метода изложения материала деятельностный подход к формированию личности человека. Согласно ему, всякое развитие человека, в том числе и интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления предприятий, интеллектуальных трудностей. Самостоятельное мышление обычно начинается с проблемы, вопроса или противоречия, вовлекающего человека в процесс поиска истины.

Информация о работе Основы языковой и речевой культуры